Обзор: Рекрутинговые агентства - 29.09.2008
Самарский кадровый рынок растет на 30% в год. Эксперты прогнозируют, что рост рынка продолжится и в будущем, но сохранить позиции удастся лишь игрокам с разветвленной региональной сетью и большим ш
эксперты
Юрий Грачев
директор ККЦ «Интеллект»
Алексей Захаров
директор по развитию бизнеса компании Ultra-Staff
Александр Мазыр
директор кадровой компании «Мегаполис»
Инна Подпорина
директор самарского офиса компании Kelly Services
Ольга Солнцева
директор центра кадрового консалтинга «Гелиос»
Ольга Старикова
директор рекрутинговой компании «АНКОР Самара»
Александр Федотов
руководитель отдела маркетинга компании Senat Consulting Services
Как меняются методы работы кадровых агентств
Будет ли уплотняться самарский рекрутинговый рынок
Рынок рекрутинговых услуг Самары растет в среднем на 25-30% в год. Сегодня его объем составляет порядка 80-100 млн руб. в год. Как отмечает руководитель отдела маркетинга компании Senat Consulting Services Александр Федотов, обороты рекрутмента в основном увеличиваются за счет влияния трех факторов. Во-первых, это рост цен на услуги кадровых агентств (КА), который неизбежен, поскольку стоимость услуги подбора персонала в основном выражается в процентах от годового дохода найденного кандидата. Второй фактор — приход на рынок новых компаний, особенно представительств федеральных сетей. И третий немаловажный фактор — это рост спроса. «В основном услугами рекрутеров пользуются крупные компании, которые могут позволить себе бюджет на подбор персонала, а именно крупные федеральные, иностранные, крупные региональные компании, — отмечает г-н Федотов. — И рост спроса свидетельствует о том, что на рынке стало больше именно таких серьезных игроков». Согласен с ним и директор по развитию бизнеса компании Ultra-Staff Алексей Захаров: «Обороты растут за счет привлечения новых компаний-клиентов, которые выходят на рынок Самарской области, расширения бизнеса существующих компаний, а также за счет других видов услуг, таких как аутстаффинг, лизинг персонала, кадровое делопроизводство, тренинги и т. д.».
Директор центра кадрового консалтинга «Гелиос» Ольга Солнцева отмечает, что сегодня в Самаре работает порядка 70 компаний, оказывающих услуги по подбору персонала. По результатам исследования ассоциации консультантов по подбору персонала АКПП, в декабре 2007 г. в Самаре работало 45 агентств по подбору персонала — 68% от общей доли участников рынка труда города Самары. Остальные — это 6 коммерческих бирж труда — 9%, 8 кадровых организаций гибридного типа — 12%, 7 организаций по подбору домашнего персонала — 11%. Как отмечает г-жа Солнцева, в I квартале 2008 г. на рынке произошли изменения: одно кадровое агентство закрылось, еще одно переместилось из категории агентств по подбору домашнего персонала в КА широкого профиля. При этом появились два новых КА, две организации по подбору домашнего персонала и одна коммерческая биржа труда.
Цены на услуги разных кадровых агентств в Самаре практически не отличаются. Согласно данным АКПП, у 14,6% КА цена на рекрутинговую услугу находится в пределах 20-25% годового дохода специалиста. В эту категорию входят все представительства международных КА и 3 федеральных агентства. Наибольшее количество агентств по подбору персонала (46,3% от общего числа КА) относятся к агентствам со стандартной ценовой политикой: стоимость услуг по рекрутингу составляет 12-18% годового дохода подбираемого специалиста. В числе таких КА — самарские представительства федеральных агентств и региональные КА. Достаточно высок процент компаний — 39%, — находящихся в нижней ценовой категории, стоимость подбора специалиста здесь составляет 5-10% годового дохода. Большинство таких агентств работает в сфере рекрутинга от полугода до 5 лет. В эту категорию входят только самарские региональные КА. Директор кадровой компании «Мегаполис» Александр Мазыр отмечает, что в целом сегодня самарский рынок становится более структурированным и цивилизованным — меньше стало компаний-однодневок, которые предлагают услуги по цене на 50-80% ниже рыночной.
