Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Обзор:Дилеры зарубежных автопроизводителей

Самарский автомобильный рынок после нескольких лет бурного развития переживает этап существенного снижения объемов продаж. По некоторым оценкам, динамика рынка уменьшилась по сравнению с прошлым го

Самарский автомобильный рынок после нескольких лет бурного развития переживает этап существенного снижения объемов продаж. По некоторым оценкам, динамика рынка уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 20-30%. Связано это с финансовым кризисом, который существенно сказывается и на авторитейлерах. Несмотря на спад продаж, эксперты сохраняют здоровый оптимизм, отмечая, что уменьшение спроса носит временный характер и рынок все равно демонстрирует позитивную динамику.

эксперты
Валентин Гудков
исполнительный директор ООО «Автоповолжье» (официальный дилер Renault)
Григорий Дроздов
директор по продажам и сервису компании «МК Моторс» (официальный дилер Hyundai)
Виктория Потапова
менеджер по маркетингу и рекламе автосалона Citroen-Samara
Алексей Хивинцев
директор группы компаний «Эхо» (официальный дилер FIAT)

Как автодилеры нивелируют последствия финансового кризиса? Почему дилеры вынуждены развивать сервисную базу автосалонов? Продолжится ли рост автомобильного рынка в будущем?

В текущем году на самарском автомобильном рынке продолжилась тенденция увеличения количества автосалонов и, соответственно, представленных в них марок автомобилей. В ноябре 2007 г. компания «Автоповолжье» открыла на Южном шоссе свой второй автосалон Renault, в феврале этого года начал работу автосалон и сервисный центр автомобилей KIA (ООО «KIA Центр Самара»). В течение лета на Московском шоссе, около Ипподрома, буквально друг за другом открылись автосалоны Citroen («Виват-Авто») и Infiniti, принадлежащий холдингу «Самарские автомобили». Последний наиболее активно из всех автотрейдеров расширял сеть автосалонов: в дополнение к уже давно работающим на Мехзаводе были открыты дилерские центры с другой стороны города, на Южном шоссе. В частности, начали работать новые салоны Peugeot, Nissan, Mitsubishi и Ford.

По данным аналитического агентства «Автостат», в Самаре зарегистрировано порядка 294 тыс. легковых автомобилей, то есть на каждую тысячу жителей приходится 258 единиц транспорта. При этом 31% всего местного легкового автопарка составляют машины иностранных брендов. Совокупный объем продаж зарубежных авто оценивается в Самаре более чем в $1 млрд. Сегодня в городе работает порядка 20 официальных дилерских центров. В Самаре представлены все основные мировые автомобильные бренды. Опрошенные «ДК» участники рынка отмечают, что потребители сегодня без особых проблем могут приобрести любую машину с самыми престижными опциями и дорогим дополнительным оборудованием.

Некоторые марки автомобилей реализуют сразу несколько официальных дилеров, у каждого из которых есть свой монобрендовый салон. Например, Hyundai, одну из наиболее популярных в Самаре марок, продают три автосалона — «Авто КОЛИС», «Арго» и «МК Моторс».

Наиболее распространенная марка автомобиля в Самаре, по мнению экспертов, — Toyota. По данным одного из участников рынка, за первое полугодие текущего года было продано 2647 единиц машин этой марки, Hyundai — 1439, Nissan — 1192 единицы, Opel — 1151, Renault — 986, Mitsubishi — 705. Самый крупный игрок на местном авторынке — холдинг «Самарские автомобили», который представлен в городе несколькими автосалонами.

Финансовый кризис ударил по автодилерам

Как отмечают эксперты, сегодня местный рынок продаж автомобилей выдерживает экзамен на прочность и состоятельность. Финансовый кризис, который еще в начале года предсказывали наиболее дальновидные местные и федеральные аналитики, напрямую затронул автодилеров. Объемы продаж в течение сентября-октября сократились, по данным экспертов, в среднем на 4-5%, а по некоторым брендам спад составил до 10-15%. По мнению директора по продажам и сервису компании «МК Моторс» Григория Дроздова, в течение этих двух месяцев осени общая динамика рынка упала с 50 до 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «С началом кризиса продажи хоть и уменьшились, но, тем не менее, не ушли в «минус», — заключает эксперт. — Спрос на автомобили по-прежнему есть, хотя и не столь высокий, как мы первоначально надеялись. Динамика рынка остается позитивной».

