Обзор: СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ - 08.12.2008
В 2008 году пермский рынок страховых услуг активно рос вслед за кредитованием. Но теперь страховые компании, как и другие участники сектора финансовых услуг, отмечают и отток клиентов, и снижение п
Структура пермского рынка страховых услуг в последние два года достаточно стабильна. На конец 2007 г., по данным Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью по Приволжскому федеральному округу, в Пермском крае работало 137 страховых компаний. В течение 2008-го их количество незначительно менялось, сейчас их 136.
Низкую активность «варягов» по отношению к пермскому рынку сами участники объясняют тем, что он уже насыщен. «Массовый приток федеральных страховщиков в Пермский край наблюдался в 2003-2002 гг., перед появлением ОСАГО. Сейчас все крупные страховые компании уже присутствуют в регионе, пул основных игроков сформирован», — отмечает заместитель директора пермского филиала компании «Ингосстрах» Юрий Рябов.
При этом федеральные и инорегиональные страховые компании занимают в Пермском крае доминирующее положение. Региональный сегмент представлен 8 компаниями, из них только одна — «Урал-АИЛ» — входит в пятерку крупнейших страховщиков Пермского края. Доля местных компаний по итогам первых 9 месяцев 2008 г. в общей сумме страховых поступлений составляет порядка 13,25%. Из них 8,7% взносов собрали компания «Урал-АИЛ» и ее «дочка» «Урал-АИЛ-жизнь».
Локальный страховой бизнес края, как отмечают участники рынка, никогда не был особенно развит. «Учредителями наиболее значимой сегодня местной страховой компании «Урал-АИЛ» в свое время выступили практически все градообразующие предприятия Перми. Именно за счет этого компания смогла подняться. Кроме нее в регионе существовала другая крупная компания — «Пермь-АСКО», но она была продана еще в 2003 г. «Росгосстраху». Других серьезных пермских игроков у нас не было», — рассказывает директор пермского филиала «Уралсиб» Сергей Бухаркин. По словам Юрия Рябова, местные компании зачастую могут конкурировать за счет своих учредителей, личных связей, более быстрого принятия решений и большей гибкости при работе с клиентами. «Но их страховые резервы, а следовательно, и страховые возможности ниже, чем у федералов», — объясняет он.
По итогам первых 9 месяцев 2008 г. на долю пяти крупнейших игроков региона — «Согаз», «Росгосстрах», «Уралсиб», «Урал-АИЛ» и «КапиталЪ Страхование» — приходится порядка 54% от общего количества собранных в крае страховых взносов. Но, по оценкам директора филиала «Росгосстрах-Поволжье» Игоря Лагуткина, к концу 2009-го лидеры будут контролировать уже 70% рынка.
Падение спроса на услуги, общее снижение платежеспособности физических и юридических лиц неизбежно приведут к переделу рынка. Как отмечают страховщики, когда количество взносов сократится, выплаты по страховым случаям могут превысить объем привлеченных средств, и если компания не сформировала резервов, то выполнять свои обязательства она не сможет. «В последнее время наблюдается большой поток корпоративных клиентов, до этого работавших с другими страховыми компаниями, из-за невыполнения ими тех или иных обязательств. Сейчас, когда в условиях финансового кризиса продажи притормозились, а отложенные выплаты растут как снежный ком, это сказывается на осуществлении выплат», — говорит Юрий Рябов. Некоторые компании уйдут или будут поглощены более крупными. В целом по России, как отмечают эксперты, в 2009 г. количество страховых компаний может сократиться примерно на треть.
По итогам первых 9 месяцев 2008 г. совокупный объем взносов, собранных страховыми компаниями на территории края, составил 6,87 млрд руб. В целом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рынок рос на 30-35%. Отдельные компании показали еще большую активность, например, пермский «Ингосстрах» зафиксировал 70-процентный рост продаж.
