Первобанк пошел в розницу
Первый Объединенный Банк, специализировавшийся на корпоративных клиентах, начинает развитие розничного направления, планируя за 3 года довести долю кредитов физлицам в портфеле до 30%. Эксперты пол
Сегодня розница Первобанка представлена комиссионными услугами, пластиковыми «зарплатными» картами и индивидуальными кредитами, которые выдают VIP-персонам и руководителям корпоративных клиентов в индивидуальном порядке. В ближайшее время в банке намереваются разработать и внедрить стандартизованную линейку розничных продуктов, включающую автокредитование, ипотеку, кредитные карты и кредиты для малого бизнеса. Для этого на должность директора по развитию розничного бизнеса был принят Игорь Гусейников, ранее работавший в Промэкбанке и Сибакадембанке.
По собственным прогнозам банка, его активы вырастут с 12 млрд руб. до 115-116 млрд. Объем инвестиций, направляемых на развитие розничного направления, в Первобанке не раскрыли, но в целом в ближайшие 3 года акционеры готовы увеличить капитал банка с 2,1 млрд руб. до 12 млрд руб.
В банке не исключили, что со временем появится отдельный суб-бренд, ориентированный на розницу. Кроме того, для работы с физлицами будет расширена филиальная сеть. «Мы не идем в мелкую розницу, в перспективе трех лет речь идет о десятках допофисов и филиалов в Самаре, Тольятти и других регионах России», – заявили в банке. На данный момент у Первобанка 7 офисов и 3 операционные кассы в Самаре, 3 филиала и 5 операционных касс в других городах. Готовятся к открытию по одному доп- офису в Самаре и Сызрани.
Как заявил Игорь Гусейников, услуги Первобанка будут ориентированы на средний класс. Концепция розницы в том, чтобы «работать на минусах», строить продукты, конкурентным преимуществом которых будет отсутствие наиболее явных недостатков конкурентов. Более конкретной информации о розничной линейке Первобанка пока нет – она еще не разработана. Сообщается лишь, что в ипотеке банк не будет развивать собственную программу, а станет агентом АИЖК, DeltaCredit или «КИТ-финанса».
Директор самарского филиала Росбанка Александр Шевяков полагает, что в развитии розницы Первобанку придется ориентироваться на сотрудников своих корпоративных клиентов. «Рынок емкий, но на нем уже освоились федеральные кредитные учреждения, такие как «Русский стандарт», «иностранцы», как «Русфинанс банк», и местные игроки, вышедшие на рынок раньше, – Газбанк и «Солидарность». Первобанк сможет получить новых клиентов, если сделает конкурентоспособное предложение корпоративным клиентам. При прочих равных они выберут «свой» банк».
Подобного мнения придерживается и ведущий экономист аналитического управления Альфа-Банка Наталья Орлова. «Как правило, все корпоративные банки так и поступают. В Московской области есть пример КБ «Возрождение» – он начал с корпоративного банкинга, а потом начал продавать сотрудникам фирм-клиентов розничные услуги. В прошлом году они были седьмыми в России по объему выданных ипотечных кредитов». Наталья Орлова полагает, что в целом планы Первобанка довести долю розницы до 30% портфеля вполне осуществимы, но, вероятно, потребуют активной инорегиональной экспансии.
детали
Рынок банковского ритейла вырос в 3 раза за 1,5 года
По данным Центробанка, объем задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам на 1 января 2007 г., составил 51,7 млрд руб. Рост с 01.04.2005 составил 304%. Как полагает Наталья Орлова, в следующие 3 года этот показатель будет увеличиваться на 80-90% в год.
Лидерами на самарском рынке ритейла являются Сбербанк, Альфа-Банк, Газбанк и «Солидарность». Кроме того, в сегменте автокредитования заметными игроками являются «Райффайзенбанк» и «Русфинанс банк», Росбанк.
Источник: данные участников рынка.