Обзор: Поставщики торгового оборудования
Развитие рынка ТО в Самаре переживает этап небольшого замедления. Бурный рост этого бизнеса, начавшийся с приходом крупных федеральных торговых сетей, сейчас практически прекратился. Поставщики ТО
эксперты
Алексей Бошняк
менеджер компании «Север»
Николай Коляда
заместитель начальника производственно-технического отдела ООО «Маранта»
Ильдар Кунафин
заместитель генерального директора ООО «Элвес»
Валерий Сеничев
начальник отдела розничных продаж ООО «Юнистек»
Алексей Скляров
начальник инженерно-технологического отдела самарского филиала Х5 RETAIL GROUP
Виталий Сылка
коммерческий директор ООО «Мастерская торгового интерьера «Мэдвик»
Как поставщики офисной мебели оказывают влияние на рынок продаж ТО?
Трудно ли найти в Самаре подходящее торговое оборудование food-класса?
Как сказывается на рынке продаж ТО приход в регион федеральных торговых сетей?
Пооценкам экспертов, емкость общероссийского рынка продаж торгового оборудования составляет приблизительно от $800 млн до $1 млрд в год. Этот рынок начал формироваться с того момента, как в России появились первые крупные розничные сети, то есть 5-7 лет назад. С тех пор рынок ТО стабильно растет в среднем на 10-20% в год. Это связано с наблюдающимся сегодня бурным развитием сетевого ритейла промышленных и продовольственных товаров. Например, по данным Росстата, оборот розничной торговли за последние два года возрастал в среднем на 20-25% в год. Объем продаж российского рынка розничной торговли оценивается в сумму порядка $240 млрд. Начиная с 2000 г. сети крупнейших ритейлеров («Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» и др.) запустили в общей сложности около 3 тыс. магазинов по всей стране.
Самарские эксперты не берутся оценивать оборот местного рынка в денежном выражении. Связано это, как отмечает коммерческий директор ООО «Мастерская торгового интерьера «Мэдвик» Виталий сылка, с неоднородностью этого бизнеса. Прежде всего, под самим понятием «торговое оборудование» скрывается довольно большой класс товаров, которые можно по-разному классифицировать. Самое общее деление — ТО, предназначенное для продаж продовольственных или промышленных товаров (food и nonfood). По существу, это два отдельных сегмента рынка продаж ТО, которые слабо взаимодействуют между собой. Г-н Сылка добавляет в эту классификацию критерий деления рынка, основанный на типах продаваемого оборудования и схемах продаж в том или ином магазине. Например, ТО, предназначенное для торговли в магазинах самообслуживания или в магазинах, где сохраняется традиционная прилавочная форма торговли. «Именно потому, что рынок достаточно неоднороден и в нем есть несколько направлений деятельности, оценить его в денежном выражении довольно проблематично, — считает г-н Сылка. — Это слишком разные направления бизнеса». Но большинство экспертов отмечает, что факторы, влияющие на местный рынок продаж ТО, в целом схожи с общероссийскими — наблюдается всплеск развития розничной торговли различными видами товаров. По данным администрации городского округа Самара, рост реальных денежных доходов, покупательского спроса населения и усиление конкуренции среди компаний, работающих в сфере ритейла, будет способствовать динамичному развитию потребительского рынка. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону магазинных форм продаж за счет сокращения объемов покупок на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
В целом эти факты позволяют экспертам позитивно оценивать состояние и перспективы местного рынка продаж торгового оборудования. Хотя многие из них отмечают парадоксальную ситуацию: несмотря на постоянное открытие новых торговых точек, рынок ТО сейчас находится больше в стабильном состоянии, чем в фазе активного роста. «Развиваются в основном продажи оборудования nonfood, — считает менеджер компании «Север» Алексей Бошняк. — Оборудование для продажи продуктовых товаров приобретают в основном крупные сетевые ритейлеры, но, как правило, у них есть свои поставщики в столице. Если говорить о ТО как о бизнесе, то этот рынок скорее остается на прежнем уровне, и то за счет ранее наработанных связей с покупателями ТО. Новых заказов на торговую технику становится все меньше, поэтому нельзя сказать, что этот рынок активно растет и развивается».