Причем уверенный подъем демонстрировали практически все сегменты страхового рынка. Особенно выросла доля взносов в страховании ответственности и имущества — этому способствовало массовое развитие кредитования. «У нас 80-90% поступлений (3 млрд руб. в год) занимает автострахование — КАСКО и ОСАГО. Это наиболее востребованные продукты в последние пять лет, с тех пор как появились кредиты и пошла интенсивная замена парка автомобилей. Сегодня автопарк ежегодно обновляется на 20%, а уровень аварийности в Перми один из самых высоких в стране», — приводит пример Сергей Бухаркин. Росту доли страхования имущества способствовало ипотечное кредитование — банки в обязательном порядке требовали страховать приобретаемую квартиру.
Но уже в конце сентября страховщики отметили спад по этим продуктам. «Продажи полисов через автосалоны и банки сократились более чем вдвое. В целом же количество договоров страхования недвижимости и имущества по другим каналам продаж сократилось на 20%», — говорит Сергей Бухаркин.
Похожая ситуация сложилась в сегменте корпоративного страхования. С начала года страховщики собрали взносов с корпоративных клиентов на 30-50% больше, чем в 2007 г. По наблюдениям участников рынка, чаще всего компании страховали залоги при получении кредитных линий от банков. «В 2008 г. доля корпоративных клиентов выросла не количественно, а качественно — средние суммы страховой премии по договорам с юридическими лицами значительно выросли. Причина в том, что предприятия существенным образом увеличили залоговое кредитование», — отмечает г-н Лагуткин.
Осенью доля корпоративных клиентов в портфелях страховщиков начала сокращаться. «Банки резко сократили или вовсе перестали давать кредиты как юридическим, так и физическим лицам, и страхование по этому каналу практически встало. Сейчас по этому сегменту клиентов у нас идет только пролонгация договоров», — говорит Сергей Бухаркин.
Особняком стоит страхование жизни. С 1 июля 2007 г., согласно закону «Об организации страхового дела», страховая компания может заниматься либо социальными видами страхования, либо рисковыми. «После законодательных изменений ряд компаний, которые решили сделать ставку на страхование жизни, активизировали работу», — говорит директор пермского филиала «Ренессанс Life» Тамара Чухланцева. В результате рост рынка страхования жизни в Пермском крае у разных компаний составил порядка 60% по отношению к показателям 2006 г. «Но этот рынок до сих пор не развит, — отмечает заместитель директора по страхованию жизни «Росгосстрах- Поволжье» Эмма Никитина. — В 2007 г. у нас было застраховано порядка 3% населения, в 2008 г. эта цифра доходит до 6%». Кстати, росту этого сегмента также способствовал бум кредитования: при выдаче ипотечных кредитов банки требуют страховать жизнь заемщика.
Сейчас страховщики отмечают, что среди их клиентов начинается паника. «Они звонят нам, интересуются, все ли у нас в порядке, устойчивы ли мы. Но пока ни один из клиентов не расторг с нами договор только по причине того, что начался финансовый кризис», — говорит Тамара Чухланцева. Но компании, занимающиеся страхованием жизни, отмечают, что поток корпоративных клиентов сократился. «Если к лету этого года компании стали чаще страховать своих сотрудников, и корпоративные продажи у нашей компании достигли 20% от общего объема (в прошлом году — 5-10%), то сейчас количество договоров с юрлицами снижается: из-за финансового кризиса работодатель стремится сократить расходы на каждого отдельного сотрудника», — отмечает Тамара Чухланцева.
С развитием кризисной ситуации в страховом секторе наступит стагнация, считают участники рынка. «В лучшем случае рынок останется на уровне этого года или упадет на 3-5%. Если он даст рост хотя бы 4-5%, это будет супер», — надеется Игорь Лагуткин.
Больше всего, как считает Юрий Рябов, пострадает автокредитование: «Многие страховщики делали ставку именно на него. Сейчас дорогие автомобили просто перестали продаваться, продажи дешевых автомобилей падают, и предпосылок к тому, что ситуация улучшится, незаметно. Вполне возможно, что объемы страхования упадут еще на 30%». Еще сильнее, по его мнению, сократится страхование залогового имущества. «В данный момент страхование по ипотеке приостановилось — продажи упали на 50%, и никакого движения в сторону роста не ощущается. И так как этот вид страхования напрямую зависит от кредитных возможностей банков, то прогноз здесь пессимистический», — говорит г-н Рябов.
