Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Обзор:ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ

Рынок лизинга продолжает расти быстрыми темпами, причем лучшие результаты показывают компании, действующие при банках. Независимым игрокам становится все сложнее найти средства, чтобы обеспечить св

Рынок лизинга продолжает расти быстрыми темпами, причем лучшие результаты показывают компании, действующие при банках. Независимым игрокам становится все сложнее найти средства, чтобы обеспечить свои постоянно возрастающие финансовые потребности. Региональные игроки стараются выйти на новые источники ликвидности и одновременно расширяют географию присутствия, чтобы обеспечить приток свежих клиентов.

эксперты
Наталья Бабенкова
директор СФ «НОМОС-Лизинг»
Андрей Закопаев
директор Поволжского дивизиона ГК «Интерлизинг»
Чаба Зентаи
директор по развитию малого и среднего бизнеса Альфа-Банка
Максим Моисеев
директор СФ ЛК Europlan
Борис Пригожин
генеральный директор ЛК «Волгопром- лизинг»
Владимир Радушинский
директор СФ ЛК «CARCADE Лизинг»
Андрей Семенов
генеральный директор ЛК «Средневолжская финансовая группа» (СФГ)
Дмитрий Семин
первый заместитель директора «Поволжской лизинговой компании»
Сергей Соболев
генеральный директор ЛК «Проект Роста»
Андрей Фролов
генеральный директор Тольяттинской лизинговой компании «Версус»

 

Каких показателей удается достичь ЛК, работающим в Самарской области?
Как изменятся ставки по лизинговым сделкам в ближайшее время?
Какие виды лизинга участники рынка считают самыми перспективными?

 

 

В I полугодии 2008 г. лизинговые компании (ЛК) — участники ТОП-листа «ДК» — профинансировали сделок на общую сумму около 3 млрд руб. Динамика роста профинансированных средств этих компаний по сравнению с I полугодием 2007 г. составила 111%. Самые лучшие результаты у ЛК «Проект Роста», примерно половину портфеля которой составляет оборудование для золотодобывающих артелей акционеров ФИА-БАНКа в Якутии. Кроме того, более чем в 5 раз, до 541 млн руб., увеличил свои объемы самарский филиал ЛК «НОМОС-Лизинг». Директор филиала Наталья Бабенкова рассказала, что более 60% объема пришлось на поставки металлообрабатывающего оборудования для одного самарского завода, контракт с которым был заключен в 2008 г.

Результаты СФ ЛК Europlan — 414 млн руб. и 44% роста, но в реальности рост выше — как сообщил директор подразделения Максим Моисеев, в начале 2008 г. из зоны ответственности СФ был выведен и преобразован в самостоятельный филиал Саратов.

Лизинговый рынок продолжает расти темпами, опережающими банковское корпоративное кредитование и многие другие финансовые услуги. Однако, по мнению гендиректора «Волгопромлизинга» Бориса Пригожина, не исключено, что во II полугодии результаты работы компаний будут не такими впечатляющими.

Банки ужесточают кредитную политику по отношению к ЛК

В 2007 г., когда банкиры и аналитики заговорили о кризисе ликвидности, ЛК отметили приток клиентов, которым банки отказали в выдаче кредита. Рост ставок по займам на 1,5-2% не сильно затронул участников рынка, они лишь скорректировали цены на свои услуги соответствующим образом. Повышение прошло по всему рынку и на позициях отдельных компаний заметно не сказалось.