Сегодня продажей ТО в Самаре занимается порядка 50 компаний. Но эксперты выделяют всего лишь несколько лидеров, которые и формируют рынок. При этом он четко классифицируется на продажу торгового оборудования формата food и nonfood. К первой категории относятся компании, занимающиеся в основном продажей и техническим обслуживанием различной холодильной техники. Среди них участники рынка выделяют ООО «Элвес», компанию «Север» и ряд других. Ко второй — компании, осуществляющие производство и продажу торговой мебели аксессуаров к ней (ООО «Маранта», ООО «Юнистек», ООО «Мастерская торгового интерьера «Мэдвик»).
По мнению начальника отдела розничных продаж ООО «Юнистек» Валерия Сеничева, решающим фактором для успешной работы компании, осуществляющей поставку ТО формата nonfood, имеет наличие или отсутствие собственной производственной базы. «Если фирма обладает собственным производством, тогда ее можно назвать полноправным участником рынка. В противном случае она просто оказывает посреднические услуги по продаже торговой мебели между настоящим продавцом и покупателем. К сожалению, таких компаний на самарском рынке большинство». Заместитель начальника производственно-технического отдела ООО «Маранта» Николай Коляда замечает, что большинство компаний, занимающихся не только продажей, но и производством собственной офисной мебели, так или иначе связаны с рынком продаж торгового оборудования. «Хотя основная сфера нашей деятельности заключается в производстве различной офисной мебели, доля продаж ТО составляет не менее 20%. В этом году мы намерены ее увеличить за счет выхода в другие регионы». Г-н Коляда добавляет, что поставщикам ТО выгоднее заниматься именно своим сегментом бизнеса: «Несмотря на то что и торговая мебель, и различная холодильная техника относятся к категории ТО, большинству компаний невыгодно заниматься обоими направлениями. Это распыляет бизнес. Даже если фирма заявляет, что осуществляет поставку всего комплекса ТО «под ключ», то она все равно определенный процент работы по тому или иному направлению отдает на субподряд сторонней организации».
Поскольку рынок ТО уже поделен между компаниями и на нем наблюдается достаточно жесткая конкуренция, многие фирмы стараются найти на нем свое «узкое» направление деятельности. Например, как рассказал Виталий Сылка, «Мастерская торгового интерьера «Мэдвик» позиционирует себя как производитель и продавец элитной торговой мебели для баров и магазинов VIP-класса. «Поэтому мы не «гонимся» за массовым клиентом, поддерживаем свой имидж «эксклюзивного» поставщика», — замечает эксперт.
Как отмечает Николай Коляда, продавцы ТО в сегменте nonfood в основном производят ТО под своей маркой, в то время как поставщики холодильного и иного технологического оборудования занимаются продажей определенной марки техники на условиях дилерского договора. При этом в сегменте ТО для продажи непродовольственных товаров есть свои специфические проблемы. В частности, Валерий Сеничев говорит: «Большая проблема для производства — индексирование цен монополистами. Постоянно поднимаются цены на ДСП, фурнитуру и многие другие детали. Соответственно, мы должны увеличивать стоимость произведенного нами оборудования, все это в конечном итоге сказывается на покупателях». По утверждению г-на Сеничева, сейчас в сегменте торгового оборудования промышленных товаров наиболее активно развивается оборудование для продажи ювелирных товаров, затем следует ТО для аптечных сетей и следом оборудование для продажи автозапчастей.
Алексей Бошняк считает, что производителям ТО nonfood гораздо легче закрепиться на рынке, потому что их клиентам часто требуется нестандартное оборудование и у компаний есть возможность предложить более богатый ассортимент товаров и услуг.
По оценкам экспертов, на поставки холодильного оборудования приходится почти 30% рынка. Рост крупных торговых сетей провоцирует ежегодный рост объемов продаж торгово-холодильного оборудования в России примерно на 25% в год. Заместитель генерального директора ООО «Элвес» Ильдар Кунафин сообщил, что в компании рост продаж торгового оборудования по некоторым позициям составил от 30 до 60%. Несмотря на это, г-н Кунафин отмечает снижение числа покупок ТО food-класса со стороны крупных ритейлеров. Эксперт также выделяет тенденцию постепенного перехода многих компаний, поставляющих ТО, из сферы его продаж в сферу технического обслуживания. «Федеральные торговые сети предпочитают закупать ТО централизованно, в Москве или из-за границы. Местным компаниям остается или техническое обслуживание, или работа с небольшими региональными продуктовыми сетями и маленькими магазинами за пределами областного центра», — пояснил Ильдар Кунафин.
