Обзор: Мебельный ритейл - 26.11.2007
Самарские специализированные мебельные центры готовятся к приходу крупного федерального оператора «ИКЕА». Они увеличивают свои торговые площади, переориентируются на покупателей с более высоким дос
За счет чего выживают розничные салоны? Придут ли на рынок офисной мебели новые федеральные игроки?
Сегодня на самарском рынке мебельного ритейла присутствует более 400 игроков. По оценкам экспертов, рынок насыщен практически во всех сегментах, здесь представлены большинство федеральных производителей мебели — либо в собственных салонах, либо у дилеров. Меньше всего в Самаре игроков, работающих в сегменте премиум-класса, несмотря на то, что, по данным экспертов, спрос на такую мебель среди покупателей растет. Здесь работают мебельные центры (МЦ) «Интермебель», «Руслан и Людмила», салоны Grande Ville, «Венеция» и другие. Эксперты отмечают, что наиболее развит сегодня сегмент мебели классов средний и средний плюс, здесь работают МЦ «МегаМебель на Владимирской», «МегаМебель на Партизанской», «Джаз», а также небольшие монобрендовые магазины-салоны, предлагающие мебель определенной марки. В нише эконом-класса из профессиональных игроков представлен ТЦ «Планета Мебели», в основном же, по оценкам участников рынка, покупатели из этого ценового сегмента предпочитают покупать мебель на рынках или в маленьких магазинах.
Сегодня по количеству квадратных метров специализированных мебельных площадей на душу населения Самара опережает многие города-миллионники, утверждают участники рынка. На данный момент, по данным ГК «Самарский деловой мир» (СДМ), в Самаре насчитывается 7 специализированных МЦ, общей площадью 69,8 тыс. кв. м: «МегаМебель на Владимирской», «МегаМебель на Партизанской», ТЦ «Победа», «Интермебель», «СБС», «Мягкофф», «Планета мебели». За 2006-2007 гг. было введено в строй еще 27,8 тыс. кв. м за счет открытия МЦ «Мягкофф», 2-го корпуса «Интермебели» и «СБС». В настоящее время уже идет строительство 2-й очереди МЦ «Мягкофф», что увеличит суммарную площадь мебельных центров Самары еще на 4 тыс. кв. м.
Как считают эксперты рынка, площади торговых центров будут расти и в дальнейшем, так как увеличение числа арендаторов позволяет привлечь большее количество посетителей, лояльных к данному производителю мебели. «Большой выбор товаров в специализированных ТЦ делает их своеобразным магнитом для потребителей», — отмечает Дамир Дусаев, вице-президент по недвижимости и строительству ГК «СДМ», управляющей компании ТЦ «МегаМебель».
Сегодня в регионе повышается платежеспособный спрос населения, отмечает он, увеличиваются объемы строительства жилой и коммерческой недвижимости. Именно этот фактор стал причиной проявления интереса к рынку со стороны крупных федеральных операторов. Пока приход московских МЦ, таких как «Интермебель» и «СБС», не смог привести к значительному перераспределению рыночных долей. Однако к появлению международного игрока — мебельной компании «ИКЕА» — существующие МЦ готовятся достаточно серьезно, меняя формы и правила торговли в соответствии со стандартами «ИКЕА».
По предварительным данным, открытие нового семейного центра «МЕГА», инвестиционного проекта шведской компании, назначено на февраль. В то время как строится новый центр площадью около 130 тыс. кв. м., самарские владельцы крупных МЦ ищут способы укрепления на рынке и увеличения лояльности покупателей.
Дамир Дусаев уверен, что конкурировать с «ИКЕА» смогут только владельцы собственных крупных торговых площадей, однако подчеркивает, что, с другой стороны, у «ИКЕА» недостаточно широкий ассортимент мебели, чтобы она могла стать действительно опасным конкурентом.
