Обзор: Турагентства и туроператоры
Рост числа туристических компаний на самарском рынке после внесения поправок в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и появление большого количества федеральных операторов привели к ужест
эксперты
Виктория Агалакова
директор центра туризма и отдыха «У-РА»
Вера Бастракова
исполнительный директор агентства путешествий «Самараинтур»
Александр Денисов
исполнительный директор компании «Спутник-Гермес»
Елена Мартыненко
директор туристической компании «Профцентр»
Маша Покрасс
директор туристического агентства «Стэрна»
Татьяна Федорова
директор туристического агентства «Горячие туры»
Ольга Якимова
директор туристической компании «Время отдыхать»
На какие направления сейчас растет спрос на рынке?
Как турфирмы развивают рынок внутреннего туризма?
Туристический рынок Самарской области считается одним из самых развитых в России по обороту и количеству представленных услуг и занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. По словам директора туристической компании «Время отдыхать» Ольги Якимовой, сегодня в городе представлен практически весь спектр туристических услуг — от массового туризма до индивидуального, корпоративного, экологического, причем активно развивается туризм по России и по Самарской области. Примерный оборот внешнего туризма в регионе, по информации г-жи Якимовой, составляет $15-20 млн в месяц (в летний период), внутренний рынок оценить сложнее, так как, помимо размещения на базах отдыха и в пансионатах, необходимо учитывать весь объем внутренних перевозок и размещения в гостиницах. Однако, по приблизительным оценкам экспертов, его оборот составляет примерно 9-11 млрд руб. в год.
На самарском туристическом рынке сегодня работает более 400 игроков, большинство из них, говорит директор туристического агентства «Горячие туры» Татьяна Федорова, — это туристические агентства, которые продают турпакеты, сформированные туроператорами. В федеральном реестре, по словам исполнительного директора агентства путешествий «Самараинтур» Веры Бастраковой, как туроператоры зарегистрировано порядка 6-7 самарских и тольяттинских компаний, также в области работает около 10 федеральных операторов. Лидеры рынка сегодня — это крупные местные туроператоры: «Самараинтур», «Спутник-Гермес» и «Профцентр». По оценкам экспертов, они делят примерно 50-60% туристического рынка Самарской области в равных долях. Оставшаяся доля приходится на все прочие компании, среди которых ведущие позиции на рынке внешнего туризма занимают «Интурист-Самара», «Розовый Фламинго», «Пегас Туристик», «Капитал Тур», «Самарааэротур», «Акварель-Круиз» и «Гермес-Тур». Наиболее значимые игроки на рынке внутреннего туризма — компания «Пилигрим» и центр «У-РА».
На развитие самарского рынка туристических услуг в 2007 г. в значительной степени повлияли поправки в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которые декларируют отмену лицензирования на туристические услуги и усиление контроля над деятельностью туроператоров за счет введения системы страхования ответственности. Теперь, рассказывает Вера Бастракова, чтобы иметь возможность осуществлять операторскую деятельность, компании, предоставляющие услуги международного туризма, должны застраховать ответственность минимум на 10 млн руб., а также войти в федеральный реестр туроператоров. Это вызвало неминуемое укрупнение существующих игроков, то есть для того, чтобы успешно функционировать на рынке, туроператорам пришлось расширять спектр услуг, выстраивать отношения с субагентами, увеличивать собственные обороты. С другой стороны, государство перестало контролировать рынок туристических услуг, и порог вхождения для турагентств снизился — это обусловило появление большого количества новых игроков на рынке. Соответственно, конкуренция между туристическими агентствами и туроператорами усилилась, борьба за клиента стала жестче. Это способствовало появлению серьезной ценовой конкуренции и расширению ассортимента интересных предложений, комментирует г-жа Бастракова.
За последние несколько лет присутствие на самарском рынке федеральных игроков значительно выросло. По словам Ольги Якимовой, 2007 г. стал переломным для туристического рынка Самары: именно в этом году, в самый активный летний сезон, сюда пришли крупные операторы, такие как «DSBW-Тур», «Турэнергосервис», «Европа-2000», «Анекс Тур», «Натали Турс», PAC group. Они открывают собственные офисы, организуют чартерные программы. Распространение получила и такая система работы: туроператор в регионе или в городе подбирает уполномоченного агента, который уже формирует субагентскую сеть. Директор туристической компании «Профцентр» Елена Мартыненко рассказывает, что ее компания работает по такому же принципу: «Мы ищем субагентов в небольших городах Самарской области, которые уже затем формируют свою сеть».
