Обзор:Дилеры зарубежных автопроизводителей
Самарский автомобильный рынок после нескольких лет бурного развития переживает этап существенного снижения объемов продаж. По некоторым оценкам, динамика рынка уменьшилась по сравнению с прошлым го
эксперты
Валентин Гудков
исполнительный директор ООО «Автоповолжье» (официальный дилер Renault)
Григорий Дроздов
директор по продажам и сервису компании «МК Моторс» (официальный дилер Hyundai)
Виктория Потапова
менеджер по маркетингу и рекламе автосалона Citroen-Samara
Алексей Хивинцев
директор группы компаний «Эхо» (официальный дилер FIAT)
В текущем году на самарском автомобильном рынке продолжилась тенденция увеличения количества автосалонов и, соответственно, представленных в них марок автомобилей. В ноябре 2007 г. компания «Автоповолжье» открыла на Южном шоссе свой второй автосалон Renault, в феврале этого года начал работу автосалон и сервисный центр автомобилей KIA (ООО «KIA Центр Самара»). В течение лета на Московском шоссе, около Ипподрома, буквально друг за другом открылись автосалоны Citroen («Виват-Авто») и Infiniti, принадлежащий холдингу «Самарские автомобили». Последний наиболее активно из всех автотрейдеров расширял сеть автосалонов: в дополнение к уже давно работающим на Мехзаводе были открыты дилерские центры с другой стороны города, на Южном шоссе. В частности, начали работать новые салоны Peugeot, Nissan, Mitsubishi и Ford.
По данным аналитического агентства «Автостат», в Самаре зарегистрировано порядка 294 тыс. легковых автомобилей, то есть на каждую тысячу жителей приходится 258 единиц транспорта. При этом 31% всего местного легкового автопарка составляют машины иностранных брендов. Совокупный объем продаж зарубежных авто оценивается в Самаре более чем в $1 млрд. Сегодня в городе работает порядка 20 официальных дилерских центров. В Самаре представлены все основные мировые автомобильные бренды. Опрошенные «ДК» участники рынка отмечают, что потребители сегодня без особых проблем могут приобрести любую машину с самыми престижными опциями и дорогим дополнительным оборудованием.
Некоторые марки автомобилей реализуют сразу несколько официальных дилеров, у каждого из которых есть свой монобрендовый салон. Например, Hyundai, одну из наиболее популярных в Самаре марок, продают три автосалона — «Авто КОЛИС», «Арго» и «МК Моторс».
Наиболее распространенная марка автомобиля в Самаре, по мнению экспертов, — Toyota. По данным одного из участников рынка, за первое полугодие текущего года было продано 2647 единиц машин этой марки, Hyundai — 1439, Nissan — 1192 единицы, Opel — 1151, Renault — 986, Mitsubishi — 705. Самый крупный игрок на местном авторынке — холдинг «Самарские автомобили», который представлен в городе несколькими автосалонами.
Как отмечают эксперты, сегодня местный рынок продаж автомобилей выдерживает экзамен на прочность и состоятельность. Финансовый кризис, который еще в начале года предсказывали наиболее дальновидные местные и федеральные аналитики, напрямую затронул автодилеров. Объемы продаж в течение сентября-октября сократились, по данным экспертов, в среднем на 4-5%, а по некоторым брендам спад составил до 10-15%. По мнению директора по продажам и сервису компании «МК Моторс» Григория Дроздова, в течение этих двух месяцев осени общая динамика рынка упала с 50 до 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «С началом кризиса продажи хоть и уменьшились, но, тем не менее, не ушли в «минус», — заключает эксперт. — Спрос на автомобили по-прежнему есть, хотя и не столь высокий, как мы первоначально надеялись. Динамика рынка остается позитивной».
Все опрошенные «ДК» участники рынка называют кризис ликвидности основным трендом этого года, который существенно сказывается на продажах авто. Исполнительный директор ООО «Автоповолжье» (официальный дилер Renault) Валентин Гудков: «Первоначальные звоночки приближающегося замедления темпов роста продаж были заметны еще летом. Но сейчас кризис набирает обороты и требует самых решительных мер по борьбе с проявлениями его последствий». По словам эксперта, по официальным данным, продажи машин марки Renault сократились примерно на 4%. «И это еще не самый плохой результат, — констатирует он. — Некоторые салоны несут и более существенные потери».
