Обзор: Юридические компании - 12.11.2007
Больше половины рынка юридических услуг Самары принадлежит адвокатам. Этот сегмент рынка четко регулируется законодательством, и активных изменений на нем не происходит. Юридические фирмы более сво
эксперты
Елена Бранчукова
директор компании «Ассоциация юридической поддержки»
Татьяна Бутовченко
Президент Палаты адвокатов Самарской области
Сергей Дмитриев
директор Старозагорского филиала Самарской областной коллегии адвокатов
Татьяна Макарова
директор компании «Юридический проект»
Людмила Паймукова
начальник юридического отдела «АдвокатКонсалтКомпани»
Анастасия Попова
директор юридической компании «Бизнес-Актив»
Валерий Рузанов
директор ООО «Крафт Консалт»
Ольга Фомичева
директор «Первого адвокатского бюро»
Сергей Щелоков
адвокат Самарской коллегии адвокатов «Эгида»
Кого на рынке больше: юридических фирм или адвокатов?
Как юрфирмы привлекают клиентов?
Какие новые предложения появляются на самарском рынке?
Пословам экспертов, самарский рынок юридических услуг сегодня насыщен практически на 90%. Так, в городе действуют 410 адвокатских образований, а количество юридических фирм, по закону не подлежащих лицензированию, по приблизительным данным составляет около 100-150 компаний. Оценивать объем рынка участники не берутся, заявляя о его неорганизованности. Валерий Рузанов, директор ООО «Крафт Консалт»: «Несмотря на большое количество игроков, рынок еще не сформирован. Нет устоявшейся структуры спроса, средних расценок, достаточно сильно меняется ежемесячное число клиентов. Так что в данной ситуации сложно называть какие-то цифры».
Все участники рынка отмечают рост спроса на юридические услуги как со стороны физических, так и юридических лиц. За последние два года количество обращений к специалистам выросло не менее чем в два раза. Среди причин такой активности юристы называют рост грамотности населения, экономическое развитие области, выражающееся в появлении большого количества новых компаний. Татьяна Макарова, директор компании «Юридический проект», считает, что свою роль здесь сыграли и изменения в законодательстве, например в строительном, земельном, жилищном. «Эти изменения затрагивают интересы очень многих людей, поэтому у них появилась необходимость в консультации и помощи специалистов», — отмечает она.
Спрос изменился не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, Валерий Рузанов отмечает, что если в предыдущие пять лет люди чаще обращались к юристам только тогда, когда появлялась крайняя необходимость, в основном за правозащитой, сегодня и физические лица, и компании стараются проводить долгосрочное планирование своей жизни и деятельности с юридической точки зрения. «К нам все чаще обращаются за помощью по налоговому планированию, регистрации имущества, организации его движения (оформления дарственных, завещаний). Юрлица также начинают заранее готовиться ко всем крупным событиям — слияниям, поглощениям», - говорит г-н Рузанов. В связи с этим юридическим компаниям приходится расширять спектр услуг и штат, в первую очередь из-за того, что сегодня время работы специалиста с одним клиентом увеличивается.
Наиболее активными потребителями юридических услуг сегодня стали компании - представители среднего и малого бизнеса (СМБ), отмечает Анастасия Попова, директор юридической компании «Бизнес-Актив», входящей в одноименную ГК. «Не каждое предприятие СМБ может позволить себе держать в штате высококвалифицированного юриста. А правового сопровождения требует практически весь жизненный цикл: от регистрации фирмы до решения налоговых, трудовых вопросов, и, возможно, даже ликвидации предприятия», — подчеркивает она. Крупные корпорации, имеющие штатных юристов, обращаются к услугам сторонних специалистов только для решения глобальных, сложных проблем, требующих серьезного профессионального вмешательства, или же для проведения независимой экспертизы.
По словам Ольги Фомичевой, директора «Первого адвокатского бюро», все более востребованным становится сегодня постоянное юридическое абонентское обслуживание. То есть компаниям удобнее не брать специалиста в штат, а заключать договор с компанией, которая постоянно будет оказывать им юридическую поддержку. Цена на такое обслуживание по рынку колеблется от 10 до 40 тыс. руб. в месяц в зависимости от перечня услуг, входящих в пакет.
А вот число обращений к юристам от граждан, по словам Сергея Дмитриева, директора Старозагорского филиала Самарской областной коллегии адвокатов, растет не так быстро: «Здесь ограничивающими факторами выступают невысокие доходы населения и недоверие к правосудию РФ».