Михаил Ненашев, руководитель проекта МЦ «Мягкофф», глава департамента управления и аренды компании «Индэст-Development», отмечает, что шведский оператор ориентируется на определенный ценовой сегмент — потребителя со средним и ниже среднего достатком, в то время как специализированные МЦ, объединяя на своей территории различных торговых операторов, могут предложить потребителю товар разной ценовой категории.
Специалисты по маркетингу, говорит Михаил Ненашев, прогнозируют в первые 2-3 месяца некоторое снижение посещаемости мебельных магазинов и специализированных МЦ, но впоследствии существующий на сегодняшний день спрос должен восстановиться. Объясняется это тем, что «ИКЕА» предлагает только готовую мебель выставочного образца, тогда как основная доля игроков на мебельном рынке работает непосредственно с производителями и формирует заказ, исходя из стилевых, цветовых и габаритных предпочтений потребителей, что является их несомненным конкурентным преимуществом.
Для того чтобы успешно конкурировать с новым оператором, существующие крупные игроки увеличивают свои торговые площади (открытие 2-го корпуса «Интермебели», строительство второй очереди МЦ «Мягкофф» площадью 4 тыс. кв. м), а также начинают ориентироваться на новые целевые аудитории. Если раньше МЦ «Мягкофф» позиционировал свою продукцию как мебель среднего класса, то сегодня предложение равномерно распределилось в сегментах средний плюс и VIP, для этого в МЦ планируют привлекать новые категории арендаторов, повышая привлекательность торговых площадей за счет строительства нового панорамного лифта, оформления интерьера и введения новых услуг, например, составления дизайнерского проекта. Михаил Ненашев уточняет, что сегодня арендаторам и покупателям предлагается целый спектр услуг, которые повышают лояльность к центру: это погрузочно-разгрузочные услуги, услуги централизованной доставки, кафе. Кроме того, в МЦ предоставляются услуги кредитования 5 банков, что позволяет привлечь дополнительные категории покупателей.
Оксана Белайчук, руководитель службы по связям с общественностью «ИКЕА Россия и СНГ» говорит: «Основным конкурентным преимуществом ТЦ «МЕГА» станет его концептуальное решение. В Росии магазины «ИКЕА» открываются в составе семейных ТЦ «МЕГА», которые предлагают принципиально новые возможности организации досуга, позволяя посетителям сочетать покупки, развлечения и отдых для всей семьи».
Ориентируясь на это, МЦ, уже работающие на самарском рынке, меняют и свои концепции, превращаясь из специализированных МЦ в места для семейного отдыха, при этом решающим моментом в выборе МЦ для покупателя становится комфорт покупки: наличие в здании кондиционеров, фуд-корта, игровых площадок для детей, компетентного обслуживания и выбора мебели из различных ценовых сегментов, отмечают участники рынка.
Основные игроки сегмента домашней мебели — это местные салоны, которые представляют продукцию как самарских, так и федеральных либо иностранных производителей. Дело в том, что московским фабрикам удобнее найти дилеров среди региональных компаний-продавцов, чем открывать здесь собственный салон.
По оценкам экспертов, сегодня в Самаре представлено 30-40% московских мебельных производителей. Местные фабрики выигрывают борьбу за покупателя за счет уменьшения сроков доставки, небольшого снижения стоимости за счет исключения логистических расходов, московские производители берут объемами и частотой введения новых моделей — за счет прогрессивного оборудования и более частой разработки новых моделей. Кроме того, отмечает Георгий Биленко, директор самарского филиала мебельной компании «Моон», для того чтобы повысить свою конкурентоспособность, дилеры московских фабрик вынуждены снижать наценку на товар, снижая стоимость доставки: например, разрабатывая новые формы упаковки, занимающие меньше места.
Георгий Биленко считает, что, несмотря на наметившуюся тенденцию к укрупнению торговых площадей, популярности специализированных центров, приход федеральных игроков, спрос на товар в монобрендовых салонах, предлагающих домашнюю мебель от производителя, сохранился на достаточно высоком уровне.