Более оптимистичную точку зрения высказывает директор группы компаний «Эхо» (FIAT) Алексей Хивинцев: «Безусловно, кризис есть. Но на первоначальном этапе он больше затрагивает автосалоны, предлагающие потребителям легковые машины премиум-класса. В эконом- и среднем ценовом сегменте, я думаю, спад объемов продаж пока менее заметен, но с развитием кризиса он будет неизбежен и для нас».
Менеджер по маркетингу и рекламе автосалона Citroen-Samara Виктория Потапова также выделяет финансовый кризис как наиболее существенный фактор снижения объемов продаж у автодилеров. «Но подобное явление отмечается не только в сфере автомобильного ритейла, — заключает она, — это общая на сегодняшний день проблема многих отраслей экономики». По ее мнению, кризис в первую очередь затрагивает потребителей автокредитов. Банки повышают ставки по кредитам, ужесточают требования к заемщикам, и последние вынуждены отказываться от покупки авто. Алексей Хивинцев также добавляет, что тем самым образуется отложенный спрос: «Люди ждут, когда все успокоится, и спустя какое-то время все равно придут в автосалоны».
В этой связи Григорий Дроздов обозначил особенность, свойственную нынешнему экономическому кризису: «В сентябре и в начале октября резко сократилось количество покупок машин через кредитные схемы. Но при этом произошел небольшой, но заметный всплеск продаж за наличный расчет или на основании банковской платежки, но вся сумма перечислялась на счет автосалона сразу и целиком». По мнению эксперта, многие потребители, наслушавшись разговоров о возможном финансовом коллапсе, стремились как можно скорее избавиться от накопленных денег, приобретая на них в том числе и автомобили.
Как отмечают участники рынка, в связи с тем, что практически все банки ужесточили условия выдачи кредитов, автодилерам пришлось разрабатывать контрмеры, чтобы смягчить последствия кризиса. Финансовый катаклизм вынуждает банки и автосалоны крепче «держаться друг за друга». Алексей Хивинцев сообщил, что в его автосалоне разрабатываются совместные программы с банками для того, чтобы удержать условия получения кредита на прежнем уровне или минимизировать потери для клиента. Подробнее рассказать об этих программах эксперт отказался, сославшись на то, что пока они находятся в стадии разработки.
Кризис подтолкнул автодилеров к развитию более широкого спектра дополнительных услуг: например, усилить направление продаж аксессуаров к автомобилям, разработать комиссионные схемы продаж. «Аксессуары, запчасти и сервис — это то, на чем и зарабатывают авторитейлеры на Западе, — поясняет г-н Гудков. — В нашей стране это тоже развивается, и кризис подталкивает продавцов к более существенной активности в этом направлении, но пока основную прибыль салоны получают все-таки от продажи авто».
Григорий Дроздов отмечает, что сейчас сервисные услуги приносят автосалону приблизительно около 40% прибыли, но он также согласен с мнением и о возрастающей роли сервиса как источника дохода для автосалонов. «Но здесь достаточно трудно отграничить одно от другого: например, допоборудование может продаваться как при покупке автомобиля, так и в качестве сервисной услуги, потому что это оборудование все равно надо устанавливать», — дополняет эксперт.
Алексей Хивинцев замечает, что организовать сервисное обслуживание — гораздо более сложная задача, чем просто продавать машины: «Для любого авторизованного дилера качественный сервис — необходимое условие для работы. Собственно, наличие сервисного центра во многом и дает право на дилерство того или иного автомобильного бренда в регионе». По мнению г-на Хивинцева, высокие затраты на содержание и обслуживание сервисной базы пока не позволяют делать вывод о превалировании сервисных услуг в деятельности авторитейлеров. Тем не менее все эксперты подчеркивают возрастающую роль этого направления деятельности.
При этом Виктория Потапова замечает, что сервисное обслуживание повышает лояльность клиентов к конкретной марке автомобиля. «Мы не так давно открылись, и пока приоритетной задачей для нас является увеличение объемов продаж. В то же время мы уделяем большое внимание сервисному обслуживанию автомобилей Citroen, приобретенных как у нас, так и в других автосалонах. Только высокое качество товара и сервисных услуг может сформировать приверженность марки, завоевать доверие потребителей на длительный период», — заключает эксперт.
