«ПЕНСИОННЫЙ ВЗРЫВ» БИЗНЕС НЕ ПОТЯНЕТ
Когда в Дании возросла продолжительность жизни, соотношение одного работающего на одного пенсионера изменилось не в лучшую для бюджета страны сторону. Чтобы решить проблему, на работу решили пригла
Когда в Дании возросла продолжительность жизни, соотношение одного работающего на одного пенсионера изменилось не в лучшую для бюджета страны сторону. Чтобы решить проблему, на работу решили приглашать иностранцев. Те пополнили число экономически активных граждан, а на возросшие доходы можно было выплачивать пенсии. На приглашение откликнулись около 300 тысяч турков, при том что население Дании составляет 5 миллионов человек. Но приехав и проработав год-два, многие решили— зачем работать, если можно не работать? Ведь в этой стране очень развитая система социального обеспечения, и неработающим платят до 90% от средней заработной платы. В результате проблема вместо решения получила свое второе издание.
У нас проблема пенсионного обеспечения стоит не менее остро, хотя исходные его причины в другом: рождаемость в 90-е была крайне низкой. Из-за этого лет через пять-семь на одного работающего у нас будет два пенсионера. Однако к нам, как в Данию, никого не пригласишь— не та у нас система соцобеспечения.
Так что будет содержать этих пенсионеров?! Та программа государственного софинансирования пенсий, которая сейчас продвигается ПФР, направлена на повышение пенсионных средств в обороте, но не на решение проблемы. Все, что на данный момент предлагается,— это технологические, а не стратегические решения. Они предполагают накопление. Но накапливать некие цифры на счетах— это одно. И совсем другое— накапливать нечто, подкрепленное валовым продуктом, реально производящимся в стране. Нынешний рост пенсий не подкреплен экономическим ростом, и это главная проблема.
Социальные платежи опять выросли. Если раньше единый социальный налог был в районе 27-28%, то сейчас— более 30%. Большинство бизнесменов такой налог напрягает. «Конвертные схемы», от которых мы уходили, могут вернуться. Это во-первых. А во-вторых, рост социальных сборов зачастую делает нерентабельными инвестиции в бизнес. Нельзя обмануть экономику или приказать ей. А если мы введем еще и прогрессивную шкалу подоходного налога, что постоянно требует оппозиция, то нанесем очень сильный удар по бизнесу.
Более того— сейчас на государственном уровне мы заботимся о пенсионерах и ветеранах. И по-человечески это правильно. Но, наверное, нельзя забывать, что социально самыми незащищенными у нас оказываются работающие молодые. Везде «требуется опыт», и из-за этого масса выпускников и высших, и средних учебных заведений не могут никуда устроиться, работают не по специальности. В результате многие молодые просто не обладают теми знаниями и навыками, которые необходимы для экономики что-либо производящей, а не только для экономики супермаркетов.
В целом наша система пенсионного обеспечения— это мина замедленного действия. Если не будет экономического и технологического рывка, о необходимости которого постоянно говорит Президент, то нам не избежать серьезных социальных потрясений. И произойти это может в недалеком будущем. Разразится очень жесткий социальный кризис. В любом случае это будет крайне болезненно для всех.
Я не думаю, что все эти проблемы нужно широко и активно обсуждать в средствах массовой информации. Это просто опасно, ведь тема пенсионного обеспечения— горячая сама по себе. Пенсионеры у нас уже более двух десятков лет формируют власть в стране. Это самый активный электорат, а квитанция о выплате пенсий— самое действенное агитационное средство. Однако искать решение нужно уже сейчас— на уровне экспертов, специалистов не только в сфере пенсионного обеспечения, но и по экономике в целом. Ведь это проблема общенациональная. И если ты специалист и готов включиться в эти поиски, давай подписку о неразглашении— и включайся в команду! В любом случае нужно создавать экономический базис для решения проблемы по существу, а не ограничиваться паллиативами.