Все опрошенные «ДК» участники рынка называют кризис ликвидности основным трендом этого года, который существенно сказывается на продажах авто. Исполнительный директор ООО «Автоповолжье» (официальный дилер Renault) Валентин Гудков: «Первоначальные звоночки приближающегося замедления темпов роста продаж были заметны еще летом. Но сейчас кризис набирает обороты и требует самых решительных мер по борьбе с проявлениями его последствий». По словам эксперта, по официальным данным, продажи машин марки Renault сократились примерно на 4%. «И это еще не самый плохой результат, — констатирует он. — Некоторые салоны несут и более существенные потери».

Более оптимистичную точку зрения высказывает директор группы компаний «Эхо» (FIAT) Алексей Хивинцев: «Безусловно, кризис есть. Но на первоначальном этапе он больше затрагивает автосалоны, предлагающие потребителям легковые машины премиум-класса. В эконом- и среднем ценовом сегменте, я думаю, спад объемов продаж пока менее заметен, но с развитием кризиса он будет неизбежен и для нас».

Менеджер по маркетингу и рекламе автосалона Citroen-Samara Виктория Потапова также выделяет финансовый кризис как наиболее существенный фактор снижения объемов продаж у автодилеров. «Но подобное явление отмечается не только в сфере автомобильного ритейла, — заключает она, — это общая на сегодняшний день проблема многих отраслей экономики». По ее мнению, кризис в первую очередь затрагивает потребителей автокредитов. Банки повышают ставки по кредитам, ужесточают требования к заемщикам, и последние вынуждены отказываться от покупки авто. Алексей Хивинцев также добавляет, что тем самым образуется отложенный спрос: «Люди ждут, когда все успокоится, и спустя какое-то время все равно придут в автосалоны».

В этой связи Григорий Дроздов обозначил особенность, свойственную нынешнему экономическому кризису: «В сентябре и в начале октября резко сократилось количество покупок машин через кредитные схемы. Но при этом произошел небольшой, но заметный всплеск продаж за наличный расчет или на основании банковской платежки, но вся сумма перечислялась на счет автосалона сразу и целиком». По мнению эксперта, многие потребители, наслушавшись разговоров о возможном финансовом коллапсе, стремились как можно скорее избавиться от накопленных денег, приобретая на них в том числе и автомобили.

Дилеры вынуждены развивать дополнительные направления

Как отмечают участники рынка, в связи с тем, что практически все банки ужесточили условия выдачи кредитов, автодилерам пришлось разрабатывать контрмеры, чтобы смягчить последствия кризиса. Финансовый катаклизм вынуждает банки и автосалоны крепче «держаться друг за друга». Алексей Хивинцев сообщил, что в его автосалоне разрабатываются совместные программы с банками для того, чтобы удержать условия получения кредита на прежнем уровне или минимизировать потери для клиента. Подробнее рассказать об этих программах эксперт отказался, сославшись на то, что пока они находятся в стадии разработки.

Кризис подтолкнул автодилеров к развитию более широкого спектра дополнительных услуг: например, усилить направление продаж аксессуаров к автомобилям, разработать комиссионные схемы продаж. «Аксессуары, запчасти и сервис — это то, на чем и зарабатывают авторитейлеры на Западе, — поясняет г-н Гудков. — В нашей стране это тоже развивается, и кризис подталкивает продавцов к более существенной активности в этом направлении, но пока основную прибыль салоны получают все-таки от продажи авто».

Григорий Дроздов отмечает, что сейчас сервисные услуги приносят автосалону приблизительно около 40% прибыли, но он также согласен с мнением и о возрастающей роли сервиса как источника дохода для автосалонов. «Но здесь достаточно трудно отграничить одно от другого: например, допоборудование может продаваться как при покупке автомобиля, так и в качестве сервисной услуги, потому что это оборудование все равно надо устанавливать», — дополняет эксперт.

Алексей Хивинцев замечает, что организовать сервисное обслуживание — гораздо более сложная задача, чем просто продавать машины: «Для любого авторизованного дилера качественный сервис — необходимое условие для работы. Собственно, наличие сервисного центра во многом и дает право на дилерство того или иного автомобильного бренда в регионе». По мнению г-на Хивинцева, высокие затраты на содержание и обслуживание сервисной базы пока не позволяют делать вывод о превалировании сервисных услуг в деятельности авторитейлеров. Тем не менее все эксперты подчеркивают возрастающую роль этого направления деятельности.

