Подписаться
Курс ЦБ на 30.01
98,01
102,40

Обзор: Рекрутинговые агентства - 22.10.2007

Самарский рынок услуг по подбору персонала растет на 30% в год из-за увеличения спроса на них со стороны федеральных компаний, а также представителей местного среднего бизнеса. Для того чтобы соотв

Самарский рынок услуг по подбору персонала растет на 30% в год из-за увеличения спроса на них со стороны федеральных компаний, а также представителей местного среднего бизнеса. Для того чтобы соответствовать требованиям клиентов, рекрутинговые агентства расширяют географию своего присутствия и линейку предложений.

эксперты
Лариса Баклыкова
территориальный директор отделений по подбору персонала международной рекрутинговой компании Kelly Services
Елена Веляева
директор офиса «АНКОР» в Самаре
Оксана Воронова
директор по развитию КА «Бизнес-персонал»
Юрий Грачев
директор ККЦ «Интеллект»
Лариса Мартынова
директор КА «Альтернатива»
Данис Нафигин
директор КА «Контакт»
Ирина Пискайкина
директор АРК «Альянс»
Марина Попова
директор КА «Триза»
Сергей Руденко
генеральный директор Senat CS
Ольга Солнцева
директор центра кадрового консалтинга «Гелиос»

За счет чего растет рынок кадровых услуг Самары?
Как продвигают агентства свои услуги на рынок?
Какие новые предложения КА становятся востребованными у клиентов?

Насамарском кадровом рынке наблюдается ежегодный прирост не менее 30%, считают эксперты. В этом году, по оценкам гендиректора Senat CS Сергея Руденко, его объем должен составить $3,5-4 млн. «Давать более точные оценки здесь достаточно затруднительно — рынок (как самарский, так и российский) все еще непрозрачен, кадровые агентства с трудом предоставляют достоверную информацию о своей деятельности», — отмечает г-н Руденко.

По данным Всероссийской Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП), сегодня в Самаре работают 57 агентств, однако долю в 70% занимают всего 8 самых крупных игроков (Kelly Services, Senat CS, «АНКОР», «Гелиос», «Альянс», «Бизнес-персонал», «Контакт», «Интеллект»). Лидеры самарского кадрового бизнеса, по оценкам экспертов, — это первые три сетевые компании, владеющие примерно 50% рынка.

Рынок рекрутинга четко поделен по категориям игроков. Из действующих сегодня компаний практически 2/3 относятся к кадровым агентствам, чью деятельность оплачивает работодатель. Биржи труда, берущие деньги с соискателей за внесение анкеты в базу данных, — это лишь 19% компаний, работающих на рынке. Оставшиеся игроки зарабатывают, собирая плату за услуги сразу с обеих категорий клиентов. Существование последних объясняется, по словам экспертов, высокой степенью конкурентности рынка. Небольшие, только что образованные агентства не могут на равных соперничать с опытными компаниями за крупных клиентов из-за недостаточного профессионализма, отсутствия необходимого количества консультантов и слабой методологической оснащенности. Поэтому большинство из них выживает, пытаясь получить максимальную прибыль с доступного им сегмента рынка: соискателей на линейные и рабочие вакансии и небольших местных предприятий, которых привлекает низкая цена услуг.

КА ищут нестандартные методы продвижения услуг

Совокупный объем рынка растет в первую очередь за счет увеличения спроса на услуги, а также усовершенствования технологий поиска и дополнительных сервисов, отмечает директор АРК «Альянс» Ирина Пискайкина. «Регион привлекателен для инвестиций, и на самарский рынок приходит много московских и западных компаний», — подчеркивает территориальный директор отделений по подбору персонала международной рекрутинговой компании Kelly Services Лариса Баклыкова. Основными клиентами агентств становятся крупные иностранные и российские компании, в том числе инорегиональные, выходящие на самарский рынок. Самые активные потребители услуг — представители сегментов FMCG, В2В, производства.

Почти все эксперты отметили рост доли федеральных заказчиков в портфеле своих компаний. В среднем эта цифра составляет 50-70%. По словам Сергея Руденко, наибольший интерес к деятельности кадровых агентств проявляют именно крупные транснациональные и российские компании.

