Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Обзор: Трейдеры металлопроката

В конце августа и начале сентября цены на металлопрокат упали примерно на 10%. Эксперты связывают резкое снижение стоимости металла с сокращением объемов строительства. Тем не менее, несмотря на не

В конце августа и начале сентября цены на металлопрокат упали примерно на 10%. Эксперты связывают резкое снижение стоимости металла с сокращением объемов строительства. Тем не менее, несмотря на негативные итоги завершающегося третьего квартала, в целом участники рынка позитивно оценивают динамику рынка. По мнению экспертов, рынок металлопроката в дальнейшем будет только расти, примерно на 10% в год. Однако резких сезонных скачков цен на металл избежать не удастся.

эксперты
Андрей Марин
заместитель директора по маркетингу ООО «Старт»
Евгений Фомин
директор ТД «Стилмарт»
Дмитрий Фурсов
директор по поставкам компании «Металл-Маркет»
Татьяна Шипулина
начальник отдела продаж ООО СМЦ «МЕТАЛЛСОЮЗ»

Почему в августе и начале сентября цены на металл снизились на 10%?
Как металлоторговцы сокращают свои издержки?
Почему местные трейдеры вынуждены уходить с рынка?

Промышленные предприятия Самарской области в течение года закупают приблизительно 1,52 млн тонн стали. По оценке директора по поставкам компании «Металл-Маркет» Дмитрия Фурсова, около 40% от этого объема приходится на Волжский автомобильный завод, еще 35-40% потребляют прочие крупные предприятия региона, и только около 25% металла от общего объема находится в свободном обращении. Эксперт оценивает годовой оборот самарского рынка металлопроката в 13,3 млрд руб.

Директор ТД «Стилмарт» Евгений Фомин добавляет, что рынок металлопроката сильно подвержен сезонным колебаниям, поэтому объем потребления может значительно меняться. При этом около 70% из них приходится на черный металл, а остальное — на цветной, легированный и спецстали. Основными потребителями черного металлопроката являются строительные компании и заводы по производству железобетона, цветной металл и «нержавейка» больше идут на нужды промышленного производства. «В Самаре в основном получила распространение технология монолитного строительства с использованием арматуры, — замечает г-н Фомин. — Соответственно, порядка 60-70% продаж черного металлопроката приходится именно на арматуру».

Местные металлотрейдеры не стремятся к дилерскому сотрудничеству с производителями

Дмитрий Фурсов полагает, что сегодня на рынке действует примерно 50 металлоторговых компаний. «Но только около 12 из них можно отнести к категории лидеров, и половина — это сетевики федерального масштаба», — констатирует эксперт.

Участников рынка металлопроката можно поделить на официальных дилеров металлургических заводов и посредников. В Самаре относительно немного компаний, которые являются официальными дилерами того или иного металлургического завода, и в основном все они являются местными филиалами федеральных игроков рынка металлопроката. К первой группе можно отнести «Мечел-Сервис» — официального дилера Челябинского прокатного завода (последний, в свою очередь, входит в ГК «Мечел»). Компания «Карбофер Металл Поволжье» является дилером завода «Евраз». Несмотря на ряд существенных преимуществ, которые дает дилерское соглашение с заводом-производителем (например, возможность реализации металлопроката по цене примерно на 5% ниже среднерыночной), самарские металлотрейдеры не стремятся заключать дилерские договоры. «Такой договор — это определенное обязательство, — разъясняет Евгений Фомин. — Наша компания реализует металл Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК). Если бы мы были его официальными дилерами, то обязаны были бы продавать не менее 1 тыс. тонн балки этого завода. Но мы пока не вышли на такие объемы и, кроме того, не завязаны только на одном поставщике».

По замечанию эксперта, в основном самарские компании-металлоторговцы выступают в роли посредников между производителями и конечным потребителями. При этом большая часть предприятий занимает свою нишу на рынке металлопроката: реализует либо только черный, либо только цветной металл. Также на рынке есть универсальные компании, которые предлагают все виды металлопроката, или фирмы, выбирающие узкий ассортимент продукции, например, только трубы или листовой прокат. К лидерам рынка эксперты относят компании «Сталь групп», «Мечел-Сервис», «Карбофер», «Металл-Инвест» и ряд других.