Кадровые агентства Самары сегодня стремятся к универсализации, позиционируются примерно одинаково, стараются предложить клиенту максимально широкий спектр услуг: все виды поиска, обзоры заработных плат, исследования рынка, консультации по кадровой политике, считает директор рекрутинговой компании «АНКОР Самара» Ольга Старикова. Специализироваться в условиях современного рынка невыгодно — это подразумевает отказ от направлений работы, которые могут потенциально принести доход, и ставку на одну отрасль, которая может не давать необходимого агентству числа заказов. Пока в Самаре работает только такая «условная специализация», как подбор домашнего персонала. Тем не менее, как отмечает Ольга Солнцева, даже если агентство обозначает свою специализацию, на деле публикуемые вакансии демонстрируют, что оно не отказывается ни от каких заказов.
Однако специализация прижилась внутри самих агентств. По словам Александра Мазыра, сегодня специалисты агентства должны обладать отраслевыми компетенциями и работать только с определенными рынками, быть «в теме» в своем сегменте рынка, знать нюансы предпочтений работодателей и кандидатов, технологии работы компаний, термины, особенности перемещения персонала. «Например, фармацевтический бизнес. Медицинские представители производителей никогда не пойдут работать в компании — фармацевтические дистрибьюторы, — рассказывает эксперт. — Зато из второго сегмента в первый движение происходит. Конечно же, специалисту, работающему на этом рынке, такие тонкости знать просто необходимо».
Как отмечают эксперты, реалии рекрутингового рынка меняются достаточно сильно: растет кадровый голод, который приводит к переориентированию рынка на интересы соискателей, появляется много крупных компаний, производств, открываются дополнительные офисы, растет интерес к кадровому лизингу. Все это заставляет кадровиков пересматривать методы работы, разрабатывать новые технологии.
В частности, меняется структура поиска кандидатов. Например, Александр Мазыр отмечает, что постепенно снижается актуальность платных интернет-ресурсов, созданных для сокращения временных издержек за счет доступа к базам кандидатов.
По его словам, в КА «Мегаполис» доля прямого поиска успешных специалистов и менеджеров на профильных рынках и в смежных областях выросла с 35% в 2007 г. до 60% в 2008 г., доля получения рекомендаций и информации от экспертов рынка или профессии — с 5 до 15% соответственно. А вот доля таких ресурсов, как федеральная информационная система данных компании «Мегаполис» и СМИ, интернета, напротив, снизилась — в первом случае с 40 до 20%, во втором — с 20 до 5%.
По словам экспертов, растет сегодня интерес клиентов и к аутсорсингу. Как отмечает директор самарского офиса компании Kelly Services Инна Подпорина, основной спрос на эту услугу демонстрируют компании, у которых много сезонных работ. Большинство игроков сегодня уже сделало вывод: чтобы быстро набрать большое число сотрудников на временные работы, выгоднее пользоваться услугами сторонней организации, чем загружать работой свой кадровый отдел. «Например, заводу необходимо запустить в сезон линию по производству напитков. Нужно набрать около 100-150 человек рабочих, — рассуждает г-жа Подпорина. — Во-первых, их нужно найти достаточно быстро, во-вторых, оформить, провести документацию, а затем по истечении срока работ — закрыть договоры. Это дополнительная, серьезная нагрузка на отдел персонала, существующего количества его работников может быть недостаточно, и что же, набирать еще и HR-специалистов?»
Поэтому сегодня агентства стремятся предложить своим клиентам кадровый лизинг, однако в большей степени это касается крупных федеральных и международных компаний. Как объясняет Ольга Солнцева, местные агентства не рискуют связываться с этой услугой по той причине, что законодательная база для нее пока еще несовершенна: «Готовится к выходу «Закон о наемном труде», в котором будут оговорены все сложные моменты, когда он будет принят, думаю, направление кадрового лизинга будет развиваться намного активнее».
