Обзор: Профучастники фондового рынка - 18.08.2008
Нестабильный рост фондового рынка снизил темпы роста брокерского бизнеса в этом году. Несмотря на это, новые игроки продолжают выходить на рынок. Расширение числа участников почти не влияет на стар
эксперты
Андрей Богдашов
руководитель самарского филиала ФК «Интеллект-Капитал»
Алексей Верещагин
региональный директор (Волга) управления «Персональные инвестиции и финансы» «Тройки Диалог»
Алексей Головинов
заместитель директора ИК «Газинвест»
Инга Гонтарева
директор самарского филиала ИК «Атон»
Владислав Зотов
генеральный директор ИК «Восток-Инвест»
Максим Ловцов
директор самарского представителя ИХ «Финам»
Елена Надеина
директор самарского филиала «Национальной ассоциации участников фондового рынка»
Алексей Утенков
начальник фондового отдела ИК «ВолгаКапитал»
Кто удерживает лидерство на самарском рынке операций с ценными бумагами?
Как на бизнесе брокеров сказываются резкие изменения котировок на биржах?
Какими способами компании увеличивают приток клиентов?
Первая половина 2008 г. для участников фондового рынка стала не слишком удачной. В I квартале котировки резко упали — с 2300 пунктов индекса РТС до 1900, а потом практически не росли до середины марта. II квартал начался с уверенного роста до рекордных высот в 2500 пунктов, но уже в конце мая индекс снова обрушился, на этот раз ниже 1700 пунктов, до уровня конца 2006 г. Когда начались военные действия в Южной Осетии, среди трейдеров началась чуть ли не паника и стало устойчивым выражение «рынок лихорадит». Естественно, в этих условиях брокерам стало сложнее привлекать новых клиентов. Ведь желание инвестора вкладывать деньги в акции во многом зависит от первого впечатления, которое он получает от торгов, выигрывает или нет. Генеральный директор ИК «Восток-Инвест» Владислав Зотов вспоминает «урожайный» 2006 г. — тогда индекс РТС стабильно рос и почти удвоился, а клиентская база «Восток-Инвеста» утроилась. Теперь же, на фоне нестабильного рынка, она растет лишь на 8% в квартал, а 1,5% инвесторов вовсе выводят с фондового рынка свои деньги.
Несмотря на негативную конъюнктуру, в целом все более заметная часть населения рассматривает возможность вложения средств в ценные бумаги. По данным опроса фонда «Общественное мнение», число россиян, интересующихся вложениями в акции, с сентября 2007 г. к августу этого года выросло с 6 до 8%. Имея свободные 80 тыс. руб., уже 6% населения, а не 4%, как в прошлом году, купили бы акции российских компаний.
«Последние два года показали, что проблема — не в рынке, а в психологии инвесторов, которые все еще мыслят категориями «рынок растет — хорошо, падает — плохо», тогда как можно и нужно учиться строить долгосрочные стратегии независимо от сиюминутного состояния рынка. И для этого совсем нет необходимости быть семи пядей во лбу», — уверен директор самарского представителя ИХ «Финам» Максим Ловцов.
На этот поток клиентов в регионе претендует 40 профессиональных участников фондового рынка. По данным ФСФР, всего в Самарской области действует 27 региональных компаний — профессиональных участников фондового рынка. Лицензиями ФСФР обладают и 13 из 22 региональных банков. Среди профучастников лидирующие позиции занимают региональные компании, которые вышли на рынок первыми и имеют влиятельных учредителей. Лояльность клиентской базы, как правило, высокая: выбрав один раз брокера, инвесторы уже не меняют его ради лучших тарифов или более удобного расположения дилингового зала другой компании, отмечает заместитель директора ИК «Газинвест» Алексей Головинов. В итоге новым игрокам практически нереально перетянуть ключевых клиентов у старых и существенно повлиять на региональный расклад.