Традиционно участники юридического рынка делятся на адвокатские образования и юридические фирмы. Первые относятся к негосударственным некоммерческим, вторые - к частным коммерческим структурам. Деятельность адвокатов строго контролируется действующим законодательством и саморегулируемыми организациями. На их долю сегодня приходится примерно 50-60% самарского рынка. Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» предусмотрено несколько форм адвокатских образований, поясняет Татьяна Бутовченко, Президент Палаты адвокатов Самарской области. Это: индивидуальная — адвокатские кабинеты (их по области насчитывается 316) и коллективная - бюро и коллегии, в которых работают 1119 адвокатов. Бюро на рынке всего 4 — эта форма организации подразумевает, что договор на оказание юридической помощи клиент заключает не отдельно с адвокатом, а со всей партнерской структурой. Большинство профессионалов рынка выбрали более свободную форму объединения — коллегии. Входя в эту структуру, адвокаты не теряют независимости и несут персональную ответственность за качество оказываемых услуг. По словам Сергея Дмитриева, не менее важна и взаимопомощь, ведь если один адвокат не в состоянии решить все вопросы клиента, он может порекомендовать ему обратиться к своему коллеге, таким образом, потребитель получит комплекс услуг, а сами специалисты не потеряют клиента.
Получить статус адвоката сегодня гораздо сложнее, чем открыть юрфирму, так как для этого необходимо иметь стаж работы не менее 2 лет и пройти квалификационный экзамен. Для создания собственной коммерческой компании нужно только иметь высшее профессиональное образование. В соответствии с настоящим законодательством четких ограничений прав юристов нет, они также представляют интересы клиентов в арбитражном суде и ведут консультации по всем вопросам. Однако, по словам Сергея Щелокова, адвоката Самарской коллегии адвокатов «Эгида», адвокаты получают преимущество за счет того, что доверие клиентов к ним зачастую выше. «Проверить компетентность специалиста юридической фирмы достаточно сложно, — поясняет он. — Если же человек приходит к адвокату, он может быть уверен в его профессиональном уровне».
Есть и еще несколько специфических преимуществ: во-первых, только адвокаты, как отмечает Сергей Дмитриев, могут принимать участие в уголовном судопроизводстве на стадии предварительного следствия. По словам Людмилы Паймуковой, начальника юридического отдела «АдвокатКонсалтКомпани», именно это соображение стало причиной того, что сейчас она планирует получить статус адвоката. «Если в юридической фирме нет специалиста, который может заниматься уголовными делами, теряется часть дохода. Если у уже имеющихся клиентов возникает потребность в таких услугах, они вынуждены обращаться к сторонним специалистам и, вполне возможно, в дальнейшем будут обращаться именно к ним», — отмечает она.
Как отмечают сами адвокаты, особенных изменений в их сегменте рынка не происходит, причина этого — четко прописанный в законе порядок ведения адвокатской деятельности. Ольга Фомичева: «Существует ряд предусмотренных законом обязанностей и прав адвоката, так что изменить здесь что-то очень сложно». Гонорар адвоката определяется соглашением сторон и может учитывать объем и сложность работы, продолжительность времени, необходимого для ее выполнения, опыт и квалификацию адвоката, срочность работы и иные обстоятельства. Адвокат в силу закона обязан постоянно повышать свою квалификацию. Это является основным способом его продвижения в адвокатской деятельности. Привести к адвокату клиентов может только его имидж, поэтому смысл работы каждого специалиста в том, чтобы успешно закончить как можно больше дел, составив о себе благоприятное впечатление. Тогда в дальнейшем клиенты будут приходить по рекомендации и доход от деятельности вырастет.
Гораздо более подвижен сегмент юридических фирм. По словам Анастасии Поповой, он сегодня даже перенасыщен. Причем большое количество игроков не свидетельствует о качественном развитии рынка. «Человек, которому нужны юридические услуги, теряется в море информации. Много объявлений появляется на стенах домов, в газетах, однако по ряду телефонов невозможно дозвониться, по другим отвечают диспетчеры», — отмечает она. В результате у клиентов появляется общее недоверие к юридическим компаниям, с которым сложно бороться. Причина такого количества компаний на рынке — низкий порог вхождения: лицензирование деятельности не требуется, необходимо только арендовать помещение, купить технику - и можно оказывать услуги. Однако для того, чтобы реально закрепиться на рынке, необходимо привлекать клиентов, для которых главный аргумент в пользу выбора той или иной компании — рекомендации знакомых, опыт специалистов и количество успешных дел. К юристам не существует изначально такого доверия, как к адвокатам, поэтому они вынуждены доказывать свою квалификацию и активно заниматься поиском и привлечением потребителей.
Анастасия Попова: «Мы вкладываем деньги в обучение своих специалистов, постоянно посылаем их на семинары. Однодневные — в Самаре — стоят около 1200 руб., недельные курсы в Москве — от 20 тысяч, в зависимости от того, кто их ведет». Эти траты окупаются, так как клиентам важно знать, что специалисты, которые их обслуживают, постоянно поддерживают свой профессиональный уровень и не отстают от жизни.