В этой ситуации страховщики, как полагает г-н Рябов, пойдут по пути оптимизации всех бизнес-процессов, начиная с кадров и кончая тарифной политикой: «Мы пересматриваем свой портфель, рассчитываем, как он будет балансировать в условиях кризиса и какие технологии и новые продукты будут более востребованы». Страховщики вновь обратятся к частному клиенту: станут уделять преимущественное внимание добровольному страхованию имущества, частного жилья, а также страхованию жизни и здоровья.
Кроме того, страховые компании надеются, что не сильно сократится и сегмент корпоративного страхования. «Мы надеемся, что банки возобновят кредитование бизнеса, соответственно, продолжит свое развитие залоговое страхование юридических лиц. Помимо этого, компании все равно будут вынуждены страховать опасные производственные объекты и автотранспорт, чтобы минимизировать риски по ним», — говорит Игорь Лагуткин.
Что касается страхования жизни, то в этом сегменте, как считает Эмма Никитина, рост замедлится на 20-40%. Чтобы минимизировать падение темпов роста, страховщики намерены увеличивать активность агентской сети.
Повышение тарифов — еще одна из антикризисных мер компаний. Для выживания в период финансового кризиса, в условиях высокой конкуренции некоторые игроки рынка вынуждены были демпинговать. «По наиболее востребованным видам страхования некоторые компании снижали тарифы в 2-3 раза. К примеру, если обоснованный рыночный тариф по КАСКО составлял порядка 7%, то некоторые снижали его до 3,5%. Но это путь в никуда, и приводит к еще большим проблемам и усугубляет кризис», — говорит Сергей Бухаркин. Однако сейчас такой возможности у компаний не будет. Насколько могут повыситься тарифы — страховщики пока затрудняются сказать.
Пермский край является одним из лидеров по количеству выплат по ОСАГО в России — по итогам 9 мес. текущего года он находится по этому показателю на 4 месте. «Из 875 млн рублей, собранных пермскими страховщиками по ОСАГО за 9 мес. 2008 г., выплаты составили 744 млн 807 тыс., то есть 87,4% поступлений», — говорит Игорь Лагуткин. В результате, как отмечают участники рынка, с учетом текущих расходов компании, расходов на комиссионные вознаграждения агентам, обязательное автострахование в Прикамье фактически становится убыточным. Для того чтобы этот вид страхования стал рентабельным, необходимо существенно повысить тарифы, не пересматривавшиеся с 2003 г., примерно на 35-50%.
Страховщики надеются, что это произойдет вместе с намеченным на весну 2009-го переходом на прямое урегулирование убытков по ОСАГО и так называемый «европейский протокол». Это такой порядок расчетов, при котором в случае аварии потерпевший обращается не в страховую компанию виновного водителя, а в ту, где застрахован он сам, а после урегулирования страхового случая счет будет выставляться компании, в которой был застрахован виновник ДТП. Однако, как считают эксперты, система прямого возмещения убытков будет стимулировать страховщиков выплачивать своим клиентам максимально возможную компенсацию по возмещению вреда. В свою очередь, упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому увеличению числа заявленных мелких ДТП и случаев страхового мошенничества. И в том случае, если тарифы по ОСАГО пересмотрены не будут, убытки по этому виду страхования в Пермском крае могут увеличиться еще на 10-20%.
В итоге некоторые компании откажутся от лицензий на обязательное автострахование. «Прогнозируется, что в течение 2009 г. от 15 до 30 российских страховщиков, занимающихся ОСАГО, уйдет с рынка. Порядка 7 из них работают в Пермском крае», — говорит Юрий Рябов.