Этим летом ситуация изменилась. По словам Бориса Пригожина, ряд банков из числа его партнеров с июля ужесточили требования по кредитам ЛК. Одно из новых условий: клиенты должны выступать поручителями по займам, выдаваемым ЛК. С подобными требованиями со стороны банков столкнулись также гендиректор ТЛК «Версус» Андрей Фролов и гендиректор «Средневолжской финансовой группы» (СФГ) Андрей Семенов. Все три руководителя заявили, что такие условия для лизингового бизнеса неприемлемы. Борис Пригожин уверен, что они носят заградительный характер — банки намеренно ставят невыполнимые требования, чтобы не выдавать кредит и одновременно официально не отказывать в выдаче. «Так они маскируют недостаток средств», — продолжил мысль Андрей Фролов. В то же время участники рынка отмечают, что проблем с получением кредита по высоким ставкам, более 18%, нет. В целом, по наблюдению гендиректора ЛК «Проект Роста» Сергея Соболева, заемные средства за последний год подорожали на 2%.

По мнению г-на Фролова, ужесточение требований банков — следствие мирового кризиса ликвидности. Крупным российским предприятиям и банкам стало сложнее привлекать зарубежные средства, и они стали больше кредитоваться в России, где ставки выше и на всех денег не хватает. «Финансовый рынок быстро меняется. Один из сигналов: Сбербанк размещает свои векселя под 9,5% годовых, намного дороже, чем в прошлом году, когда речь шла о 12%-ных кредитах», — размышляет эксперт.

Директор Поволжского дивизиона ГК «Интерлизинг» Андрей Закопаев считает, что государство сейчас борется с инфляцией и стерилизует денежную массу. Бюджетные выплаты задерживаются, чтобы сократить объем денег в экономике. Отсюда и больший спрос на кредиты в банках. Если текущие финансовые проблемы действительно обусловлены задержками выплат из бюджета, рынок, скорее всего, стабилизируется к концу года, так как государство рассчитается по своим обязательствам. Если же основная проблема — в мировом кризисе, прогноз остается неясным.

Однако в любом случае ЛК ужесточат требования к заемщикам и будут поднимать ставки, чтобы заключать столько сделок, сколько позволяют их кредитные линии. Региональные компании сообщили «ДК», что для них максимально допустимая ставка привлечения — 16-17% годовых. С учетом комиссий ЛК в 5-11% можно ожидать ставок по лизинговым сделкам в 21-28%. Ужесточение требований, скорее всего, коснется наиболее рискованных сделок. Так, СФГ в этом году уже ввела требование, чтобы лизингополучатель выступал поручителем по сделкам с неликвидным залогом, например, специализированным производственным оборудованием.

Кроме того, региональные ЛК станут активнее искать новые источники финансирования: кредитные линии в новых банках и резервы страховых компаний. Кроме этих традиционных источников и собственных средств, крупные ЛК разрабатывают дополнительные каналы привлечения. Андрей Семенов сообщил, что участвует в программе Сбербанка по финансированию розничного лизинга — госбанк предоставляет кредитные линии ЛК для сделок с высоколиквидными видами транспорта и оборудования. В ГК «Интерлизинг» часть проблем с ликвидностью решают за счет финансирования через зарубежные импортно-экспортные агентства, такие как «Гермес» (Германия) и «Финвера» (Финляндия). Эффективная ставка привлечения экспортного финансирования на 3-4 года, по словам Андрея Закопаева, обычно на 2-3% ниже российского. Цена билета в очередь за западными деньгами такова: объем контракта с зарубежной техникой — от 1 млн евро, наличие российского банка-партнера, имеющего корреспондентские отношения с западным банком-контрагентом. Западный банк финансирует контракт под страховку экспортного кредитного агентства, которое готово страховать риски по поставке техники тем или иным производителем. «Фактически вопрос в наличии в ЛК специалистов, способных подготовить это взаимодействие», — резюмировал г-н Закопаев.

