Подписаться
Курс ЦБ на 24.01
99,09
103,66

Первопроходец связи

Сергей Швайкин стал одним из первых, кто начал предоставлять услуги сотовой связи в Самаре. Компанию «Билайн-Самара» он создал практически с нуля. Позже, не желая работать под сапогом москвичей в р

Сергей Швайкин стал одним из первых, кто начал предоставлять услуги сотовой связи в Самаре. Компанию «Билайн-Самара» он создал практически с нуля. Позже, не желая работать под сапогом москвичей в ранге директора филиала федеральной компании «ВымпелКом», оставил эту должность, продал свою часть акций и сосредоточился на новых проектах в сфере интернет-технологий.
досье

Сергей Швайкин
Родился в 1952 г.

Образование: В 1977 г. окончил Куйбышевский авиационный институт.
В 1993 г. — диплом университета Bradly, где изучал бухучет, экономику, бизнес-планирование и финансы.
Карьера: В 1977-1993 гг. — завод имени Фрунзе.
Прошел все ступени заводской карьеры от мастера до начальника цеха.
1994-2005 гг. — совладелец и генеральный директор компании «Билайн-Самара».
2005 г. — по наст. время — генеральный директор группы компаний MetroMax.
Достижения/награды: член-корреспондент Академии телекоммуникаций и информатики, преподаватель ряда курсов по бизнес-планированию, автор ряда научных публикаций.
Семья: женат, четверо детей.
Хобби: рыбалка и чтение. 
 
Генеральный директор ГК MetroMax Сергей Швайкин не обделен вниманием прессы к своей персоне. За годы работы в сфере телекоммуникационных услуг вокруг него стараниями журналистов начали складываться достойные учебника по вирусному маркетингу мифы. Один из них гласит, что в свое время, будучи генеральным директором и совладельцем компании «Билайн Самара», г-н Швайкин специально попросил своих коллег позвонить ему на сотовый телефон прямо во время его разговора с американским послом. Сотрудники выполнили просьбу шефа, и встречу посла с представителями самарского бизнес-сообщества прервали трели мобильника. Директор «Билайн» с достоинством взял трубку Motorole Veider и попросил перезвонить ему чуть позже. Необходимо отметить, что тогда был период, «когда телефоны были большими», и новый миниатюрный аппарат Сергея Швайкина приятно удивил посла. Во всяком случае, он признался, что не ожидал увидеть в Самаре телефон, который был еще в статусе новинки даже у него на родине.

Г-н Швайкин остался доволен этим эпизодом. В тот момент он наглядно показал, что «Билайн-Самара» не просто рядовая провинциальная компания, а серьезный игрок на рынке.

Теперь Сергей Швайкин занимает должность главы другой компании. О периоде работы в «Билайн» говорить много не любит. «Об этом уже столько было написано, что мне добавить больше нечего. А повторятся в очередной раз, пересказывая всем известные истории, я не хочу, — замечает он. — Сейчас передо мной стоят другие не менее значимые задачи». Про себя отмечает, что ему подошла бы роль смелого командира на лихом коне впереди массированной кавалерийской атаки. Именно по такому принципу он предпочитает строить свою жизнь. «А месяцами отсиживаться в окопах — это не по мне», — с улыбкой говорит он.

Свою карьеру Сергей Швайкин четко делит на три периода: семнадцать лет работы на оборонном заводе, одиннадцать лет во главе компании «Билайн-Самара» и последние годы в должности генерального директора компании MetroMax.

По заводскому гудку

Если о работе в «Билайне» г-н Швайкин рассказывает достаточно скупо, то своими воспоминаниями о заводской жизни делится охотно. В общем-то, детали его биографии весьма стандартны для советского инженера времен «развитого социализма»: родился, вырос, окончил институт, пришел на завод. Сергей Швайкин родился в Ленинграде, в детстве с родителями переехал в Куйбышев, где окончил сначала школу, а потом и авиационный институт. После окончания вуза Сергей сознательно стремился попасть именно на производство. Заводские инженеры получали заработную плату существенно больше, чем их коллеги, например, из конструкторского бюро.

Завод имени Фрунзе выпускал космическую технику, и работа на таком предприятии предполагала колоссальную ответственность. Причем не только административную, в случае, например, выявления каких-либо недоделок или брака, но и партийную. И получить партийное взыскание было во много раз страшнее, нежели обычный выговор или замечание непосредственно по своей служебной деятельности.

Для себя он составил четкий график продвижения по карьерной лестнице. В течение года-двух проработать мастером, потом пойти на повышение и стать начальником участка или старшим мастером, через несколько лет занять должность заместителя начальника цеха, а там вырасти и до начальника цеха. Свой карьерный план Сергей Швайкин выполнил в полном объеме, и даже досрочно. Спустя две недели после своего назначения на должность мастера он пошел на повышение и стал начальником участка, а спустя годы стал самым молодым начальником цеха в истории завода.

Г-н Швайкин признается, что сейчас у него двоякие чувства по отношению к тому времени. С одной стороны, он благодарен заводу, коллективу, который выдвигал его на ответственные должности. С другой — признается, что на предприятии была выбрана неоднозначная тактика воспитания молодых кадров. «Грубо говоря, брали молодого специалиста и бросали его «в самое пекло», на сложный участок работы. Если спустя время путем проб и ошибок молодой инженер справлялся со своими обязанностями, что называется, работал лапками и выплывал из бездны, то потом к нему руководство относилось уже с уважением, поручало серьезные проекты и двигало по карьерной лестнице вверх», — говорит сегодня Швайкин. В результате такого «естественного отбора» многие сотрудники буквально «сгорали» на работе из-за чрезмерных эмоциональных нагрузок. «Мы были воспитаны иначе, для нас главное было не подвести коллектив, выполнить приказ Родины. Были периоды, когда я буквально по несколько ней не уходил с работы домой, чтобы вовремя сдать проект», — делится воспоминаниями он.