Доля федеральных туроператоров на рынке внешнего туризма превысила 80%, многие локальные туроператоры с приходом федеральных компаний сняли свои чартерные программы, оставив лишь несколько направлений — ОАЭ, Чехия, Болгария, — а, например, Турцию и Египет теперь представляют только федеральные игроки.
Повлияло на развитие рынка и появление новых туристических направлений, вылеты по которым стали доступны из Самары. В 2007 г. впервые были осуществлены вылеты из Самары в Тунис, Шри-Ланку, на Кипр и в Испанию, а осенью произошел новый прорыв: в Самару пришла компания «Калининградские авиалинии», которая начала осуществлять рейсы в Европу через Калининград. Все это не только ощутимо расширило географию вылетов из Самары и сделало местных туроператоров более независимыми, но и значительно снизило цены на европейском направлении, сделав его более доступным. «Теперь из Самары круглогодично можно вылететь не только в Чехию, но и в Италию, Германию, Францию, Англию, Израиль и Иорданию, — отмечает Ольга Якимова. — Рынок растет, растет предложение туроператоров, сейчас, как никогда, можно говорить о возможности выбора, что, конечно, очень важно в первую очередь для туристов». По информации Татьяны Федоровой, в результате всех этих изменений стоимость путевок для клиентов стала ниже, качество выросло, так как ответственность компаний стала выше, и спрос на туристические услуги за последний год вырос минимум на 30%.
Для того чтобы иметь возможность конкурировать с крупными федеральными операторами, которые могут предложить большой выбор международных рейсов, местные компании занимаются развитием внутреннего туризма и пока, по словам Ольги Якимовой, удерживают здесь лидерство. Татьяна Федорова констатирует, что внутренний туризм в Самарской области пока еще развит слабо. Его развитие ограничивает отсутствие отлаженной внутренней инфраструктуры. По оценке экспертов, гостиничная база области изношена на 80%, но в последние годы появляются гостиницы, соответствующие международным требованиям. Для более интенсивного развития рынка внутреннего туризма нужно не только обновить инфраструктуру, но и разработать определенные туристические бренды, выпустить справочную, рекламную и сувенирную продукцию. Однако, отмечают эксперты, положительная тенденция развития внутреннего туризма в Самарской области, при всех недостатках и проблемах, все же сохраняется. Директор центра туризма и отдыха «У-РА» Виктория Агалакова рассказывает: «Столица ежегодно принимает более 10 млн туристов только из российских городов (организованные группы). Конечно, Самаре до этого еще далеко, но в прошлом году у нас на 30% увеличился поток школьных групп, приезжающих из других городов, что свидетельствует о значительном развитии внутреннего туризма и поднятии туристического имиджа Самары в целом». Кроме того, большой процент внутренних туристов (до 60%) — это бизнес-партнеры и иностранные гости. «Например, в прошлом году наш центр провел на 30-40% экскурсионных программ на иностранных языках (для немцев, американцев, итальянцев, испанцев и даже японцев) больше, чем в 2006 г.», — поясняет г-жа Агалакова. По словам Ольги Якимовой, именно в этой нише местные компании остаются безоговорочными лидерами, не ощущают столь острой конкуренции со стороны федералов, и поэтому это направление считается самым перспективным. Елена Мартыненко рассказывает, что компания «Профцентр» сегодня постоянно работает над развитием внутреннего туризма по Самарской области: «Мы разрабатываем и обновляем экскурсионные маршруты с учетом развивающейся инфраструктуры гостиничных и санаторно-курортных учреждений региона, сотрудничаем с появляющимися новыми объектами, помогаем им продвинуться на рынке». Виктория Агалакова: «В прошлом году мы открыли 10 новых маршрутов по Самарской области, в этом году мы за счет собственных средств запускаем еще 5 маршрутов по городу, 15 — по Самарской области и 4 новых маршрута по России, при поддержке предпринимателей выпустили 2 путеводителя. Кроме того, в 2007 г. мы подготовили 5 групп экскурсоводов культурно-духовного направления. Однако ощущается нехватка поддержки властей — думаю, что для развития рынка вложения с их стороны будут необходимы». По мнению Виктории Агалаковой, центр «У-РА» нашел на рынке внутреннего туризма свою нишу: «Маршруты выходного дня — это наш эксклюзив, мы практикуем их уже 5-й год, и если еще 3-4 года назад эти программы находились на уровне самоокупаемости, то сейчас это достаточно прибыльный бизнес. За прошлый сезон наши туры посетило более 5 тыс. человек. Где-то 50% посетителей таких туров — наши постоянные клиенты: например, Сбербанк, администрации районов области, «Самаратрансгаз» и другие». Для того чтобы привлечь туристов, самарские компании разрабатывают оригинальные программы. По словам директора туристического агентства «Стэрна» Маши Покрасс, на российском и самарском рынке растет популярность круизов: «Все больше людей предпочитает наслаждаться каждым днем, а не тратить время на длительные переезды из города в город, ночи в автобусе. Это связано с появлением русскоязычных групп для экскурсий на теплоходах, вместе с которыми едет русскоговорящий гид. Возможность раннего бронирования делает круизы доступными по цене». Лидер в сфере круизного туризма — компания «ВолгаФлотТур», занимающая 70% этого рынка.