Самая крупная инвестиционная компания Самары — «Газинвест», основанная в 1995 г. финансово-промышленной группой «Волгопромгаз». Суммарный биржевой оборот ИК в 2007 г. превысил 213 млрд руб., из которых 212 млрд — оборот по брокерским сделкам. Сегодня «Газинвест» показывает неплохие темпы роста, несмотря на то что индексы фондового рынка не растут: в «мертвом» июле 2008 г. оборот составил около 28 млрд, что на 57% больше, чем в среднем за месяц в прошлом году.
После «Газинвеста» следующий по масштабам игрок — коммерческий банк «Солидарность». Его объем операций на рынке ценных бумаг, по данным «Национального рейтингового агентства», только в марте 2008 г. составил 16,5 млрд руб. За «Солидарностью» вплотную идут Первый Объединенный Банк с оборотом на рынке ценных бумаг в том же месяце в 14,7 млрд, а также Газбанк с оборотом за соответствующий период в 13,8 млрд.
Замыкают группу лидеров две крупные самарские инвесткомпании: «Восток-Инвест» (оборот в 2007 г. — около 36 млрд руб.) и «Перспектива Плюс» (доступны только данные об обороте в III кв. 2007 г., он составляет более 3,3 млрд руб.). «Восток-Инвест» был образован в 2000 г. и в первые годы работы специализировался на скупке акций недооцененных предприятий у населения. Впоследствии компания эволюционировала в полноценного брокера с развитой филиальной сетью. Брокерское обслуживание приносит этой компании до 60% дохода, примерно по 20% приходится на доверительное управление и дилерские операции (управление собственными средствами). Компания «Перспектива Плюс» была открыта в 1995 г., ее основным учредителем выступил Сбербанк, а в 2007 г. контрольный пакет ИК выкупил гендиректор Игорь Чекменев. Основное направление деятельности «Перспективы Плюс» — доверительное управление активами узкого круга VIP-клиентов. Сам г-н Чекменев позиционирует компанию как «инвестиционный бутик».
Если сложить обороты компаний — региональных лидеров и применить к сумме правило Парето (20% ведущих игроков делают 80% оборота), можно оценить совокупный годовой объем операций самарских компаний на фондовом рынке в 700-900 млрд руб. Это соответствует 3,1% оборота Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).
Помимо региональных компаний, в Самарской области активно развиваются филиалы иногородних фирм. Из них наиболее сильные позиции в регионе, по словам экспертов, занимают «Тройка Диалог», «Ютрэйд.ру» (представитель в Самаре — ООО «Инвестиционный дом Пантеровских»), «Атон», «Финам», «БрокерКредитСервис» и «КИТ Финанс».
За прошедший год региональный рынок пополнился 5 новыми игроками: филиалом «Ай Ти Инвест», банком «Волга-Кредит», ИК «Интеллект Капитал», УК «Милфорд Капитал» и ИК «Инвестиционное партнерство».
Представительство «Ай Ти Инвест» было запущено осенью 2007 г. По наблюдениям сторонних экспертов, подразделение сориентировалось на опытных трейдеров, а первых клиентов набрало, предложив сравнительно низкие тарифы при практическом отсутствии консультирования.
Банк «Волга-Кредит» получил лицензии профучастника фондового рынка 30 октября прошлого года, а к январю этого года в нем было сформировано и начало работать управление фондовых операций. Пресс-служба банка сообщила о намерениях кредитного учреждения развивать брокерское обслуживание, доверительное управление и направление внебиржевых сделок с населением области.
«Интеллект-Капитал» — это кемеровская финансовая компания с инвестиционным и девелоперским направлениями. В Самаре подразделение открылось в марте 2008 г. и предлагает брокерское обслуживание. Планы руководителя самарского филиала «Интеллект-Капитал», бывшего сотрудника TeleTrade Андрея Богдашова — привлекать в месяц 5-10 клиентов с помощью традиционных средств маркетинга: семинаров и рекламы. По словам менеджера, скоро подразделение «Интеллект-Капитала» откроется и в Тольятти.
ООО «Управляющая компания «Милфорд Капитал» получило лицензию на управление ценными бумагами в апреле. Директором общества был назначен начальник фондового отдела ИК «ВолгаКапитал» Алексей Утенков. По его словам, новый игрок пока не ведет кампании по привлечению клиентов, но начнет ее, когда этому будет способствовать конъюнктура фондового рынка.