Для того чтобы привлечь покупателя, небольшие магазины, в противовес широкому ассортименту предложения МЦ, делают ставку на изготовление мебели под заказ и сотрудничество с фабриками, которые часто разрабатывают новые эксклюзивные многофункциональные модели. Георгий Биленко: «Фабрика «Моон», с которой мы сотрудничаем, каждые 2 месяца разрабатывает новые модели мягкой мебели. При этом особенный интерес у покупателя, на наш взгляд, вызывает то, что мы позиционируем свою мебель как многофункциональную: кровать может превращаться в диван, легко меняются размеры, ориентация в пространстве».
Эллина Рубан, директор салона «Рациональ-бюро» считает, что один из основных факторов, позволяющих салонам оставаться на рынке, не сливаясь с МЦ — это ориентация большинства из них на премиум-сегмент. VIP-покупатели, считает Эллина Рубан, заинтересованы в камерной обстановке, которую им могут предложить только специализированные салоны. «Более того, в торговых центрах люди покупают то, что нравится самому хозяину магазина, т.е. им навязывают мнение, которое не всегда совпадает с мнением клиента, и продается то, что стоит на выставке», — уточняет она. И добавляет: «В этом случае клиент не думает сам, что купить, а за него принимают решение другие. Пропадает новизна и индивидуальность заказанной мебели. Для широкого круга потребителей это может еще сгодиться, но клиентов, которые знают цену и деньгам, и себе, такая постановка дел не может устраивать». Салоны высокого уровня, по ее мнению, готовы предложить своим клиентам весь спектр услуг, т.е. сдать объект «под ключ», и тогда клиент сможет решить все свои вопросы в одном месте. В большинстве случаев продавцы в МЦ не знают своего ассортимента в полной мере, затрудняются помочь покупателю и на ходу сочиняют истории про образцы. В VIP-салонах менеджеры обучены на фабриках профессионалами и знают ассортимент на все 100% со всеми деталями и особенностями, уверена Эллина Рубан.
Кроме того, Георгий Биленко считает, что немаловажным при выборе становится и индивидуальное обслуживание, возможность увидеть мебель в обстановке, приближенной к домашней, а также отсутствие времени для поездки в специализированный центр, большинство из которых располагаются в отдалении от центра города.
Как отмечает директор салона офисной мебели «Дэфо-Самара» Анастасия Замыцкая, самарский рынок офисной мебели сегодня недостаточно открыт для прихода новых федеральных игроков.
Несмотря на растущие объемы коммерческого строительства в регионе (в 2006-2007 г., например, было закончено строительство офисного центра класса А «БЭЛ Плаза» площадью 15 тыс. 469 кв. м, второго девятиэтажного комплекса крупного офисного центра «Витязь» общей площадью более 30 тыс. кв. м, общий объем введенных офисных площадей оценивается в 200 тыс. кв. м.), на рынке офисной мебели присутствует только 10-12 крупных салонов. В специализированных МЦ данный сегмент представлен достаточно слабо — разрозненными коллекциями. Многие крупные федеральные производители офисной мебели, такие как «Крафт», «Юнитекс», представленные в других городах-миллионниках, не открывают в Самаре свои представительства, а работают через местных дилеров.
По мнению Анастасии Замыцкой, это связано с тем, что для открытия здесь полноценных салонов местный рынок не очень интересен: 50% всех заказов выставляются на тендеры, которые выигрывают в основном местные производители, даже не имеющие собственных салонов. Оставшиеся 50% распределены между уже присутствующими на рынке салонами. Большая часть заказов приходится на долю лидеров — это региональные представительства всероссийских «Дэфо», «Камбио», «Феликс», «Соло», а также местные Gold Rain и «Эллипс».