При этом Виктория Потапова замечает, что сервисное обслуживание повышает лояльность клиентов к конкретной марке автомобиля. «Мы не так давно открылись, и пока приоритетной задачей для нас является увеличение объемов продаж. В то же время мы уделяем большое внимание сервисному обслуживанию автомобилей Citroen, приобретенных как у нас, так и в других автосалонах. Только высокое качество товара и сервисных услуг может сформировать приверженность марки, завоевать доверие потребителей на длительный период», — заключает эксперт.

Справиться с кризисом, по мнению экспертов, может помочь развитие программ лояльности. Несмотря на финансовые затраты, никто из игроков не собирается отказываться от предоставления своим клиентам подарков при покупке автомобилей, бесплатного тест-драйва и пр. «Это те методы, которые и позволяют привлекать нам клиентов», — делится Григорий Дроздов. Проведение промо-акций он не стал связывать с кризисом, ведь многие из них были запланированы заранее и связаны с сезонным замедлением спроса на те или иные марки машин.

Темпы роста рынка сократятся

Дальнейшее развитие автомобильного рынка эксперты прогнозируют осторожно. Валентин Гудков отмечает, что в связи с финансовым кризисом трудно строить какие-либо планы. Большинство экспертов считает, что рост продаж, безусловно, существенно замедлится. «Ни о каких 50-70% роста рынка, как это было в предыдущие годы, говорить уже не приходится, — уверен г-н Гудков. — Объемы продаж будут падать, но это закономерное явление и естественный ход развития бизнеса, хотя кризис, конечно, оставит свой отпечаток».

По словам Виктории Потаповой, в планах автосалона Citroen — продавать в следующем году до 100 автомобилей в месяц. Большинство экспертов оценивает примерную динамику рынка текущего года на уровне где-то 20% по сравнению с прошлым и позапрошлым годами. Но и это можно считать хорошими показателями. Так как, помимо кризиса ликвидности, есть еще несколько факторов, которые сдерживают рост рынка. Например, транспортное состояние города. «Количество машин увеличивается, а качество дорог остается на прежнем уровне», — с огорчением констатирует один из экспертов.

Григорий Дроздов: «Но с началом кризиса продажи хоть и уменьшились, но, тем не менее, не ушли в «минус». Спрос на автомобили по-прежнему есть».

Алексей Хивинцев: «Сначала кризис затрагивает автосалоны премиум-класса. В «эконом» и среднем продажи упали менее заметно, но в дальнейшем это будет неизбежно и здесь».

детали
В Самаре на тысячу жителей приходится 258 автомобилей
Основные параметры легкового автопарка в российских городах
Город
 
Город. население, млн
 
Обеспеч. на тыс. человек
 
Парк, тыс. шт.
 
Доля иномарок, %
 
Москва
 
10,4
 
338
 
3527
 
50,8
 
Санкт‑Петербург
 
4,5
 
238
 
1087
 
49,9
 
Екатеринбург
 
1,3
 
290
 
381
 
38,7
 
Новосибирск
 
1,392
 
243
 
337,95
 
48
 
Нижний Новгород
 
1,278
 
213
 
272,6
 
28,4
 
Самара
 
1,139
 
258
 
294,29
 
31
 
Красноярск
 
0,927
 
384
 
355,88
 
35,5
 
Ростов‑на‑Дону
 
1,052
 
250
 
263,004
 
37,7
 
Пермь
 
0,990
 
185
 
182,883
 
35,4
 
Тольятти
 
0,705
 
262
 
184,433
 
17,2
 

Источник: аналитическое агентство «Автостат». Данные по состоянию на 22.09.2008 г.

статистика
По количеству продаж в первом полугодии 2008 г. лидировала Toyota
Динамика продаж иномарок в Самаре
Марка
 
Первое полугодие 2008 г.
 
Первое полугодие 2007 г.
 
Toyota
 
2647
 
2568
 
Chevrolet
 
2243
 
1548
 
Ford
 
1554
 
1227
 
Hyundai
 
1439
 
1091
 
Nissan
 
1192
 
898
 
Opel
 
1151
 
759
 
Renault
 
986
 
527
 
Mitsubishi
 
705
 
496
 
Mazda
 
547
 
162
 
Lexus
 
522
 
514
 
Skoda
 
454
 
179
 
Honda
 
452
 
199
 
Peugeot
 
442
 
236
 
Suzuki
 
388
 
73
 
Subaru
 
302
 
0
 
FIAT
 
265
 
0
 
VW
 
Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Основатель «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесуОснователь «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесу
  • В дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персоналаВ дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персонала
  • В Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обменаВ Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обмена
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.