Огурцы и абрикосы: чем российские ритейлеры заменили турецкие овощи и фрукты
С 1 января вступил в силу запрет на ввоз в Россию турецких продуктов. Торговые сети находят новых поставщиков в других странах - Марокко, Иране, Израиле и Египте.
Шесть крупнейших российских ритейлеров, занимающих более 20% розничного рынка России, рассказали РБК, чем они заменили запрещенные турецкие продукты.
Финдиректор крупнейшего российского ритейлера «Магнит» Хачатур Помбухчан сообщил, что сейчас вместо Турции основными поставщиками сети стали Марокко, Азербайджан и Армения. В каких конкретно категориях эти страны заменили Турцию, финдиректор не уточнил.
В магазинах второго по величине российского ритейлера X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») турецкие товары до введения санкций занимали около 1% товарооборота компании (по данным «INFOLine-Аналитики», оборот Х5 по итогам 2015 года составил 819 млрд руб.). Х5 собирается увеличить поставки винограда и сливы из южных регионов России, а апельсины, мандарины и некоторые другие фрукты будут поставляться из Марокко, Египта и Израиля. Овощи на российский рынок теперь поставляют Марокко, Иран, Белоруссия, Сербия и Азербайджан.
Существенно изменил свой ассортимент и «Ашан»: в частности, доля российских томатов на полках гипермаркетов «Ашан» выросла примерно до 50%, сообщила директор по внешним коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова.
В общем товарообороте «Дикси» (в 2015 году оборот составил 270 млрд руб., по данным «INFOLine-Аналитики») доля турецких товаров не превышала 3%.
«Это были преимущественно цитрусовые — в пик сезона до 50% от категории. И овощи — до 40% в отдельные месяцы», — рассказала директор по внешним связям «Дикси» Екатерина Куманина.
«Дикси» уже договорилась о поставке томатов из Марокко и Египта, а также начала увеличивать объемы поставок цитрусовых из Израиля, Пакистана, ЮАР, Аргентины и других стран.
Компания Metro тоже заменила турецкие фрукты на марокканские, египетские и израильские, а огурцы и помидоры из Турции — на овощи из России, Ирана и того же Марокко.
Наконец, в магазинах сети «Лента» продукты из Турции занимали не более 1,6% (по информации «INFOLine-Аналитики», оборот сети в 2015 году составил 260 млрд руб.)
«По-прежнему отдавая приоритет взаимодействию с российскими производителями сельскохозяйственной продукции, компания рассматривает возможности сотрудничества с поставщиками овощей и фруктов из стран Северной Африки, Израиля, Ирана, Сербии и стран СНГ с учетом сезонных факторов», — сообщила пресс-служба «Ленты».
Ритейлеры не сообщили, повысятся ли цены на продукты из-за смены поставщиков. Некоторые из них лишь отметили, что значительного роста цен именно из-за запрета турецких продуктов ждать не стоит. Однако продовольственное эмбарго, введенное Россией летом 2014 года против ряда стран Запада, уже заметно повлияло на цены. По данным Росстата, с ноября 2014-го по ноябрь 2015-го 1 кг апельсинов подорожал на 56,2%, до 103,2 руб., 1 кг винограда — на 26,3%, до 151 руб., помидоров — на 19,3%, до 125,1 руб.
Говорить о росте цен из-за смены поставщиков сейчас нельзя, считает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева. Но, в то же время, сроки поставки продуктов увеличились на 7-14 дней в зависимости от того, насколько та или иная страна удалена от России.
В общем объеме российского импорта продовольствия за десять месяцев 2015 года Турция ввезла продуктов на $1 млрд, и в некоторых категориях Турция была лидером: в поставках томатов (52,7% российского импорта), абрикосов (80,7%), винограда (35,8%). Самым критичным является отказ РФ от импорта турецких томатов, сообщили в FruitNews, поскольку около 70% томатов на российском рынке импортные.