Новыми точками роста рынка станут оборудование для пищепрома и агролизинг

Вторая негативная для рынка лизинга тенденция — ухудшение состояния ключевых отраслей. Бизнес строителей теряет рентабельность из-за застоя в ценах на недвижимость. Цена квадратного метра жилья с января практически не увеличилась, а число сделок по купле-продаже квартир снизилось: спрос отложенный, покупатели ждут коррекции, так как квартиры очень дороги (см. «ДК», № 28 от 28 июля). На фоне финансового кризиса ужесточаются и условия ипотеки: ставки по ней возросли не только в коммерческих банках, но и в государственном Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию. Это также снижает спрос на жилье и отражается на темпах строительства. Отрасль грузоперевозок, как отмечает Андрей Фролов, страдает из-за высоких цен на дизельное топливо. Сейчас они приблизились к 24 тыс. руб. за тонну и практически сравнялись в цене с бензином Аи-92. Себестоимость грузоперевозок растет, а рентабельность падает, и у компаний остается меньше ресурсов, чтобы расширять автопарк. Соответственно, лизинг грузового транспорта, составляющий до 25% объемов портфелей региональных ЛК, в 2009 г. уже не будет драйвером роста. Впрочем, одним из ключевых сегментов он быть не перестанет: сейчас около 63% автопарка российских перевозчиков — автомобили старше 10 лет. Обновление парка обеспечит ЛК контрактами на годы, считает директор самарского филиала «CARCADE Лизинг» Владимир Радушинский. Причем международным перевозчикам нужно будет пересаживаться на дорогостоящие грузовики, соответствующие евростандартам по уровню загрязнения окружающей среды.

За последний год уменьшилась привлекательность для ЛК третьей ключевой для региона отрасли — производства автокомпонентов, отметил Сергей Соболев. По его словам, из-за структурной перестройки автомобильного кластера ряд клиентов «Проекта Роста» сейчас не приобретают нового оборудования. «Настали трудные времена для лизинга, связанного с потребительским сектором. Мы были вынуждены из-за этого сменить стратегию — переходим от розничного лизинга к проектному, с концентрацией бизнеса в ключевых направлениях: финансировании золотодобывающих компаний и лизинге железнодорожного транспорта», — заявил г-н Соболев. Отказавшись от розничного лизинга, его компания в этом году закрыла свой единственный филиал — в Самаре. Сергей Соболев полагает, что наиболее интересные возможности для ЛК открываются на инфраструктурных проектах: «Прокладка инженерных коммуникаций, строительство дорог, сельскохозяйственные предприятия, не попавшие в нацпроект Все, что было недофинансировано в последние 15 лет — это будущие точки роста». Для других компаний новым приоритетным направлением может стать лизинг ликвидного оборудования, например, для пищевой промышленности или торговли, считает Андрей Фролов. В целом по России наилучшую динамику показывают лизинг оборудования для производства тары, оборудования для производства авиационного транспорта и лизинг телекоммуникационного оборудования. По данным РА «Эксперт», каждый из этих сегментов вырос в 4 раза за 2007 г. на фоне двукратного роста рынка.

Инорегиональные агенты довели комиссионные до 3%

Дополнительный рост компаниям Самарской области обеспечивают филиалы за пределами родного города и региона. Открытое в Самаре в прошлом году представительство тольяттинской ЛК «СФГ» сейчас вышло на самоокупаемость, а в Ульяновске представительство преобразовали в филиал. Андрей Семенов отметил, что основные объемы бизнеса его компании постепенно смещаются за пределы Самарской области, в Ульяновск. В этом году там было заключено несколько крупных сделок лизинга коммерческой недвижимости. Запущенное в Нижнем Новгороде представительство «Волгопромлизинга» тоже показывает хорошие результаты — за полгода там выполнили годовой план продаж. ТЛК «Версус» с начала года открыла представительства в Самаре и Димитровграде, готовится открыть в Оренбурге. Андрей Фролов пояснил, что расширение идет по филиальной базе АвтоВАЗбанка — часть клиентов, которые запрашивают в этой финансовой организации лизинг, направляют в ТЛК «Версус», что и дает опорных клиентов для открытия филиалов. Максим Моисеев отметил, что по объемам нового бизнеса Ульяновск и Пенза сейчас догоняют Самару. Спрос в этих городах высок, а ЛК немного. Соответственно, федеральные компании, которые начали освоение Самарской области с областного центра, постепенно охватывают и Тольятти. В этом году подразделение в Автограде открыла CARCADE, готовится открыть ГК «Интерлизинг».