Как отмечает Данис Нафигин, директор КА «Контакт», в этом году интерес к услугам кадровых агентств начали проявлять и местные компании, представляющие в основном сегмент среднего бизнеса. У них сегодня появляется более острая потребность в услугах профессионалов. Это связано с серьезным кадровым дефицитом и обострившейся конкуренцией между компаниями за талантливых сотрудников, подчеркивает Ирина Пискайкина.

«Найти нужного человека своими силами становится все трудней, — отмечает она, — на рынке слишком мало профессионалов, большинство из них уже заняты в других компаниях, нужно грамотно вести поиск, разрабатывать мотивационные схемы».

Немалая роль в формировании спроса на услуги по поиску персонала принадлежит самим кадровым агентствам. Поскольку эффективность прямой рекламы в рекрутинговой сфере, согласно исследованиям компании Senat CS, не превышает 3-5%, продвигать свои услуги КА приходится с использованием нестандартных методов. «Продвижение идеи о необходимости работы с кадровыми агентствами на рынок — одна из задач самарского отделения АКПП», — говорит Оксана Воронова, директор по развитию КА «Бизнес-персонал». Силами ассоциации пропагандируются услуги кадровых агентств через СМИ, проводятся семинары и встречи с представителями бизнес-сообщества, где совместно обсуждаются проблемы кадрового рынка. Все это позволяет увеличивать количество потребителей услуг по подбору персонала. Кроме того, сейчас кадровые агентства стали уделять больше внимания собственному имиджу. Так, Сергей Руденко в качестве инструментов, позволяющих создавать репутацию компании, называет корпоративный сайт, грамотное и профессиональное общение с клиентами и соискателями компании, позволяющее формировать позитивный имидж в их глазах.

Регионы привлекают федеральные сети

По словам Ольги Солнцевой, директора ЦКК «Гелиос», самарский кадровый рынок сегодня уже вполне сложился и является высококонкурентным. В городе работают представительства практически всех крупных российских и международных сетей. В то же время ежегодно появляется и исчезает около 5-10 новых агентств — бизнес по подбору персонала привлекателен для новичков невысоким порогом вхождения, отсутствием лицензирования и кажущейся простотой работы. Эту ситуацию основные игроки оценивают как крайне неблагоприятную, так как небольшие агентства, не обладающие опытом работы, демпингуют и снижают спрос на кадровые услуги, формируя отрицательное мнение у клиентов о работе с консультантами по подбору персонала.

Остальные местные компании работают, по словам директора КА «Триза» Марины Поповой, практически по одинаковым расценкам. Стоимость услуг сетевых компаний составляет от 16 до 20% от годовой зарплаты специалистов, крупные местные агентства работают немного дешевле — в среднем за 12-18%.

Сегодня самарский рынок рекрутинговых услуг развивается за счет трех основных направлений. Первое — это приход в регион столичных кадровых агентств. Второе — активизация работы в городе московских сетевых агентств, работающих в партнерстве с самарскими (например «Метрополис»-«Гелиос»). Третье — расширение местными рекрутерами портфеля услуг и географии покрытия за счет выхода в другие регионы. Среди крупных операторов, занимающихся рекрутингом в Поволжье или по всей России, в Самаре представлены Kelly Services, «АНКОР», «Контакт», «Интеллект» и самарская Senat Consulting Services.

Требования клиента определяют ключевую тенденцию сегодняшнего рынка — стремление агентств к глобализации (развитию региональной сети своих представительств), отмечает Сергей Руденко: «Заказчики предпочитают работать с одним провайдером на всех территориях присутствия, поэтому укрупнение бизнеса клиентов требует глобализации компаний-партнеров». Так, Senat CS собирается и в дальнейшем расширять свою сеть, открыв офисы в Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге. В дальнейшем офисы компании планируется открыть во всех городах с численностью населения свыше 800 тыс. человек. Только в этом году рынок пополнился представительствами сетевых игроков — Adecco и ManPower CIS.