Некоторые предприятия ориентированы на продажу металла в небольшом объеме предприятиям малого бизнеса или физическим лицам. Например, к их числу можно отнести компанию «Металл-Маркет».

Евгений Фомин подчеркивает, что при нестандартном требовании клиента любая металлоторгующая организация может поставить и непрофильный для себя прокат: «Поскольку цены на рынке достаточно динамичны, такие случаи бывают довольно часто. Любая компания может приобрести необходимое количество металла у конкурента, а потом перепродать его своему покупателю с небольшой наценкой». Дмитрий Фурсов отмечает, что конкуренция между трейдерами строится по традиционным сценариям: «Одни привлекают ценой, другие — сервисом в обслуживании, третьи — ассортиментом. Есть множество сценариев поведения на рынке, но побеждает, как известно, всегда группа игроков, которые предлагают оптимальный вариант цены и качества для своих клиентов».

Август не оправдал ожидания трейдеров

Одна из особенностей рынка металлопроката — значительное сезонное колебание цен. Дмитрий Фурсов считает, что тенденции рынка металлопроката зависят от потребностей отраслей, в которых используется сталь и изделия из нее. «Естественно, ярко выраженная сезонность резко влияет и на цену, и на объемы потребления. Но в целом в течение года мы отмечаем уверенный рост рынка», — говорит эксперт. По некоторым оценкам, ежегодная динамика составляет не менее 10%. Однако сезонные колебания цен значительно корректируют этот показатель. Осенью рентабельность бизнеса сильно падает. Как отмечают эксперты, после роста цен на металлопрокат в июне-июле (на эти месяцы приходится основной пик продаж) уже в августе стоимость металлопроката резко снизилась. Например, цена за одну тонну арматуры еще в июле достигала 40 тыс. руб., сейчас же средняя стоимость по рынку тонны этого вида металлопроката составляет 29 тыс. руб. Евгений Фомин напоминает, что в аналогичный период прошлого года также наблюдалось снижение цен. Тогда тонна арматуры летом стоила 26 тыс. руб., а к осени цена упала до 16 тыс. руб.

«Сезонное колебание цен — обычное явление для рынка, — размышляет Евгений Фомин. — Но снижение стоимости черного металлопроката более чем на 10% в течение одного месяца — это очень существенный удар для металлоторговцев. Трейдеры не получают прибыль, на которую рассчитывали в начале года, а ведь сезон продаж еще продолжается». Эксперты объясняют столь резкое колебание цен в последние два года двумя факторами. Во-первых, сокращением объемов строительства и, как следствие, замедлением темпов развития строительного рынка, а во-вторых, государственной политикой, которая заставляет металлопроизводителей сменить приоритеты в реализации металла с экспорта на внутренний рынок. Эти два фактора в комплексе и создают условия для снижения цен на металлопрокат.

«Скорее всего, сейчас идет элементарный «перегрев» строительного рынка, и кризис на нем бумерангом отражается и на нас», — рассуждает г-н Фомин. Цены на недвижимость достигли своего максимума и не соответствуют существующему на рынке спросу. По мнению эксперта, строительный рынок находится в ожидании снижения цены, и до тех пор, пока она не пойдет вниз, у строителей элементарно не будет денег, чтобы заказывать новые партии металлопроката и расплачиваться за старый. Это, в свою очередь, приводит к затовариванию на складах металлоторговцев и, следовательно, к снижению цен.

К характерным проблемам металлотрейдинга, помимо сезонности продаж, эксперты относят и значительные сложности с логистическим сопровождением бизнеса: металлопрокат — крупногабаритный и тяжелый груз.