Еще одно направление, которое развивают сегодня самарские агентства и туроператоры, — деловой туризм. От 30 до 60% клиентов туристических компаний — корпоративные. Сегодня на услуги турагентств для организации деловых поездок, командировок, семинаров и мероприятий появился высокий спрос. Елена Мартыненко сообщает, что в ее компании программы делового туризма выделены в отдельное направление: «Мы стараемся делать свои услуги удобнее для туристов и тем самым продвигаться на рынке. Например, заключаем прямые договоры с объектами по России, благодаря чему можем работать с ними непосредственно, без вмешательства других туроператоров, что позволяет снизить время на выполнение заказа». Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке, агентству мало предложить клиенту билет и место в гостинице, часто требуется доставить его в любую точку России, подчеркивает г-жа Мартыненко. Именно выстраивание сети, позволяющей действовать оперативно, находить билеты в небольших городах, позволяет самарским туроператорам конкурировать с федеральными компаниями. По данным Самарского института делового образования (СИДО), более 71% всех деловых поездок по России — индивидуальные командировки, более 15% — участие в конгрессах и конференциях, 12% — посещение выставок и 2% — инсентив-туры .
Исполнительный директор компании «Спутник-Гермес» Александр Денисов уверен, что один из способов противостояния федеральным операторам со стороны местных — это развитие собственной сети офисов. «Федеральные туроператоры предпочитают работать через агентства, они могут предложить им интересные и выгодные условия. Наше преимущество — возможность прямой работы с клиентами. Чтобы выходить непосредственно на потребителя своих услуг, мы открываем новые офисы: у нас уже есть 4 офиса, в этом году планируем открытие еще 2-3 точек», — рассказывает г-н Денисов. Такой же стратегии развития придерживается Ольга Якимова, которая в этом году решила отказаться от работы под федеральным брендом и развивать собственную сеть «Время отдыхать». «Мы считаем, что это позволит нам вести более яркую рекламную кампанию, расширить географию наших офисов в Самаре (к 3 работающим офисам добавятся еще 2, также будут открыты офисы в Тольятти и Сызрани), более оперативно реагировать на изменения рынка. К началу сезона мы представим новый удобный сайт компании», — говорит г-жа Якимова.
Для того чтобы удерживать клиентов и привлекать новых, руководители самарских туристических агентств каждый год расширяют ассортимент туров и предлагают эксклюзивные программы, руководствуясь структурой спроса. Как прогнозируют эксперты, в следующем году будет расти спрос на экологический и экстремальный туризм (спрос на программы экстремального туризма по итогам 2007 г. вырос на 30%), туры с лечением. По мнению Ольги Якимовой, на рынке внешнего туризма будет расти поток туристов по духовным и культурным направлениям: «Уже сейчас у нас заказывают не просто пляжный отдых, а именно туры к святыням или сокровищницам мира — в Иерусалим или Иорданию. С этого года мы запускаем VIP-туры. Духовный туризм по святым местам России востребован у крупных заказчиков, и если ранее мы делали ставку на невысокую стоимость, чтобы тур мог позволить себе любой желающий, то теперь есть специальные программы на комфортабельных автобусах, в «купе», с размещением на очень хорошем уровне — нацелены они именно на состоятельных клиентов».
Маша Покрасс отмечает, что появляется спрос на достаточно дорогие туры по интересным направлениям: экспедиционные туры на Северный полюс в Арктику, шестой континент Антарктиду, а также Галапагосские острова и российские острова северных морей. Все это приводит к тому, что сегодня турагентствам уже недостаточно просто формировать туры по уже испытанным направлениям, ведь если клиенты не получают интересных, оригинальных предложений от местных игроков, они уходят к федеральным. Так что будущее за теми компаниями, которые смогут предложить наиболее интересные пакеты событийных, спортивных, экстремальных туров, и именно они смогут лучше конкурировать на рынке.
Инсентив-тур — поощрительные поездки для сотрудников компании и клиентов.