В начале октября руководитель федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев объявил, что российским страховым компаниям необходимо готовиться «к двум-трем годам жизни в очень жестких условиях». По самым оптимистичным прогнозам, рынок будет расти ежегодно всего на 5%, и страховщикам необходимо учесть, что в будущем году премии могут сократиться на 20-50%. Участники рынка уже поговаривают о том, что многие компании не выживут в таких неблагоприятных условиях.
Структура пермского рынка страховых услуг в последние два года достаточно стабильна. На конец 2007 г., по данным Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью по Приволжскому федеральному округу, в Пермском крае работало 137 страховых компаний. В течение 2008-го их количество незначительно менялось, сейчас их 136.
Низкую активность «варягов» по отношению к пермскому рынку сами участники объясняют тем, что он уже насыщен. «Массовый приток федеральных страховщиков в Пермский край наблюдался в 2003-2002 гг., перед появлением ОСАГО. Сейчас все крупные страховые компании уже присутствуют в регионе, пул основных игроков сформирован», — отмечает заместитель директора пермского филиала компании «Ингосстрах» Юрий Рябов.
При этом федеральные и инорегиональные страховые компании занимают в Пермском крае доминирующее положение. Региональный сегмент представлен 8 компаниями, из них только одна — «Урал-АИЛ» — входит в пятерку крупнейших страховщиков Пермского края. Доля местных компаний по итогам первых 9 месяцев 2008 г. в общей сумме страховых поступлений составляет порядка 13,25%. Из них 8,7% взносов собрали компания «Урал-АИЛ» и ее «дочка» «Урал-АИЛ-жизнь».
Локальный страховой бизнес края, как отмечают участники рынка, никогда не был особенно развит. «Учредителями наиболее значимой сегодня местной страховой компании «Урал-АИЛ» в свое время выступили практически все градообразующие предприятия Перми. Именно за счет этого компания смогла подняться. Кроме нее в регионе существовала другая крупная компания — «Пермь-АСКО», но она была продана еще в 2003 г. «Росгосстраху». Других серьезных пермских игроков у нас не было», — рассказывает директор пермского филиала «Уралсиб» Сергей Бухаркин. По словам Юрия Рябова, местные компании зачастую могут конкурировать за счет своих учредителей, личных связей, более быстрого принятия решений и большей гибкости при работе с клиентами. «Но их страховые резервы, а следовательно, и страховые возможности ниже, чем у федералов», — объясняет он.
По итогам первых 9 месяцев 2008 г. на долю пяти крупнейших игроков региона — «Согаз», «Росгосстрах», «Уралсиб», «Урал-АИЛ» и «КапиталЪ Страхование» — приходится порядка 54% от общего количества собранных в крае страховых взносов. Но, по оценкам директора филиала «Росгосстрах-Поволжье» Игоря Лагуткина, к концу 2009-го лидеры будут контролировать уже 70% рынка.
Падение спроса на услуги, общее снижение платежеспособности физических и юридических лиц неизбежно приведут к переделу рынка. Как отмечают страховщики, когда количество взносов сократится, выплаты по страховым случаям могут превысить объем привлеченных средств, и если компания не сформировала резервов, то выполнять свои обязательства она не сможет. «В последнее время наблюдается большой поток корпоративных клиентов, до этого работавших с другими страховыми компаниями, из-за невыполнения ими тех или иных обязательств. Сейчас, когда в условиях финансового кризиса продажи притормозились, а отложенные выплаты растут как снежный ком, это сказывается на осуществлении выплат», — говорит Юрий Рябов. Некоторые компании уйдут или будут поглощены более крупными. В целом по России, как отмечают эксперты, в 2009 г. количество страховых компаний может сократиться примерно на треть.
По итогам первых 9 месяцев 2008 г. совокупный объем взносов, собранных страховыми компаниями на территории края, составил 6,87 млрд руб. В целом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рынок рос на 30-35%. Отдельные компании показали еще большую активность, например, пермский «Ингосстрах» зафиксировал 70-процентный рост продаж.