Самые доходные услуги для юридических компаний — это представительство в суде, регистрация прав. Стоимость услуг практически одинакова во всех фирмах. Оформление перепланировки в судебном порядке обходится физическим лицам примерно в 15 тыс. руб. плюс дополнительные расходы, приватизация — от 6 тыс. руб., представление интересов в суде для юридических лиц — 5-10% от суммы, обжалование дел - от 20 тыс. руб. Так как особенных различий в расценках нет, юрфирмам приходится работать над привлечением клиентов другими методами. Валерий Рузанов также подчеркивает, что на юридическом рынке действуют все основные коммерческие законы, фирмам необходима реклама и услуги продвиженцев.
Людмила Паймукова говорит, что в ее компании работают менеджеры по продажам и развитию. Они активно обзванивают клиентов, предлагая юридические услуги. По ее словам, хорошо действует промоушн — раздача визитных карточек, флаеров. Как инструмент продвижения работает и Интернет-сайт компании, где всегда можно получить консультацию по любому юридическому вопросу. Однако только рекламы мало, главный фактор, обусловливающий конкурентоспособность компании, — это мобильность работы, также отмечает г-жа Паймукова.
Анастасия Попова также подчеркивает роль отдела развития в деятельности юридической компании. «У нас постоянно организуются какие-то акции, — подчеркивает она. — Так, летом проводились бесплатные выездные консультации. Наши специалисты отвечали на вопросы горожан, связанные с оформлением прав на недвижимое имущество, при этом формируя у них лояльность к нашей компании. После этого число клиентов значительно выросло». Кроме того, для увеличения числа повторных обращений от клиентов в компании ввели систему скидок.
Чтобы повысить свою востребованность, юридическим фирмам приходится соответствовать требованиям рынка. Пакет их услуг меняется в зависимости от пожеланий потребителя практически постоянно. Сегодня все участники рынка говорят об активном интересе к юридическим вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью. Работать в этой сфере, по словам Ольги Фомичевой, сегодня достаточно сложно, так как мало накопленной судебной практики. Только с 1 января 2008 года вступает в силу 4-ая часть Гражданского кодекса, касающаяся защиты авторских прав, поэтому основной поток обращений из этой сферы еще впереди, отмечает она и подчеркивает: «Специалистов в этой области будет не так много, изучать материал и посещать различные занятия нужно уже сейчас». Анастасия Попова: «Это интересное направление, уже сегодня мы готовимся оказывать такие услуги: обучаем персонал, наши специалисты проводят семинары по этой теме, однако пока реальных обращений к нам было мало».
Многие новые услуги, появляющиеся в компаниях, связаны со строительной и риэлторской сферой. Елена Бранчукова, директор «Ассоциации юридической поддержки», говорит, что сегодня юридические агентства предлагают весь спектр услуг, связанных с недвижимостью. По ее словам, для проведения данных операций люди чаще обращаются к юристам, чем к риэлторам. Людмила Паймукова подчеркивает, что новые услуги в их компании появляются как результат клиентских запросов. «Сегодня мы планируем открыть отдел лицензирования. Это востребованная услуга, особенно среди строительных компаний», — подчеркивает она. Кроме того, в ближайщем будущем в компании появится собственный риэлторский отдел. По мнению г-жи Паймуковой, это позволит повысить доход фирмы за счет оказания прежним клиентам новой услуги и привлечения новых потребителей. «Наши клиенты уверены в юридической компетенции компании, и мы считаем, что они смогут доверить нам и вопросы, связанные с недвижимостью».
Анастасия Попова говорит, что в их компании предлагают ипотечный брокеридж. Сегодня специалисты компании разрабатывают методику оказания этой услуги. Сегодня это направление хорошо разрекламировано, и ощущается спрос на него. Новая услуга позволит привлечь новых клиентов, считают в компании, и закрепить их за собой. Если обслуживание придется потребителю по душе, вполне возможно, что в дальнейшем он придет за другими услугами, связанными с недвижимостью, отмечает г-жа Попова. Таким образом, оказывая одну новую услугу, в компании планируют привлечь постоянных клиентов.
Предлагая сегодня актуальные услуги, юридические фирмы пытаются потеснить на рынке риэлторские и строительные организации, у которых есть собственные юридические отделы, и забрать у них часть клиентов.
детали
Виды адвокатских образований
Адвокатский кабинет — форма индивидуальной адвокатской деятельности, не является юрлицом.
Адвокатское бюро — учреждается двумя и более лицами по партнерскому соглашению. Юридическая помощь оказывается от имени всех партнеров.
Коллегия адвокатов — учреждается двумя и более лицами, является юрлицом, правоохранительной общественной организацией. Высшим органом коллегии адвокатов является Общее собрание.