Трейдеры привлекают потребителей сервисом

По мнению начальника отдела продаж ООО СМЦ «МЕТАЛЛСОЮЗ» Татьяны Шипулиной, снижение цен на основную продукцию подталкивает металлотрейдеров к расширению своего ассортиментного ряда и увеличению набора дополнительных услуг. «При высоких ценах на продукцию металлотрейдеры старались держать определенный запас на складе для постоянных клиентов, — рассказывает г-жа Шипулина. — Сейчас, когда цена значительно упала, чтобы минимизировать свои потери, трейдеры расширяют ассортимент и больше внимания уделяют дополнительному сервису». Практически все компании, помимо собственно продаж, предлагают услуги по транспортировке, ответственному хранению, резке металла. Например, Дмитрий Фурсов замечает: «При поступлении нестандартных заказов мы находим и привозим все, что клиент пожелает, даже если это можно изготовить на заводах только под заказ». Эксперт сообщил, что объем реализации металлопроката в его компании увеличивается пропорционально количеству открываемых новых пунктов продаж.

Другие самарские игроки стараются минимизировать свои издержки, в частности, по возможности исключив складскую программу из цепочки доставки металла от производителя до покупателя. «Сейчас мы стараемся больше проводить транзитные поставки, — говорит Евгений Фомин. — Заказываем на заводах необходимое количество металла, которое после оплаты отправляется не на наш склад, а непосредственно к заказчику. Это сокращает наши расходы по складским работам, на погрузку-разгрузку и в конечном итоге снижает стоимость металла для клиента». По мнению других участников рынка, тенденция снижения складского запаса у металлотрейдеров является характерной особенностью текущего развития рынка.

Мелкие металлоторговцы уйдут с рынка под напором федералов

По мнению экспертов, в ближайшие два года резкого изменения ситуации на самарском рынке металлопроката не произойдет. Как считает Дмитрий Фурсов, во-первых, сталь в 2008 г. вышла на новый ценовой уровень, подорожав в два раза относительно начала года. Во-вторых, основные крупные федеральные игроки, у которых было желание присутствовать в нашем регионе, уже давно здесь. Из тех, кто мог сделать конкуренцию более жесткой, никто пока не собирается расширяться в Самарскую область. «Кроме того, потребление будет продолжать медленный рост, который идет уже 17 лет, и факторов к изменению данной тенденции в негативную сторону не наблюдается»,  — заключает эксперт.

Татьяна Шипулина прогнозирует дальнейший уход с рынка небольших компаний или их переориентацию на оказание сервисных услуг. Подтверждает ее слова и заместитель директора по маркетингу ООО «Старт» Андрей Марин: «Многие небольшие региональные компании, не выдерживая конкуренции с крупными федералами, полностью отказываются от продажи металла и переориентируются на предоставление услуг по его переработке. Например, наша компания практически перестала заниматься продажами еще пять лет назад, когда в Самару только стали приходить федеральные трейдеры металлопроката». Как поясняет г-н Марин, федеральные игроки, заходя на местный рынок, проводят откровенную политику по жесткому захвату рынка. «Нам стало ясно, что в условиях откровенного демпинга и значительных ресурсов московских компаний местные участники рынка не могут на равных конкурировать с ними. В результате мы стали оказывать услуги только по переработке металла и лазерной резке», — делится он.

Анализируя конкуренцию с китайской продукцией, местные игроки отмечают, что строители пока не очень доверяют азиатскому металлопрокату. Один из экспертов приводит пример из собственной практики: компания смогла реализовать металлопрокат из Кореи только за счет демпинга: несмотря на то что качество продукции было подтверждено всеми необходимыми документами, никто из строителей не хотел его покупать. Гораздо более серьезная экспансия на рынке наблюдается со стороны турецкого, молдавского и украинского металлопроката. Однако никто из экспертов не видит в этом угрозы для российских производителей стали, отмечая, что на таком обширном рынке, как металлоторговля, любая продукция найдет своего покупателя.

 

 

Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Что происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственностьЧто происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственность
  • «Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов«Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов
  • Без сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использованияБез сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использования
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.