Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Обзор: Типографии

Самарский рынок полиграфических услуг переполнен. Рентабельность бизнеса падает из-за ценового демпинга маленьких «подвальных» типографий, а крупные многопрофильные предприятия вынуждены экономить

Самарский рынок полиграфических услуг переполнен. Рентабельность бизнеса падает из-за ценового демпинга маленьких «подвальных» типографий, а крупные многопрофильные предприятия вынуждены экономить и автоматизировать производство. Эксперты ожидают череды банкротств в ближайшие 2 года  аутсайдеры или уйдут с рынка или будут вынуждены объединяться в многопрофильные типографии под единым брендом.

 

эксперты
Эдуард Акопов
директор ООО «Европринт»
Дмитрий Бредихин
директор типографии «Титул»
Геннадий Карев
директор по развитию
многопрофильной типографии «Агни»
Виктория Лейкина
заместитель директора рекламно-
полиграфической компании «Элайт»
Павел Пашкин
заместитель директора по рекламе типографии «СТЭМП»
Алексей Разлацкий
директор «Новой типографии»
Андрей Тихонов
директор типографии «САМБР»

 

Как бизнесмены поднимают рентабельность печатного производства?
Что подталкивает типографии к специализации?
Как будет выглядеть рынок через 2 года?

 

ВСамаре около 90-100 типографий, из них около десятка  крупные, 20-30  средние, а остальные  небольшие предприятия без специализированного типографского оборудования, а также «мертвые души», числящиеся только в списках.

Статистических данных об обороте рынка полиграфических услуг в Самаре нет, компании данных о себе практически не раскрывают, поэтому в оценках можно опираться только на мнения участников. По различным оценкам, рынок составляет от 600 млн до 2 млрд руб. в год с темпами роста в 10-15%. При этом емкость рынка практически заполнена, считает директор типографии «САМБР» Андрей Тихонов.

 

Лидеры рынка инвестируют в оборудование
В самарском полиграфическом бизнесе выделяется 7 основных направлений: печатание книг, газет, журналов, упаковки, этикетки, представительской продукции, а также широкоформатная печать. Согласно опросу участников рынка, самые большие доли в сегментах имеют: в печати книг  Самарский Дом печати (СДП), газет  СДП, «Ньюс-принт» и «Новая типография  Самара», в печати журналов  «Агни», упаковки  «Евро-
принт», этикетки  «Самарабланкиздат», представительской продукции  «Агни», в широкоформатной печати  РИХ «Абсолют» и рекламное бюро «Эффект».

 

СДП и «Агни»  многопрофильные типографии, в которых 1-2 направления развиты лучше других. Как полагает директор по развитию многопрофильной типографии «Агни» Геннадий Карев, за счет имиджа крупной компании многопрофильным типографиям с широким спектром услуг проще привлечь крупных, способных обеспечить 80% заказов клиентов в свое профильное направление. Заместитель директора рекламно-полиграфической компании «Элайт» Виктория Лейкина: «Клиенту проще работать с одной компанией, поэтому многопрофильная типография, предоставляя все услуги, получает и все деньги».

 

«Самарабланкиздат» и СДП имеют портфель государственных заказчиков, сохранив часть клиентов советского времени. Но их производственные мощности устарели, поэтому компании, по мнению нескольких экспертов, не могут претендовать на новые высокотехнологичные заказы. Остальные участники имеют крупные доли за счет того, что вовремя вложили значительные средства в оборудование и специализировались под требования сегмента. Виктория Лейкина: «Три года назад на рынке произошел технологический прорыв, некоторые компании начали закупать новые машины  именно они сейчас и являются лидерами рынка». Так, «Европринт» вне конкуренции в упаковке  в этой типографии есть аппараты для высечки, позволяющие сразу раскраивать бумагу под коробки. Стоимость этого оборудования оценивают в несколько сотен тысяч евро.

 

Типографии реагируют на снижение рентабельности
По словам Павла Пашкина, заместителя директора по рекламе типографии «СТЭМП», в Самаре предложение полиграфических услуг превышает спрос  на одного клиента приходится около двух изготовителей. Наибольшая конкуренция идет за заказы, которые могут выполнить малотиражные типографии  визитки, представительская продукция, широкоформатная печать. В то же время, как отмечает Геннадий Карев, сегмент флексографии (печати на пакетах с мороженым, жирами, молоком) охвачен слабо и может вместить еще нескольких участников.

 

Типографии конкурируют по комплексности предложения (услуги дизайнеров, редакторов, специалистов по предпечатной подготовке), но главный инструмент борьбы  цена услуг. И, как отмечает директор типографии «Титул» Дмитрий Бредихин, многие игроки, особенно маленькие компании, демпингуют: «На рынке много участников, которые имеют одну машину для печати в каком-нибудь подвале. Они значительно «роняют» цены».