Причем уверенный подъем демонстрировали практически все сегменты страхового рынка. Особенно выросла доля взносов в страховании ответственности и имущества — этому способствовало массовое развитие кредитования. «У нас 80-90% поступлений (3 млрд руб. в год) занимает автострахование — КАСКО и ОСАГО. Это наиболее востребованные продукты в последние пять лет, с тех пор как появились кредиты и пошла интенсивная замена парка автомобилей. Сегодня автопарк ежегодно обновляется на 20%, а уровень аварийности в Перми один из самых высоких в стране», — приводит пример Сергей Бухаркин. Росту доли страхования имущества способствовало ипотечное кредитование — банки в обязательном порядке требовали страховать приобретаемую квартиру.
Но уже в конце сентября страховщики отметили спад по этим продуктам. «Продажи полисов через автосалоны и банки сократились более чем вдвое. В целом же количество договоров страхования недвижимости и имущества по другим каналам продаж сократилось на 20%», — говорит Сергей Бухаркин.
Похожая ситуация сложилась в сегменте корпоративного страхования. С начала года страховщики собрали взносов с корпоративных клиентов на 30-50% больше, чем в 2007 г. По наблюдениям участников рынка, чаще всего компании страховали залоги при получении кредитных линий от банков. «В 2008 г. доля корпоративных клиентов выросла не количественно, а качественно — средние суммы страховой премии по договорам с юридическими лицами значительно выросли. Причина в том, что предприятия существенным образом увеличили залоговое кредитование», — отмечает г-н Лагуткин.
Осенью доля корпоративных клиентов в портфелях страховщиков начала сокращаться. «Банки резко сократили или вовсе перестали давать кредиты как юридическим, так и физическим лицам, и страхование по этому каналу практически встало. Сейчас по этому сегменту клиентов у нас идет только пролонгация договоров», — говорит Сергей Бухаркин.
Особняком стоит страхование жизни. С 1 июля 2007 г., согласно закону «Об организации страхового дела», страховая компания может заниматься либо социальными видами страхования, либо рисковыми. «После законодательных изменений ряд компаний, которые решили сделать ставку на страхование жизни, активизировали работу», — говорит директор пермского филиала «Ренессанс Life» Тамара Чухланцева. В результате рост рынка страхования жизни в Пермском крае у разных компаний составил порядка 60% по отношению к показателям 2006 г. «Но этот рынок до сих пор не развит, — отмечает заместитель директора по страхованию жизни «Росгосстрах- Поволжье» Эмма Никитина. — В 2007 г. у нас было застраховано порядка 3% населения, в 2008 г. эта цифра доходит до 6%». Кстати, росту этого сегмента также способствовал бум кредитования: при выдаче ипотечных кредитов банки требуют страховать жизнь заемщика.
Сейчас страховщики отмечают, что среди их клиентов начинается паника. «Они звонят нам, интересуются, все ли у нас в порядке, устойчивы ли мы. Но пока ни один из клиентов не расторг с нами договор только по причине того, что начался финансовый кризис», — говорит Тамара Чухланцева. Но компании, занимающиеся страхованием жизни, отмечают, что поток корпоративных клиентов сократился. «Если к лету этого года компании стали чаще страховать своих сотрудников, и корпоративные продажи у нашей компании достигли 20% от общего объема (в прошлом году — 5-10%), то сейчас количество договоров с юрлицами снижается: из-за финансового кризиса работодатель стремится сократить расходы на каждого отдельного сотрудника», — отмечает Тамара Чухланцева.
С развитием кризисной ситуации в страховом секторе наступит стагнация, считают участники рынка. «В лучшем случае рынок останется на уровне этого года или упадет на 3-5%. Если он даст рост хотя бы 4-5%, это будет супер», — надеется Игорь Лагуткин.