Справиться с кризисом, по мнению экспертов, может помочь развитие программ лояльности. Несмотря на финансовые затраты, никто из игроков не собирается отказываться от предоставления своим клиентам подарков при покупке автомобилей, бесплатного тест-драйва и пр. «Это те методы, которые и позволяют привлекать нам клиентов», — делится Григорий Дроздов. Проведение промо-акций он не стал связывать с кризисом, ведь многие из них были запланированы заранее и связаны с сезонным замедлением спроса на те или иные марки машин.
Дальнейшее развитие автомобильного рынка эксперты прогнозируют осторожно. Валентин Гудков отмечает, что в связи с финансовым кризисом трудно строить какие-либо планы. Большинство экспертов считает, что рост продаж, безусловно, существенно замедлится. «Ни о каких 50-70% роста рынка, как это было в предыдущие годы, говорить уже не приходится, — уверен г-н Гудков. — Объемы продаж будут падать, но это закономерное явление и естественный ход развития бизнеса, хотя кризис, конечно, оставит свой отпечаток».
По словам Виктории Потаповой, в планах автосалона Citroen — продавать в следующем году до 100 автомобилей в месяц. Большинство экспертов оценивает примерную динамику рынка текущего года на уровне где-то 20% по сравнению с прошлым и позапрошлым годами. Но и это можно считать хорошими показателями. Так как, помимо кризиса ликвидности, есть еще несколько факторов, которые сдерживают рост рынка. Например, транспортное состояние города. «Количество машин увеличивается, а качество дорог остается на прежнем уровне», — с огорчением констатирует один из экспертов.
Григорий Дроздов: «Но с началом кризиса продажи хоть и уменьшились, но, тем не менее, не ушли в «минус». Спрос на автомобили по-прежнему есть».
Алексей Хивинцев: «Сначала кризис затрагивает автосалоны премиум-класса. В «эконом» и среднем продажи упали менее заметно, но в дальнейшем это будет неизбежно и здесь».
В Самаре на тысячу жителей приходится 258 автомобилей
Основные параметры легкового автопарка в российских городах
Город
|
Город. население, млн
|
Обеспеч. на тыс. человек
|
Парк, тыс. шт.
|
Доля иномарок, %
|
Москва
|
10,4
|
338
|
3527
|
50,8
|
Санкт‑Петербург
|
4,5
|
238
|
1087
|
49,9
|
Екатеринбург
|
1,3
|
290
|
381
|
38,7
|
Новосибирск
|
1,392
|
243
|
337,95
|
48
|
Нижний Новгород
|
1,278
|
213
|
272,6
|
28,4
|
Самара
|
1,139
|
258
|
294,29
|
31
|
Красноярск
|
0,927
|
384
|
355,88
|
35,5
|
Ростов‑на‑Дону
|
1,052
|
250
|
263,004
|
37,7
|
Пермь
|
0,990
|
185
|
182,883
|
35,4
|
Тольятти
|
0,705
|
262
|
184,433
|
17,2
|
Источник: аналитическое агентство «Автостат». Данные по состоянию на 22.09.2008 г.
По количеству продаж в первом полугодии 2008 г. лидировала Toyota
Динамика продаж иномарок в Самаре
Марка
|
Первое полугодие 2008 г.
|
Первое полугодие 2007 г.
|
Toyota
|
2647
|
2568
|
Chevrolet
|
2243
|
1548
|
Ford
|
1554
|
1227
|
Hyundai
|
1439
|
1091
|
Nissan
|
1192
|
898
|
Opel
|
1151
|
759
|
Renault
|
986
|
527
|
Mitsubishi
|
705
|
496
|
Mazda
|
547
|
162
|
Lexus
|
522
|
514
|
Skoda
|
454
|
179
|
Honda
|
452
|
199
|
Peugeot
|
442
|
236
|
Suzuki
|
388
|
73
|
Subaru
|
302
|
0
|
FIAT
|
265
|
0
|
VW
|