 

Эта ситуация выгодна для клиентов с малотиражными заказами. «Они приходят в типографию, узнают цены и выбивают скидки. Потом идут в другую типографию, говорят, почем им печатают продукцию в соседней компании, и получают коммерческое предложение с еще более низкой ценой. Затем заказчики возвращаются в первую типографию и выбивают там еще большие скидки, угрожая уйти к конкурентам. Операция повторяется, пока цена не упадет до предела»,  рассказывает Дмитрий Бредихин.

 

А участникам рынка приходится выживать в условиях, где цены на услуги, по словам Павла Пашкина, остановились примерно на уровне 1999 г., а затраты  аренда, коммунальные платежи, расходные материалы  постоянно растут. Рентабельность работ упала в среднем до 10%, хотя в 90-е гг. она достигала 100%. Бизнес становится менее интересным с коммерческой точки зрения, участникам рынка приходится его изменять, чтобы выжить. Андрей Тихонов полагает, что единственный выход в этой ситуации сокращать затраты: переходить от ручного оплачиваемого труда к современным автоматизированным технологиям, выносить производство в пригород. Так дешевле и проще расширяться, запускать новые проекты. По его словам, «САМБР» переедет за город уже в ближайшем будущем.

 

В «Элайте» сохраняют уровень рентабельности с помощью наращивания объемов производства. Но из-за капиталоемкости такой путь доступен не каждому. «Те компании, которые не увеличивают объемы, не выживут на рынке»,  полагает Виктория Лейкина.

 

Дмитрий Бредихин полагает, что рентабельность можно было бы повысить с помощью ценовых договоренностей, но небольшие игроки, которых на рынке 60-70%, не следуют таким соглашениям. «Они могут оказывать услуги низкого качества, но зачастую для заказчика одноразовых тиражей, например листовок для раздачи на улице, не важно, какого цвета будет лицо у человека на этой листовке»,  сетует Виктория Лейкина.

 

Директор ООО «Европринт» Эдуард Акопов считает, что ценовые договоренности необходимы для поддержания качества печати и развития типографской отрасли в целом, но их нужно достигать в официальном порядке  как корпоративные соглашения членов отраслевого союза полиграфистов. По его словам, такая практика показала себя с лучшей стороны в Германии, где на все виды полиграфической продукции существуют единые цены по регионам, а конкуренция идет за счет сроков и качества оказания услуг и специализации типографий. Нарушители договора теряют льготы в бизнесе. В Москве есть союз полиграфистов, но подобных успехов ему достичь не удалось.

 

Падение рентабельности заставляет типографии специализироваться
Типографское оборудование стоит дорого, цены на некоторые машины могут составлять $200 тыс.  $1,5 млн. Со снижением чистого дохода производства у участников рынка остается все меньше возможностей для приобретения новых современных станков, менее доступными становятся кредиты и лизинговые схемы. По словам директора «Новой типографии» Алексея Разлацкого, уже сейчас основной источник инвестиций в его компании  собственные средства владельцев, а не прибыль предприятия. Ситуация вынуждает предпринимателей экономить и развивать одно направление, специализироваться. Например, владельцы компании «Новая типография  Самара», выбирая, какое оборудование докупить, установили дополнительные печатные секции в газетную машину и решили не приобретать журнальный станок.

 

Подобная ситуация складывается сейчас в тольяттинской типографии «Современник», где собираются отказаться от непрофильных направлений, продать старое оборудование и специализироваться на печати газет. Сейчас управляющие выбирают станки и проводят маркетинговый анализ газетного рынка. По словам Алексея Разлацкого, специализация уже стала общерыночной тенденцией  сегмент «газеты и журналы» разделился на «только газеты» и «только журналы». То же самое произошло с этикеткой и упаковкой.

 

Выбирая сегмент для специализации, предприниматели, как правило, ориентируются на конкретных заказчиков, например «Новая типография  Самара»  на газету «Комсомольская правда», «Евро-
принт»  на фабрику «Россия». Репутация заказчика и технологичное оборудование позволяют набрать новых клиентов в сегменте. При этом работа с периодическими изданиями, упаковкой и этикеткой позволяет иметь постоянную загруженность производственных мощностей, планы на месяцы и годы вперед. Но рентабельность газетно-журнальных заказов низкая  7-8%. Наибольшую прибыльность имеет производство элитной представительской продукции  25-30%.

 

По словам Алексея Разлацкого, сейчас известные газетные типографии полностью загружены. Поэтому, как полагает Геннадий Карев, предприятиям, печатающим периодику, сейчас выгоднее ввести дополнительные производственные мощности или отказаться от некоторых клиентов, но оставить возможность для выполнения высокорентабельных заказов, если они появятся.