Больше всего, как считает Юрий Рябов, пострадает автокредитование: «Многие страховщики делали ставку именно на него. Сейчас дорогие автомобили просто перестали продаваться, продажи дешевых автомобилей падают, и предпосылок к тому, что ситуация улучшится, незаметно. Вполне возможно, что объемы страхования упадут еще на 30%». Еще сильнее, по его мнению, сократится страхование залогового имущества. «В данный момент страхование по ипотеке приостановилось — продажи упали на 50%, и никакого движения в сторону роста не ощущается. И так как этот вид страхования напрямую зависит от кредитных возможностей банков, то прогноз здесь пессимистический», — говорит г-н Рябов.
В этой ситуации страховщики, как полагает г-н Рябов, пойдут по пути оптимизации всех бизнес-процессов, начиная с кадров и кончая тарифной политикой: «Мы пересматриваем свой портфель, рассчитываем, как он будет балансировать в условиях кризиса и какие технологии и новые продукты будут более востребованы». Страховщики вновь обратятся к частному клиенту: станут уделять преимущественное внимание добровольному страхованию имущества, частного жилья, а также страхованию жизни и здоровья.
Кроме того, страховые компании надеются, что не сильно сократится и сегмент корпоративного страхования. «Мы надеемся, что банки возобновят кредитование бизнеса, соответственно, продолжит свое развитие залоговое страхование юридических лиц. Помимо этого, компании все равно будут вынуждены страховать опасные производственные объекты и автотранспорт, чтобы минимизировать риски по ним», — говорит Игорь Лагуткин.
Что касается страхования жизни, то в этом сегменте, как считает Эмма Никитина, рост замедлится на 20-40%. Чтобы минимизировать падение темпов роста, страховщики намерены увеличивать активность агентской сети.
Повышение тарифов — еще одна из антикризисных мер компаний. Для выживания в период финансового кризиса, в условиях высокой конкуренции некоторые игроки рынка вынуждены были демпинговать. «По наиболее востребованным видам страхования некоторые компании снижали тарифы в 2-3 раза. К примеру, если обоснованный рыночный тариф по КАСКО составлял порядка 7%, то некоторые снижали его до 3,5%. Но это путь в никуда, и приводит к еще большим проблемам и усугубляет кризис», — говорит Сергей Бухаркин. Однако сейчас такой возможности у компаний не будет. Насколько могут повыситься тарифы — страховщики пока затрудняются сказать.
Пермский край является одним из лидеров по количеству выплат по ОСАГО в России — по итогам 9 мес. текущего года он находится по этому показателю на 4 месте. «Из 875 млн рублей, собранных пермскими страховщиками по ОСАГО за 9 мес. 2008 г., выплаты составили 744 млн 807 тыс., то есть 87,4% поступлений», — говорит Игорь Лагуткин. В результате, как отмечают участники рынка, с учетом текущих расходов компании, расходов на комиссионные вознаграждения агентам, обязательное автострахование в Прикамье фактически становится убыточным. Для того чтобы этот вид страхования стал рентабельным, необходимо существенно повысить тарифы, не пересматривавшиеся с 2003 г., примерно на 35-50%.
Страховщики надеются, что это произойдет вместе с намеченным на весну 2009-го переходом на прямое урегулирование убытков по ОСАГО и так называемый «европейский протокол». Это такой порядок расчетов, при котором в случае аварии потерпевший обращается не в страховую компанию виновного водителя, а в ту, где застрахован он сам, а после урегулирования страхового случая счет будет выставляться компании, в которой был застрахован виновник ДТП. Однако, как считают эксперты, система прямого возмещения убытков будет стимулировать страховщиков выплачивать своим клиентам максимально возможную компенсацию по возмещению вреда. В свою очередь, упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому увеличению числа заявленных мелких ДТП и случаев страхового мошенничества. И в том случае, если тарифы по ОСАГО пересмотрены не будут, убытки по этому виду страхования в Пермском крае могут увеличиться еще на 10-20%.
В итоге некоторые компании откажутся от лицензий на обязательное автострахование. «Прогнозируется, что в течение 2009 г. от 15 до 30 российских страховщиков, занимающихся ОСАГО, уйдет с рынка. Порядка 7 из них работают в Пермском крае», — говорит Юрий Рябов.