Еще одно направление, которое сейчас начинает развиваться в Самаре, — аутстаффинг. По словам Алексея Захарова, поскольку рынок аутстаффинга только развивается, то информированность о нем низка — многие компании просто не знают о преимуществах использования данного вида услуг. Поэтому, по словам эксперта, компаниям приходится заниматься продвижением новых направлений: «Мы готовим информационные материалы, помогающие сориентироваться, и проводим встречи с компаниями, рассматривающими возможность использования аутстаффинга».
Еще одна услуга, на которую сегодня появляется больший спрос и которая требует серьезных усилий со стороны кадровых агентств, — это массовый подбор персонала. «Все чаще компании, открывающие, например, новый завод или дополнительный офис, обращаются в одно агентство, чтобы им в краткие сроки нашли сразу всех необходимых специалистов», — отмечает Инна Подпорина. Вполне понятно, что подобные заказы под силу только достаточно крупным агентствам, с большим количеством специалистов по подбору персонала и серьезными базами соискателей. Поэтому крупные клиенты чаще достаются именно таким агентствам, небольшим местным приходится работать со средним и малым бизнесом.
Кроме того, буквально необходимым становится наличие у компании региональных офисов либо возможности сотрудничать с коллегами из других городов. Причина в том, что кадровый голод приводит к недостатку необходимых специалистов в пределах одного города, все чаще кандидатов приходится искать по всей стране, и это касается не только топ-менеджеров. «При подборе персонала для строящегося в Москве нового завода «РЕНО» мы столкнулись с тем, что найти достаточное количество специалистов в столице мы не можем, — говорит Инна Подпорина. — И ищем по регионам людей, которые готовы все бросить и ехать в Москву, чтобы получить стабильную работу и место в крупной компании. Это не менеджеры, которые едут строить карьеру, а простые рабочие люди». По прогнозам г-жи Подпориной, со временем подобная ситуация сформируется и в Самаре, и КА будут вынуждены искать рабочих для самарских предприятий в городах области и за ее пределами.
Большие конкурентные преимущества получают на рынке сетевые игроки, и компании, уже имеющие региональные офисы, постоянно увеличивают их количество. Создавая здесь свои представительства, крупные HR-операторы сокращают расходы на подбор кадров, в частности, те, что связаны с дистанционным поиском кандидатов и выплатой агентских вознаграждений. Ольга Солнцева считает, что сегодня еще есть возможность выхода на рынок новых федеральных игроков. Преимущество федеральных сетей обуславливается тем, что крупным заказчикам эффективнее сотрудничать с одним агентством на всех территориях присутствия. Александр Федотов рассказывает об экспансии Senat Consulting Services: «Мы уже работаем по всей территории Поволжья, Урала, Юга, Центральной России, Сибири и, конечно же, по Москве и Московской области. В дальнейшем мы продолжим региональное развитие, но не экстенсивным путем, а качественно-интенсивным. Конечная цель на ближайшие 2 года — это экспансия на всей территории РФ».
Как отмечает Александр Федотов, на рынок рекрутмента за последние несколько дней сильно повлиял инвестиционно-банковский кризис мирового масштаба. И это совершенно не означает, что пострадали только компании, среди партнеров у которых в основном находятся банки или инвестиционные компании. «Вследствие недостатка ликвидности многие банки приостановили кредитование юридических лиц, что повлияло на планы развития крупных предприятий, на масштабы производства. Кроме этого, меры, предпринятые правительством по увеличению ликвидности банковского сектора, в ближайшее время могут сильно сказаться на темпах инфляции», — поясняет г-н Федотов. А инфляционные риски, в свою очередь, снижают активность рынка труда, влияют на сокращение бюджетов на подбор персонала.