 

Бизнесмены занялись подготовкой сотрудников
Для самарских типографий актуальна кадровая проблема. По данным «HeadHunter Самара», потребность в специалистах вдвое превышает предложение на рынке труда. Ситуация осложняется тем, что типографиям нужны менеджеры по продажам, которые не только имеют опыт в торговле, но и знают специфику производства. Геннадий Карев считает, что типографии, у которых в штате есть все специалисты  не только печатники, но и дизайнеры, технологи, выигрывают в конкурентной борьбе за счет комплексного предложения услуг.

 

В Самаре есть два профильных учебных заведения Самарский государственный издательско-полиграфический техникум и Институт печати при СГАУ. По словам участников рынка, вузы не успевают за ростом индустрии. Оборудование, на котором учатся студенты, не соответствует требованиям рынка  сегодня на таких станках уже никто не работает, поэтому выпускники не в состоянии сразу включиться в производственный процесс. Практическим навыкам их обучают непосредственно на предприятии опытные сотрудники или поставщики оборудования, если типография сотрудничает с таковыми. Базовая специализация выпускника не имеет значения. По словам Павла Пашкина, в большинстве случаев в типографиях работают люди без специализированного образования. Чаще всего это специалисты, закончившие политехнический или аэрокосмический вузы. Сейчас ситуация со специалистами меняется в лучшую сторону, их становится больше, особенно в сфере предпечатной подготовки.

 

Геннадий Карев: «За последний год полиграфический колледж оживился и старается создать программы, по которым участники рынка смогут финансировать обучение выпускников с последующим их трудоустройством в своих компаниях».

 

Инициативу в диалоге вуза и бизнеса перехватывают предприниматели. Например, предприятие Дмитрия Бредихина ввело программу стажировки студентов, чтобы заранее готовить выпускников к условиям работы и вербовать их еще до выпуска.

 

Рынок очистится от аутсайдеров за 5 лет
Прогнозируя развитие рынка, Геннадий Карев считает, что на него повлияет «измельчание» заказов. Так, в среднем по России за 2006 г. наименований отпечатанных книг стало больше на 7%, но тиражи упали на 5,9%. В Самаре та же ситуация в большинстве направлений полиграфии. Это выгодно для небольших компаний, так как многотиражные заказы они не в состоянии выполнить. А крупным игрокам, по мнению г-на Карева, теперь, чтобы поспеть за заказчиками, придется совершенствовать производственный цикл.

 

С уменьшением размера заказов многие участники рынка перейдут на цифровое оборудование, полагает Дмитрий Бредихин. По себестоимости на «цифре» выгодно печатать малые тиражи, и таких заказов можно будет набирать все больше. По мнению Эдуарда Акопова, цифровое оборудование для типографий  не лучший вариант развития бизнеса. В «Агни» поставили «цифру» еще в 1999 г., но особых финансовых успехов благодаря ей не было. Г-н Акопов считает, что цифровое оборудование выгодно ставить в печатном салоне-магазине в проходном месте возле офисов, где в экстренном порядке отпечатают полиграфическую продукцию.

 

В целом развитие самарского рынка типографий может пойти по двум сценариям, полагает Дмитрий Бредихин. Первый вариант  московский: в ближайшие пару лет начнется процесс укрупнения и слияния небольших игроков. Компании с различными специализациями смогут образовать крупные многопрофильные типографии с одним «ударным» направлением, способные конкурировать с лидерами рынка. Тем, кто не пойдет по этому пути, выжить будет намного сложнее. «У нас есть все предпосылки, чтобы последовать за Москвой  там пару-тройку лет назад было массовое банкротство типографий. Игроков на рынке было много, фирмы демпинговали на фоне роста арендной платы, тарифов на энергоресурсы и прочих расходных статей, в результате цены упали ниже себестоимости производства»,  заявляет г-н Бредихин. Подобного мнения придерживается и Андрей Тихонов. «Только крупные компании будут развиваться, а аутсайдеры или уйдут с рынка, или будут вынуждены объединяться». Эксперты полагают, что небольшие типографии уйдут с рынка в течение 3-5 лет.

 

Второй сценарий развития рынка, описываемый Дмитрием Бредихиным,  европейский. Там у всех типографий узкая специализация и выживают они за счет максимального соответствия требованиям конкретных заказчиков. Непрофильные заказы отдают на субподряд другим фирмам. По мнению Эдуарда Акопова, именно к такой форме организации придет и российский рынок, но случится это только через 5 лет.

 

Развитие полиграфии в целом, по мнению экспертов, будет зависеть от темпов роста смежных рынков и общей деловой активности региона. Ожидается, что за 2007 г. общий оборот самарских типо-
графий вырастет на 8-15%.
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.