С этим мнением согласен Алексей Бошняк, который добавляет, что местные розничные компании не нуждаются в большом объеме поставок ТО и не могут обеспечить поставщикам ТО тот уровень продаж, который наблюдался еще несколько лет назад.
Между тем, по мнению начальника инженерно-технологического отдела самарского филиала X5 RETAIL GROUP Алексея Склярова, в Самаре достаточно трудно оснастить магазин торговым оборудованием food-класса. Связано это, прежде всего, с тем, что каждый магазин индивидуален, поэтому часто многие местные фирмы просто не могут вовремя предоставить требуемое ТО. Г-н Скляров сообщил, что ТД «Перекресток» заказывает оборудование как в Самаре, так и в Москве. «Централизованная поставка оборудования делается, когда открывается новый объект, — рассказывает он. — Впоследствии может потребоваться дополнительное оборудование. Здесь мы уже смотрим: что нам более выгодно — заказать его в Москве или обратиться за ним к местным поставщикам».
По мнению Валерия Сеничева, рынок продаж торгового оборудования напрямую связан с развитием рынка розничного ритейла: «В этой сфере тенденция идет в сторону развития сетевых компаний. Как и в любой другой сфере экономики, более крупные компании покупают более мелкие. Поставщики ТО будут ориентировать свои продажи именно на крупные сети, предоставляя им лучшие условия по ценам и способам оплаты. Вообще мечта каждого продавца торгового оборудования — заполучить активно развивающегося клиента». С этим мнением согласны другие эксперты, которые считают, что оживления на рынке продаж ТО следует ждать после появления в Самаре новых крупных федеральных розничных сетей. Виталий Сылка прогнозирует: «Наверное, будет открыто еще два-три торговых центра. Тогда будет небольшой всплеск продаж в течение года-двух, а потом, скорее всего, рынок расти не сможет. Будет просто борьба за новых клиентов. Возможно, будет волна открытия магазинов на первых этажах жилых многоэтажек. Поставщики ТО будут бороться за этот сегмент рынка. Но какого-то сильного скачка рынка не предвидится».
Николай Коляда считает, что производители и поставщики ТО постепенно будут искать и осваивать региональные рынки. «Это общая тенденция, — добавляет он. — Я не думаю, что продавцы ТО будут спокойно ждать, когда в регион зайдет крупный ритейлер. Они будут сами активно стараться продвигать свои услуги, бороться за каждого, путь даже небольшого клиента».
Ильдар Кунафин отмечает: «Конечно, многие компании хотели бы предоставлять техническое обслуживание торговой техники, но не у всех есть для этого технические и человеческие ресурсы». Именно поэтому г-н Кунафин предполагает, что в этом году можно ожидать массового ухода с рынка мелких компаний, которые не смогут предоставить клиентам необходимые услуги.
мнение
Заказчики требуют от поставщиков ТО дизайнерских решений в оснащении торговых точек
Виталий Сылка
коммерческий директор ООО «Мастерская торгового интерьера «Мэдвик»:
— Сегодня уже нельзя просто прийти в компанию, которая занимается поставкой ТО, и сразу выбрать по каталогу необходимый набор оборудования. Для этого нужно четко представлять себе всю концепцию позиционирования торговой точки. Например, если магазин или ресторан работает по франчайзинговой схеме, то его торговое оборудование должно точно соответствовать всем требованиям, которые предъявляет к нему партнер-франчайзер. Но тенденции рынка таковы, что заказчик часто требует от поставщика ТО новых, нестандартных технических и дизайнерских решений, начиная от разработки проекта и заканчивая монтажом оборудования. Как правило, последнее характерно для элитных магазинов. Магазины, работающие в массовом сегменте, в основном заказывают более простое торговое оборудование.