Пермские ритейлеры пошли по селам
Чтобы не «толкаться» на рынке продуктового ритейла Перми, группа компаний «Берег» решила открыть сеть небольших «прилавочных» магазинов в городах и крупных селах Пермского края. Пермские ритейлеры
Соучредители группы компаний «Берег» Сергей Кайгородов и Владимир Пастернак намерены создать в Пермском крае сеть продуктовых магазинов. Как пояснил «ДК» генеральный директор ГК «Берег» Сергей Кайгородов, у компании уже есть три магазина в Усть-Качке и возле нее. Первый был открыт в 2004 г., два других — несколькими годами позже. Но сейчас компаньонам пришла идея развивать продуктовый ритейл в формате сети небольших сельских магазинов. «На сегодняшний день этот бизнес дает реальную прибыль, — поясняет Сергей Кайгородов, — гипермаркеты — слишком большой формат для края, в районах нужны небольшие магазины с хорошим ассортиментом».
Сеть будет развиваться исключительно за пределами краевого центра: как пояснили партнеры, открывать магазины в Перми рискованно из-за жесткой конкуренции на рынке продуктового ритейла, а в селах и в небольших краевых городах ниша свободна. Четвертый магазин будущей сети готовится к открытию в середине января. Компания рассматривает несколько направлений экспансии, привлекательных с точки зрения транспортной доступности: Кудымкарский, Юго-Камский районы, города Соликамск, Березники, Оса, Чернушка. В Кудымкарском районе ГК «Берег» намерена открыть порядка шести магазинов.
По словам генерального директора «Берег менеджмент» Владимира Пастернака, это будут магазины площадью от 70 до 110 кв. м, созданные по типу деревенских сельпо, торговля в них будет осуществляться через прилавок. Планируемая линейка товаров — около 600 наименований самых необходимых сельчанам продуктов. «Если учитывать, что помещение будет в аренде, а сам магазин обслуживают два-три продавца, то в среднем на открытие одного объекта необходимо от 500 до 800 тыс. руб.», — подсчитывает Сергей Кайгородов. Срок окупаемости, по мнению партнеров, составляет около полутора лет, после чего магазин должен выйти на оборот порядка 1 млн руб. в месяц. Переманивать клиентов у местных магазинов партнеры намерены за счет продажи мясных продуктов, выпечки собственного производства и невысоких цен.
В середине января партнеры планируют запустить в Усть-Качке цех по мясопереработке, который будет производить полуфабрикаты. «Кроме того, мы ведем переговоры с небольшим предприятием в Пермском районе по производству колбас для нашей сети, мясо ему мы будем поставлять самостоятельно», — поясняет Владимир Пастернак. Выпечка из собственной пекарни будет направляться в магазины и пирожковые. По словам г-на Пастернака, компания намерена открыть порядка десяти пирожковых в Перми и крае. «По формату заведения будут похожи на советские пирожковые, где люди могли перекусить стоя за столиками», — рассказывает Владимир Пастернак. — Располагаться они будут на центральных улицах с хорошим трафиком, но не при крупных магазинах, где зачастую уже есть своя выпечка. Реализовывать проекты ГК «Берег» намерена на собственные средства.
Сегодня в крае работают несколько пермских торговых сетей. Как правило, их магазины представлены в крупных городах: по три магазина имеют торгово-розничные сети «Семья» (в Чусовом, Добрянке и Березниках) и «Добрыня» (в Березниках, Краснокамске и Лысьве). Лидером по количеству универсамов в крае является сеть «Норман-Виват», куда входят 13 краевых магазинов «Виват», в том числе четыре магазина в Березниках, по два в Краснокамске и Соликамске.
«Несмотря на небольшие затраты при открытии маленьких прилавочных магазинов, расходы на их содержание и управление достаточно велики, так как нужно держать большой ассортимент, — считает генеральный директор группы компаний «Норма» Вадим Юсупов. — Я не видел ни одной успешной сети такого формата в России и считаю, что это убыточный проект». Кроме того, линейка товаров этих магазинов зачастую такая же большая, как в универсамах, но скорость обслуживания меньше. По его словам, «прилавочные» магазины, чтобы быть в выигрыше, должны располагаться на ограниченных территориях, где конкуренция близка к нулю, либо на территориях с хорошим трафиком.
Директор группы компаний «Лион» Сергей Трубин полагает, что сеть сельских магазинов ГК «Берег» имеют шансы побороться за краевого покупателя. «Если «магазин у дома» расположен в густонаселенном жилом массиве, он, конечно, будет востребован, — считает он. — Пока область не сильно охвачена ритейлом, в ближайшие год-два у них есть перспективы». Правда, г-н Трубин считает, что новой сети придется предложить что-то новое, так как в селах и деревнях есть магазины, к которым жители уже привыкли. Да и ставка на новую мясную продукцию может не сработать: покупатели очень лояльны к местным мясокомбинатам.