Оппозиция: выгрузка или перезагрузка?
Несистемная оппозиция на протяжении десятилетия показала неготовность работать в публичном политическом поле. Во многом в этом виновата действующая власть.
Сэмюэл Хантингтон отмечает: «Демократия — это политическая система, основанная на функционировании единых «правил игры», когда в соответствии со свободным выбором избирателей происходит чередование победителей и побежденных, ротация власти».
Традиция демократического правления может утвердиться, однако только после двух-трех таких ротаций. Если мы примем хантингтоновскую точку зрения, то стоит признать: большинство постсоветских стран не сделали еще и первого шага на этом пути. Россия — не исключение.
Одна из причин, на мой взгляд, коренится в отрицательном восприятии и отношении к феномену оппозиции. Возможно, силой террора утвержденная однопартийность КПСС стала своеобразным политическим «родовым пятном». Но ведь оппозиция — это, как правило, партии, потерпевшие поражение на выборах и сосредоточившие деятельность на разработке альтернативных тем, которые реализует правящая партия. Правда, есть еще и не организовавшаяся в партию оппозиция — просто группа людей.
Сегодня можно говорить о существовании двух типов оппозиции: системной, представленной парламентскими партиями, и несистемной, не включенной в действующие институты власти. Говоря о второй, употребляют термин «радикальная оппозиция», а после декабря 2011 г. — «болотная».
Стоит отметить, что партии системной оппозиции не особо стремятся обладать властными функциями. Для этого нет необходимых механизмов в рамках действующей Конституции, да и партии стараются больше просто выражать оппозиционность, несогласие, нежели бороться за власть и исполнять ее функции.
Говоря о несистемной оппозиции, мы имеем в виду, что она оппонирует некой неправильной системе, в которой ей нет места, но в качестве таковой ее представители называют что угодно: «систему власти», «государственную систему», «систему общественных отношений», «систему Путина/Медведева». Среди признаков, присущих деятельности несистемной оппозиции, можно выделить использование преимущественно неконвенциональных методов политической борьбы, слабость ресурсов, «виртуализацию» политической активности, небольшое число активных «штыков», а также низкое доверие к ней со стороны граждан. Все эти признаки определяются невписанностью такой оппозиции в систему представительства интересов и невозможность ее участия в выработке политических решений.
Несистемная оппозиция на протяжении десятилетия показала неготовность работать в публичном политическом, электоральном поле. Во многом в этом виновата действующая власть. Но в современных условиях у оппозиции есть одно существенное преимущество: она еще не несет ответственности за предлагаемые ею шаги. А действующая власть из-за принятия неосторожных решений постоянно рискует не быть переизбранной.
Несистемная оппозиция, как мы увидели, по большому счету, не умеет работать с большими и разными группами населения, и ей предстоит непростой процесс становления в качестве системного политического фактора. Тут можно выделить несколько шагов. Во-первых, повысить уровень самоорганизации. Появились совершенно новые, авторитетные, респектабельные организации типа Лиги избирателей, «Гражданина наблюдателя», а также проекты Алексея Навального*. Во-вторых, провести перегруппировку среди оппозиционных лидеров и создать жизнеспособный орган управления. Сейчас даже избранный Координационный совет рыхловат. В нем есть «известные» профессиональные политики, еще из 90-х гг.: Михаил Касьянов*, Владимир Рыжков, Борис Немцов. Есть давняя левая оппозиция в лице «Левого фронта» и Сергея Удальцова, также проявившего себя за последние два месяцы. Есть группа новых лидеров-интеллектуалов. В-третьих, мне представляется, что оппозиция должна постепенно переходить от политического протеста к содержательным конструктивным политическим действиям.
Система вынуждена так или иначе реагировать на импульсы несистемной оппозиции, заставляющие власть рефлексировать и корректировать курс. И такая коррекция может иметь любое направление: как усиление авторитарных тенденций, так и демократический модернизационный дискурс.
Власть и оппозиция находятся перед новыми вызовами. Власть — перед соблазном ужесточения отношения к оппозиции, оппозиция же ощущает исчерпанность привычных способов политической активности и ищет новые темы, связанные с широкими гражданскими инициативами. Ситуация осложняется сильнейшим взаимным недоверием власти и оппозиции, которое вряд ли будет преодолено в обозримом будущем.