Существует на рынке офисной мебели сегментация игроков по ценовым нишам. Так, «Соло» в основном работает с мебелью премиум-класса, «Дефо» — в сегменте средний плюс, «Камбио» и «Феликс» не имеют ярко выраженной специализации.
Преимущество федеральных игроков в том, считает Анастасия Замыцкая, что крупным салонам, представителям федеральных фабрик, легче выживать на рынке, так как сегодня покупатели в большинстве случаев не согласны работать по предоплате, они хотят видеть уже готовую, доставленную продукцию, и только потом платить за нее деньги. Это значит, что компания не должна испытывать немедленной потребности в средствах, за ней должна стоять фабрика с крупными производственными мощностями. Только тогда появляется возможность работать по системе пост-оплаты.
Местные крупные салоны не имеют за собой крупных учредителей-производителей, и за потребителя борются другими средствами. Павел Косолапов, директор компании Gold Rain, подчеркивает, что конкурировать с российскими сетями им позволяет гораздо больший выбор мебели, так как отсутствует привязка к определенному производителю.Также он говорит: «Если хозяева салона работают на себя, а не на московского владельца, они стремятся обеспечить более внимательное отношение к клиентам».
Однако тенденция к укрупнению проявляется и среди местных игроков. Так, г-н Косолапов говорит, что в планах его компании открытие большого салона, где будут выставляться готовые образцы мебели. «Сегодня компания в основном действует по системе заказа по каталогам производителей», — уточняет он.
Кроме того, будет открыт еще один салон — домашних интерьеров, где покупателям будет предложена продукция итальянских фабрик. Именно в этом сегменте, считает Павел Косолапов, спрос еще не удовлетворен до конца.
Основная конкуренция между игроками в сегменте офисной мебели, идет за счет предоставления дополнительных услуг (доставки мебели, подъема на этаж, разработки дизайн-проекта), а также территориального положения. Так, Рустем Саттаров, коммерческий директор компании «Камбио-Самара» отмечает, что в планах его компании, пришедшей на рынок только в 2006 году, аренда или покупка помещения ближе к центральным магистралям. Он подчеркивает, что расположение — главный козырь салона офисной мебели, так как покупатель сегодня не желает тратить много времени на выбор и приобретение кабинетов для офиса.
В целом, отмечают эксперты, самарский рынок мебельного ритейла уже достаточно сформировался. Вероятно, отмечает Дамир Дусаев, в ближайшие два года после прихода «ИКЕА», на нем не произойдет серьезных изменений, так как количество торговых площадей растет быстрее потребительского спроса, а доходность ключевых игроков снижается. Отлаженный спрос на мебель, долгое время стимулирующий рыночную динамику, сегодня почти удовлетворен. Несмотря на это, прогнозировать уменьшение спроса г-н Дусаев не берется, так как меняется отношение среднего россиянина к периодичности покупки мебели, сегодня намечается тенденция частого обновления мягкой мебели, приобретения более модных моделей.
Приход на рынок «ИКЕА» подстегнет конкуренцию среди специализированных МЦ, однако, скорее всего, не будут увеличиваться существующие площади, а произойдет изменение в ценовой ориентации и расширение спектра предоставляемых услуг. Вполне возможно, что рынок офисной мебели станет более открытым, отмечают его участники, и в Самару придут другие крупные федеральные игроки, еще более повысив конкуренцию.
детали
МЦ Самары работают в различных ценовых сегментах
Арендные ставки в крупнейших МЦ города, руб/кв. м
Мебельный центр | Арендные ставки, руб./кв.м |
«Интермебель», 1 и 2 корпусы* | От 600 |
«МегаМебель на владимирской» | от 300 до 1500 |
«мегамебель на партизанской» | от 300 до 1700 |
«Победа» | от 300 до 1500 |
«Мягкофф» | от 760 до 2000 |
«Планета мебели» | От 350 до 450 |
*данные из открытых источников.