Отечественные автомобили возьмут реванш
Продажи пермских автодилеров в ноябре резко упали. И если до октября на каждые две проданные иномарки приходилась одна машина отечественного автопрома, то в следующем году ситуация может измениться
По прогнозам аналитического агентства «Автостат», продажи легковых автомобилей в России в следующем году снизятся как минимум на 8,8% и составят 2,6 млн штук. Для сравнения, общее количество проданных автомобилей в этом году составит 2,85 млн штук. Аналитики считают, что в связи с сокращением автокредитования вырастет доля бюджетных автомобилей, отечественные бренды смогут увеличить свою долю рынка с 25 до 28%.
В Перми работают порядка 20 дилеров иномарок. Объем пермского рынка новых иномарок в текущем году составит около 20 млрд руб. При этом доля продаж иномарок в Перми за текущий год составила 70%, остальное пришлось на долю российского автопрома — 30%.
За первые полгода рост автомобильного рынка Перми составил в среднем 40%, отмечают автодилеры, в ноябре он серьезно замедлился — продажи иномарок резко упали. На октябрь этого года в «Верра Моторс» фиксировали падение продаж в среднем на 10-15%. Продажи автомобилей в «Сатурн-Р» сократились на 30% по сравнению с I полугодием.
Падению продаж способствует повышение ставок по автокредитам и сокращение кредитных программ. По разным оценкам, до сентября в кредит продавался каждый второй автомобиль, наибольшая часть кредитов приходилась на автомобили среднего класса — порядка 60-70% от общего числа проданных машин. В эконом и премиум-классе этот показатель колебался на уровне 30-50%. По данным игроков рынка, сейчас процентная ставка автокредитования по сравнению с октябрем возросла почти вдвое и составила 25-30% годовых. Если люди и покупают теперь машины, то в основном за «наличку», отмечают эксперты. По данным «Верра Моторс», по отношению к I полугодию рынок автокредитования за сентябрь упал на 20-25%.
Минимизируя убытки, некоторые дилеры стали предлагать дополнительные бонусы как при продаже, так и при обслуживании автомобилей. Автодилеры предлагают покупателям беспроцентную рассрочку при покупке автомобиля в кредит, дарят зимнюю резину, делают скидки на обслуживание автомобиля и пр. Большинство компаний, чтобы уменьшить расходы, начали сокращать штат сотрудников и отказались от масштабных планов развития.
Многие автодилеры последние несколько лет активно вели межрегиональную экспансию. Автохолдинг «Машинный двор» с 2006 г. построил новые автосалоны в Набережных Челнах, Березниках, Нижнем Тагиле, Челябинске, Ноябрьске. «Верра Моторс» осенью этого года открыла автоцентр в Тюмени. «Сатурн-Р» презентовал три автосалона в Перми, Липецке и Челябинске и к концу года обещал открыть аналогичные в Миассе и Нижнем Тагиле. Компания «Экскурс-Автомобили» планировала выйти на рынки крупных городов Пермского края — как с автосервисами, так и с полнофункциональными дилерскими предприятиями. Но в ноябре многие автодилеры пересмотрели планы экспансии и пока не объявляют о строительстве новых автоцентров.
«В этом году автомобильный рынок Перми достиг наивысшей точки своего развития, а после кризиса начался спад. Все автодилеры оказались в очень тяжелом положении», — делится Александр Репин, владелец ООО «Сатурн-Р». По его словам, автоцентры «Сатурн-Р» пострадали не так сильно, как другие игроки рынка, которые стремительно развивались за счет кредитных ресурсов. «Помимо дилерства, мы занимаемся и другими бизнесами, поэтому сокращение доходов в данном секторе действует на нас не так убийственно», — поясняет г-н Репин.
У дилеров отечественных автомобилей, также, как и у дилеров иномарок, резко сократились продажи. «Если раньше в день мы продавали по 10-15 машин, сейчас продаем одну машину, и за наличку», — пояснил заместитель директора автоцентра «ФорвардГарант» Вячеслав Костарев. Ранее соотношение продаж автомобилей в кредит и за наличные в среднем составляло 50 на 50.
По словам Вячеслава Костарева, продажи автодилера упали на 50% по сравнению с I полугодием текущего года. «Уже полтора месяца все наши автосалоны и по области и в Перми работают в минус, в убыток, ни одного рентабельного предприятия не осталось», — сообщил он.
Ситуация на рынке тяжелая: крупные автосалоны для своего развития брали долгосрочные кредиты, которые сейчас требуют погашения. По мнению г-на Костарева, может сложиться ситуация, когда закрыть автосалоны будет проще и дешевле, нежели заниматься продажами: они могут не покрыть расходы на зарплату персонала, содержание автосалона и выплату стоимости автомобилей производителям, поскольку спрос на них упал.
Пока «АвтоВАЗ» не намерен закрывать свое производство, отмечает г-н Костарев, поэтому есть надежда, что покупатели переключатся на более дешевые машины.
Если при спаде продаж многие пермские автодилеры рассчитывали компенсировать потери за счет усиленной работы автосервисов, то теперь отмечается спад и по ним. По данным автоцентра «Форвард Гарант», в I полугодии соотношение прибыли от продажи автомобилей и автосервиса было 50 на 50, и клиенты записывались на ремонт заранее, но теперь автосервис пустеет. «Последние два месяца мы выживали за счет автосервиса, так как после активных продаж через 1-2 месяца сервис бывал «забит» для прохождения очередного ТО», — поясняет Вячеслав Костарев. Люди сейчас на всем экономят, поэтому идут за ремонтом в неавторизованные, гаражные мастерские, отмечает эксперт.
Продажи автомобилей как отечественных, так и иностранных производителей в конце нынешнего и I полугодии следующего года продолжат падение, полагают участники рынка. Но более точных прогнозов не дает никто: игроки отмечают, что изменения зависят от политики автопроизводителей, развития нефтяного и финансовых рынков. Одни участники рынка называют рост на 30%, другие — на 5-10%. Некоторые аналитические агентства считают, что рынок окажется в стагнации. «Если доходы населения сильно не упадут, то примерно через полгода произойдет частичное восстановление объемов продаж. Но они будут меньше, чем в I полугодии 2008 г. на 20%», — говорит Александр Репин.