Как отмечают участники рынка, сетевые игроки имеют преимущества в работе: в первую очередь это возможность получать пакетные заказы от иностранных и крупных российских компаний, у которых есть ресурсы, чтобы одновременно или последовательно открывать свои представительства в городах России, отмечает Ирина Пискайкина. Перед тем как открыть представительство в Самаре, компании-работодатели могут проводить тендеры между местными кадровыми агентствами или маркетинговые исследования. Выбрав местных партнеров, в Самаре они обращаются к ним, но обычно только по поводу подбора персонала ниже среднего уровня. Топ- и даже некоторые средние позиции иногородние компании предпочитают закрывать с помощью крупных сетевых агентств, имеющих опыт работы с другими городами. Их региональные представительства позволяют искать нужный персонал по всей России. Так что для того, чтобы снизить затраты за счет отказа от самостоятельного исследования местного рынка, компании предпочитают обращаться в сетевые агентства по подбору персонала.

Местные же агентства, стремясь не потерять своей доли рынка, стараются предоставить клиентам наиболее полный комплекс услуг. Нередко они берутся и за массовые заказы — подбор для одной организации всех специалистов, так как это позволяет получить постоянного клиента и высокий доход от сделки. Стараясь привлечь и удержать клиента, компании вводят в перечень своих видов деятельности и непрофильные услуги. Так, Лариса Мартынова, директор КА «Альтернатива», говорит о том, что в ее компании клиентам предоставляется, например, услуга «Тайный покупатель». «Мы можем провести эту работу на гораздо более высоком уровне, привлечь к работе профессионалов определенного рынка. При этом мы готовим их к проведению таких исследований, обучаем методикам. Преимущество кадровых агентств здесь в том, что мы хорошо знаем рынок труда и можем эффективно построить свою деятельность». Кроме этого многие агентства сегодня предоставляют клиентам дополнительные услуги по проведению семинаров и тренингов, привлекая специалистов со стороны.

Агентства меняют технологии работы

На рынке труда сегодня наблюдается дефицит специалистов, в которых испытывают потребность компании-работодатели. Как отмечает Лариса Баклыкова, примерно через год в Самаре сложится такая же ситуация, как в Москве, когда один кандидат выбирает между 3-4 работодателями. Кадровый голод практически по всем позициям привел к тому, что агентствам сегодня приходится перестраивать работу с соискателями. Если раньше на одного работодателя приходилось порядка пяти человек, подходящих на обозначенную должность, то сегодня это соотношение резко меняется в противоположную сторону. Сегодня лучшие результаты, по словам Ларисы Мартыновой, дает метод прямого поиска, Executive Search, позволяющий целенаправленно искать нужного кандидата. Его доля в работе многих кадровых агентств составляет сегодня порядка 70-80%. Лариса Баклыкова: «Наша компания сегодня активизирует работу со студентами. Мы постоянно общаемся с вузами, участвуем в выставках, проводим семинары по профориентации молодежи, подсказываем, какую профессию выбрать, чтобы быть востребованным через несколько лет. Также мы учим молодых специалистов правильно подавать себя на собеседованиях, составлять резюме». Как отмечает г-жа Баклыкова, в их агентстве достаточно часто появляются вакансии для специалистов без опыта, так как сегодня работодатель готов заниматься обучением сотрудников.

При работе в таких условиях основным преимуществом становится скорость выполнения заказа, говорит директор ККЦ «Интеллект» Юрий Грачев: «Наша компания старается работать «оптимально быстро». Это позволяет сделать продуманность и точность всех действий на стадии «снятия заказа». Чем четче и реалистичнее консультант уяснил себе все необходимые требования к специалисту, тем легче ему будет работать с заказом, тем быстрее он сможет выбрать из всего списка потенциальных кандидатов подходящих работодателю, поясняет г-н Грачев. В работе кадровых агентств растет доля консалтинговых услуг. Конкуренция работодателей за сотрудников на рынке труда возрастает, в связи с этим возникает потребность в обзорах заработных плат и аналогичных исследованиях. Как отмечают участники рынка, преимущества в этом сегменте принадлежат сетевым компаниям, которые имеют возможность отслеживать ситуацию на глобальном рынке. Так, например, в кадровом холдинге «АНКОР» появился отдельный Центр аналитических исследований, ведущий прикладные исследования обзора рынка заработных плат. В октябре начало работу его подразделение в Самаре. Елена Веляева, директор офиса «АНКОР» в Самаре, говорит, что конкурентные преимущества компании в этом секторе — это доверие клиентов для оказания конфиденциальной услуги, опыт работы на рынке труда и заработных плат, а также широкая региональная сеть, позволяющая выполнить исследование практически на всей территории России и Украины. Сейчас Центр аналитических исследований реализует крупный проект — Общероссийский обзор заработных плат, льгот и компенсаций, с непосредственным участием самарского отделения.