Фирмы, развивающиеся посредством сети инорегиональных агентов, сейчас сталкиваются с ростом запросов этих агентов. Комиссии постепенно увеличиваются: если раньше они составляли 1-1,5%, то теперь 2% — это стандарт от суммы договора. Директор одной из ЛК сообщил о сделке, в которой агент получил 3% от суммы договора.

Лизинг коммерческой недвижимости «заморожен» кадастровыми проблемами

В среднесрочной перспективе, от 2 лет, эксперты банка BSGV ожидают популяризации лизинговых продуктов, которые сейчас пока не развиты: оперативного и револьверного лизинга , лизинга готовых и обставленных офисов (All-inclusive) и лизинга коммерческой недвижимости. Главные надежды связаны с коммерческой недвижимостью: это надежный и ликвидный залог, сделки по нему всегда идут с большим объемом, продукт понятен клиенту. Этим сегментом рынка интересуются и банки, например, в рамках своего июльского визита в Самару директор по развитию малого и среднего бизнеса Альфа-Банка Чаба Зентаи отметил, что кредитование под покупку офисов, торговых площадей и складов — ключевая формирующаяся потребность российских компаний.

Однако лизинг коммерческой недвижимости в Самаре не становится массовым явлением. Крупнейший специализированный игрок, «Поволжская лизинговая компания» (ПЛК), за 2007 г. и I полугодие 2008 г. заключила сделки общим объемом всего 201 млн руб. Из опрошенных «ДК» других компаний только ТЛК «Версус» и СФГ совершали операции с коммерческой недвижимостью, причем в Самаре за I полугодие 2008 г. каждая из них заключила всего одну сделку. Первый замдиректора ПЛК Дмитрий Семин пояснил, что лизинг коммерческой недвижимости сдерживает низкая осведомленность клиентов о преимуществах лизинга перед обычным кредитованием1 и сложность с регистрацией сделок: «Приходится мириться с неоправданно длительными сроками оформления инвентаризационных документов по объектам недвижимости. Многие из подавших документы в Кадастровую палату еще в январе-феврале до сих пор паспортов не получили. К тому же, согласно указу Президента РФ, Кадастровая палата подлежит ликвидации в октябре этого года, а ее функции, по всей видимости, будут переданы Росимуществу. Из-за этого неясно, когда будет налажена система, позволяющая быстро проходить все инстанции», — сетует эксперт. Г-н Семин добавил, что сложности во взаимоотношениях с ведомствами сильно повлияли на решение его компании пока не развивать филиальную сеть в соседних регионах. У регистраторов нет четких нормативов по «регистрации лизинга», и каждый раз необходимо убеждать чиновников, что такие сделки могут быть осуществлены. Поэтому о потоке сделок сейчас речь не идет. Однако Дмитрий Семин полагает, что ситуация скоро изменится: «Рост цен на коммерческую недвижимость замедлился, а арендные ставки стали расти, так как владельцы зданий не могут их продать и вынуждены переключаться на аренду. Когда ставки будут соизмеримы с лизинговыми платежами, спрос увеличится. Мы работаем в расчете на эту перспективу».

 

Револьверный лизинг — лизингополучатель приобретает право по истечении определенного срока обменять арендуемое имущество на другой объект лизинга.

1 Лизинговые платежи относятся на себестоимость, а кредиты выплачиваются из прибыли. При обычной системе налогообложения лизинговые схемы снижают налогооблагаемую базу.

Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Что происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственностьЧто происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственность
  • «Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов«Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов
  • Без сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использованияБез сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использования
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.