ООО «Инвестиционное партнерство» получило сразу три лицензии — брокерскую, дилерскую и на управление ЦБ в марте 2008 г.
В 2008 г. 2 игрока ушли с рынка: перестала привлекать клиентов и работать с их средствами самарская «Голден Секьюритиз», закрылся филиал московской фирмы «Ренессанс Онлайн». Клиенты этих компаний распределились между другими фирмами. «Хотя «Ренессанс Онлайн» предложила клиентам обслуживаться дистанционно, из Москвы, большинство из них сменило брокера, так как привыкло работать с человеком с глазу на глаз», — отметила директор самарского филиала ИК «Атон» Инга Гонтарева.
С ростом числа участников рынка усиливается конкуренция. Хотя рынок остается растущим и места пока хватает всем, компании вынуждены искать новые способы, чтобы привлечь больше клиентов, чем их конкуренты.
Крупные региональные компании стараются увеличивать клиентскую базу за счет инорегиональной экспансии. «Восток-Инвест» в этом году открыл 2 новых филиала — в Калининграде и Перми, увеличив число подразделений до 11. В настоящее время сеть «Восток-Инвеста» — самая разветвленная среди самарских компаний. Владислав Зотов пояснил, что часть филиалов досталась «Восток-Инвест» в наследство с 2002-2003 гг., когда компания специализировалась на скупке акций и набирала множество представителей. Впоследствии представители позволили закрепиться в сегменте инвестиционной розницы и отпозиционироваться от конкурентов, работавших преимущественно с VIP-клиентами. «Газинвест» в этом году откроет 1-2 филиала в малых и средних городах за пределами Самарской области, заявил Алексей Головинов. «Мы идем в те населенные пункты, где есть производство, но нет конкурентов. Выходить в столицы регионов, где уже есть 15-20 операторов, как делают московские фирмы, невыгодно», — рассуждает г-н Головинов. Владислав Зотов руководствуется другим принципом: «Открываем филиал там, где удается найти подходящего руководителя, способного набрать клиентскую базу».
Филиалам московских компаний политику по развитию на рынке задает центральный офис. В этом году «Тройка Диалог» изменила стратегию обслуживания — перешла с продуктоориентированного на комплексный подход, когда в любом офисе инвестор может получить полный спектр услуг. Самарские представительства УК и ИК «Тройки Диалог» объединились в одну компанию с единым центром принятия решений и управлением. Региональный директор (Волга) управления «Персональные инвестиции и финансы» «Тройки Диалог» Алексей Верещагин стал руководителем объединенного офиса в Самаре и директором региона, в который входят крупные города ПФО.
Филиал ИК «Атон», как рассказала Инга Гонтарева, пробовал в этом году несколько новых форм маркетинга, в частности BTL-акции. Инвестиционные услуги рекламировали промоутеры за стойками в крупных торговых центрах. Однако эта форма, несмотря на низкие затраты, оказалась не очень привлекательной: «Контактов с клиентам — море, но их качество оставляет желать лучшего, лишь немногие заинтересовавшиеся посетители ТЦ впоследствии открывают счета», — сетует г-жа Гонтарева. По ее словам, намного эффективнее оказался событийный маркетинг. В прошлом году «Атон» устроил российское турне американского гуру биржевой торговли Александра Элдера. В Самаре на мастер-класс, анонсированный ударной рекламной кампанией, собрали 1200 человек, из которых около 200 впоследствии открыли счета в «Атоне». Создавать яркие маркетинговые события стараются и другие компании. «Финам» в кильватере мероприятий «Атона» организовал «антиэлдеровские» обучающие сессии. Сейчас фирма готовит к реализации свою новую задумку — «Большую битву» трейдеров Самары и Тольятти.
Кроме event-маркетинга в моду входит организация клубов трейдеров, финансируемых несколькими инвестиционными компаниями. Инициаторами формирования клубов выступают, как правило, СМИ, выстраивающие отношения с рекламодателями. Сейчас клубы действуют при портале 63.ru и филиале журнала «Наши деньги». Однако по-настоящему удачного проекта, который бы собирал значительное число трейдеров, в Самаре пока не получилось, отмечают опрошенные «ДК» эксперты.