Марина Попова говорит, что КА «Триза» тоже принимает участие в составлении всероссийских обзоров, которое проводит московский партнер компании. «Это очень интересно клиентам, так как мы всегда сможем их сориентировать в рынке труда, помочь им сделать потенциальному сотруднику выгодное предложение», — отмечает она.

По словам Оксаны Вороновой, сегодня агентству приходится работать с клиентами, помогая разработать правильную схему мотивации персонала, проводить исследования рынка, чтобы работодатель знал, какое предложение может заинтересовать потенциального кандидата: «Наша задача — сориентировать клиента по уровню заработных плат в городе, предложить ему варианты мотиваций для работника». «Сегодня клиенту приходится немного изменять свои первоначальные требования и предложения, — говорит г-жа Воронова, — все меньше становится дискриминации по полу и возрасту работников, потому что нужных специалистов на самом деле очень мало».

HR-аутсорсинг набирает обороты

За последний год в Самаре стал активно развиваться бизнес по предоставлению временного персонала. Многие компании уже оценили преимущества использования временного труда — это и значительная экономия времени, и большая эффективность, отсутствие обязательств перед работником и каких-либо рисков. Предприятиям выгодно отдавать ведение кадровой документации, вопросы по подбору персонала на аутсорсинг.

«Аутсорсинг включает в себя несколько возможных услуг. Это аутстаффинг — когда специалист официально трудоустроен в компании-операторе, при этом фактически работает в компании-работодателе, обратившейся в HR-агентство», — говорит Сергей Руденко. Кроме того, на аутсорсинг компании-агенту можно передать ведение таких функций, как кадровое делопроизводство со всем документооборотом, связанным в том числе с налоговыми отчислениями, аттестацией и сертификацией персонала, с предоставлением дополнительных услуг. Сегодня компании готовы предоставлять услугу аутсорсинга. Senat CS работает по этому направлению, доходы от аутсорсинга занимают в портфеле агентства около 50%. Продвигает эту услугу и КА «Контакт» — с ними сегодня работают 4 компании. Однако, говорит г-н Руденко, сегодня практически полностью отсутствует нормативно-правовая база услуг аутстаффинга и лизинга. По мнению Ольги Солнцевой, с этим связано и то, что в Самаре пока немногие кадровые агентства берутся за предоставление этой услуги. Пока этот вид деятельности достаточно опасен и у местных агентств нет необходимых рычагов для эффективного взаимодействия со всеми государственными структурами.

В целом эксперты считают, что дальнейшее развитие самарского кадрового рынка будет связано со специализацией, при этом неважно, как именно это будет происходить. Лариса Баклыкова отмечает, что скорее всего в рамках самих агентств появятся отделы, которые будут работать по одному направлению, либо будет более четко выраженная специализация по сотрудникам. Идея специализации по рынкам конкретных агентств пока развития не получила — в городе работают лишь несколько компаний, специализирующихся на ресторанном бизнесе и подборе домашнего персонала. Оксана Воронова считает, что агентства не будут отказываться от клиентов из различных сфер деятельности — рынок слишком нестабилен и нельзя предсказать, будет ли постоянный спрос на специалистов в конкретной сфере.

Самое читаемое
  • Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверкиПервый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверки
  • Суд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 мартаСуд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 марта
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • «Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения«Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.