Однако эксперты отмечают, что, несмотря на это, перспективы развития для новых игроков в регионе есть. В Самаре на одно агентство по подбору персона приходится 21 тыс. жителей города, для сравнения — в Москве, где работает 700 агентств, это соотношение составляет 1 к 14,5 тыс. человек. Поэтому, по мнению Инны Подпориной, новые кадровые агентства в регионе будут появляться и дальше. «Либо федеральные сети будут открывать здесь свои филиалы, либо будут предприняты попытки поглощения местных агентств, либо компании из Москвы и Питера будут работать здесь дистанционно: сами или привлекая на субподряд местных игроков. Рынок уплотняется, выживут сильнейшие и целеустремленные», — прогнозирует г-жа Подпорина.
Директор ККЦ «Интеллект» Юрий Грачев также считает, что появление новых игроков — лишь вопрос времени. Можно ожидать большой приток иностранцев на наш рынок, причем уже уровня executive search, дополняет он. Однако, по мнению экспертов, большие шансы остаться на рынке именно у сетевых игроков. Местные игроки могут выжить, лишь найдя свою нишу и обслуживая, например, малый бизнес.
Рекрутинговый рынок в цифрах
0,09%от оборота рекрутингового рынка приходится на каждое московское кадровое агентство
0,06%отраслевых денег зарабатывает в среднем самарское кадровое агентство
21тыс. жителей Москвы приходится на 1 КА
14,5тыс. жителей Самары приходится на 1 КА
Источник: данные Ассоциации консультантов по подбору персонала.
Сети наращивают число своих представительств
Название
представитель‑
|
Название сети, к которой принадлежит КА
|
Количество представительств по РФ
|
|
по состоянию на декабрь 2007
|
по состоянию на май 2008
|
||
ЦКК «Гелиос»
|
Федеральное кадровое объединение «МЕТРОПОЛИС»
|
47
|
47
|
«АНКОР»
|
Федеральная сеть «АНКОР»
|
30
|
32
|
«Альянс»
|
Федеральная сеть «АВЕНЮ‑АЛЬЯНС»
|
30
|
33
|
«Келли Сервисез»
|
Международное кадровое агентство Kelly Services
|
17
|
19
|
«Адекко»
|
Международное кадровое агентство ADECCO
|
9
|
10
|
«Аванта»
|
Федеральное кадровое агентство «АВАНТА»
|
9
|
10
|
«Мегаполис»
|
Федеральная сеть «Мегаполис»
|
6
|
6
|
«Сенат Консалтинг Сервисез»
|
Федеральная сеть Senat Consulting Services
|
5
|
6
|
«Мэнпауэр Сиайэс»
|
Международная сеть Manpower
|
5
|
5
|
«Human Power Strategic »
|
Федеральная сеть «Human Power Strategic »
|
5
|
6
|
КА поднимут цены на услуги из-за закона о защите информации
Юрий Грачев директор ККЦ «Интеллект»:
— Сегодня кадровые агентства серьезно озаботились проблемами своего взаимодействия с органами власти. Дело в том, что некоторые появляющиеся законы не учитывают интересы кадровиков. Официально со следующего года начнет работу «Закон о защите персональной информации». В соответствии с его положениями деятельность кадровых агентств становится сложной и дорогой. В частности, мы должны получать от каждого кандидата анкету с электронной подписью, а ведь IT-технологии сегодня еще не так развиты. К тому же с каждого соискателя мы должны получить письменное согласие на использование его данных для предоставления на определенную вакансию в определенную компанию, после этого данные должны быть уничтожены, по закону мы не имеем права хранить их в базе, использовать для предоставления сразу нескольким работодателям. Мы должны будем переводить электронные базы в печатный вид, а значит, где-то хранить. Когда соответствующие органы начнут свои проверки, КА либо придется платить большие штрафы, закрываться, либо серьезно увеличивать стоимость услуг.