Как уверен Алексей Верещагин, основным инструментом конкуренции, остается работа финансовых консультантов, которые помогают клиентам ориентироваться в инструментах фондового рынка. Эксперт отмечает, что рынок становится все более сложным: раньше большинство ликвидных акций росло или падало в цене одновременно. За последние 2 года прошло множество IPO, появились достаточно ликвидные бумаги, на уровень стоимости которых общий негативный фон не имеет столь значимого влияния. Так, в августе, когда котировки большинства «голубых фишек» резко понизились, цены на акции химических предприятий, например, «Уралкалия» и «ТольяттиАзота», наоборот, выросли. Сложность рынка увеличивает потребность в консультациях.
На сегодняшний день, продолжает Алексей Верещагин, многие частные инвесторы понимают, что для вложений в фондовый рынок необходимо обладать базовыми знаниями и пользоваться качественной аналитикой. Поэтому многие компании постоянно повышают уровень подготовки персонала, взаимодействующего с клиентами. В последние годы все крупные ИК предлагают услугу консультационного трейдинга (инвестор в реальном времени получает от управляющего рекомендации, в какой момент и по какой цене покупать или продавать конкретные акции). Сейчас и «Тройка Диалог», и другие компании предоставляют своим клиентам аналитические материалы и проводят обучающие семинары не только для начинающих инвесторов, но и для опытных трейдеров.
Опрошенные «ДК» эксперты заявляют, что фондовый рынок до конца года стабилизируется и возобновит рост, что обеспечит приток свежих клиентов. «Газинвест», по словам Алексея Головинова, начнет кампанию по активному продвижению своих услуг: после резкого падения котировок наступило время покупать акции. Привлеченные сейчас клиенты, скорее всего, выиграют, а значит, останутся довольными услугами ИК. Если же рынок стабильно пойдет вверх, вполне вероятно, что число владельцев акций к концу года удвоится. В противном случае число клиентов за год вырастет на 15-20%, полагает Алексей Головинов. В долгосрочной перспективе, на 3-10 лет вперед, соглашаются эксперты, фондовый рынок России будет расти вместе с национальной экономикой, а число россиян, интересующихся и владеющих акциями, вырастет в несколько раз.
Вместе с тем новым игрокам вряд ли удастся с заработать на этом росте. Как считает Максим Ловцов, чтобы вновь открытому филиалу иногородней компании угнаться за ушедшими вперед конкурентами и занять значительную долю, нужно либо иметь значительный рекламный бюджет — порядка 1-2 млн руб. в месяц в момент выхода, — либо 400-500 тыс., но поддерживать эту дорогостоящую кампанию в течение долгого времени. При этом не факт, что потом вложения окупятся.
А открытию новых региональных компаний препятствует выросший порог вхождения. С 1 января 2008 г. ФСФР увеличила требования к минимальному уровню собственного капитала брокеров до 10 млн руб., дилеров — до 5 млн руб. Как отмечает директор самарского филиала «Национальной ассоциации участников фондового рынка» Елена Надеина, сейчас есть информация о том, что ФСФР планирует еще раз увеличить требования к профучастникам под эгидой повышения надежности компаний и защиты инвесторов от фирм-однодневок. В перспективе двух лет может возникнуть ситуация, в которой небольшие фирмы будут вынуждены увеличивать капитал за счет средств акционеров, либо укрупняться за счет слияний.
Из 40 профучастников 32 — управляющие компании
Число лицензий, выданных отделением ФСФР
Имеющиеся лицензии
|
Кредитные организации
|
Инвестиционные компании
|
на брокерскую деятельность
|
12
|
19
|
на дилерскую деятельность
|
10
|
21
|
на деятельность по управлению ценными бумагами
|
12
|
20
|
на депозитарную деятельность
|
11
|
10
|
Всего компаний
|
13
|
27
|
Источник: региональное отделение ФСФР, на 14 июля.