Несмотря на сложности, работа приносила моральное удовлетворение. Сергей Швайкин рассказывает о том чувстве гордости, когда он смотрел программу «Время» и диктор сообщал о запуске очередной пилотируемой ракеты в космос. «Я знаю, что вот эту деталь, которая после старта ракеты работает три-пять минут, а потом сгорает в атмосфере, сделали мы, на нашем заводе. Как тогда говорили, на ней осталось тепло от рук заводчан»

Уже после своего увольнения с завода Сергей Швайкин, разбирая дома бумаги, обнаружил целый ворох подписанных бланков, разрешающих ему вход на производство в выходные и праздничные дни. Эти «квиточки» необходимо было сдавать в отдел кадров, чтобы работа в эти дни была засчитана как внеурочная с соответствующей оплатой или последующим отгулом. Таких бланков он насчитал 365 штук, и это без учета тех, которые не сохранил или просто выбросил за ненадобностью. Работа по выходным была для него достаточно привычным делом. Перед своим расставанием с заводом Сергей Швайкин мог с полным правом потребовать все свои неиспользованные отгулы и отдыхать в течение практически года. Сейчас он вспоминает это факт с юмором, и, конечно, у него тогда даже и в мыслях не было воспользоваться таким продолжительным отпуском.

«Конечно, пройдя школу советского оборонного производства, я не могу сказать, что теперь самостоятельный бизнес для меня что-то вроде детской игрушки, это неправда. Сложно бывает везде. Но тот, кто смог выстоять в тех условиях, сейчас приобрел привычку решать любые по сложности задачи, — уверен он. — Я считаю, что недостижимых целей в природе не существует, всего можно достичь — было бы желание».

Выход на оперативный простор

Правила управления, усвоенные на оборонном заводе, впоследствии не раз пригодились ему при построении бизнеса «с нуля», сначала в «Билайн», потом и в ГК MetroMax. Вообще г-н Швайкин подчеркивает, что он не планировал уходить с завода, и уж тем более в телекоммуникационный бизнес. Все получилось как-то случайно, хотя случайность всегда является одной из граней закономерности. В 90-х годах оборонная промышленность практически рухнула. Завод стал переходить на конверсионное производство, но получалось это не очень хорошо. В те времена действовала совместная американо-российская программа по переобучению инженерно-технических работников оборонных заводов. По этой программе Сергей Швайкин и отправился в США на учебу и стажировку. Признается, что первоначально мало верил в реальность такой поездки, еще несколько лет назад для него, инженера-«оборонца», был закрыт выезд даже в Болгарию, и вдруг — сразу стажировка в США. Эта поездка буквально перевернула его мировоззрение. Хотя сейчас он соглашается, что, в общем-то, ничего нового в плане производства тогда для себя не открыл. Все было знакомо и понятно. Но вот что касается методов управления, экономики, фондовой биржи, международного бухгалтерского учета, создания предприятий, бизнес-планирования — это было все в новинку, и всем хотелось заняться. Именно тогда, отмечает г-н Швайкин, он обратил внимание на сферу телекоммуникаций. Приехав в Россию, он уже по-другому взглянул на положение дел. Оставаться на заводе не имело смысла. Он всегда был уверен, что оборонное предприятие не может в одночасье на тех же станках собирать холодильники. Лучше для этого построить новый завод.

Уходил практически в никуда. К счастью, поступило предложение возглавить новый бизнес, организовать в Самаре сотовую связь. На вопрос: как вам поступило это предложение? Недоуменно пожимает плечами. Говорит, что не знает, как на него вышли помощники Дмитрия Зимина (Д. Зимин, академик, основатель и почетный президент компании «ВымпелКом». — Прим. ред.). Должно быть, сыграли старые «оборонные» связи и тот факт, что Швайкин в то время в Самаре практически единственный понимал специфику бизнеса по организации компании, предоставляющей услуги мобильной связи. Этим вопросим он интересовался, еще будучи на обучении в США. Когда «ВымпелКом» решил освоить самарский рынок, то конкурировать было не с кем, сотовых компаний тогда в Самаре еще не было. Так в 1994 г. была создана компания «Билайн-Самара», учредителями которой стали на паритетных началах группа самарских акционеров, куда входил Сергей Швайкин, и компания «ВымпелКом». Г-н Швайкин занял пост генерального директора и начал работу по организации бизнеса.

Сейчас он вспоминает, что первой задачей было придумать название для компании. В командировке в Москве он слышал термин, который употреблялся только техническими специалистами по сотовой связи — «Билайн». «Я не являюсь автором этого слова, — не устает повторять г-н Швайкин в ответ на досужие разговоры журналистов о том, что это он придумал такое название. — Но я действительно ввел в широкий оборот это слово, зарегистрировав название компании». Только через два года «Вым- пелКом» официально сам зарегистрировал этот бренд и стал продвигать свои услуги на территории всей страны под этой торговой маркой. При этом Сергей Швайкин с улыбкой говорит, что, когда Зимину предложили этот термин для названия самарской компании, он будто бы недовольно заметил, что слово иностранное и лучше придумать что-нибудь по-русски.

Компания «Билайн-Самара» обслуживала порядка 100 тыс. абонентов, предоставляя сотовую связь формата DAMPS. За десять лет работы на рынке она стала крупнейшим сотовым оператором региона. В начале 2000-х годов в Самару пришли федеральные игроки. «Билайн-Самара» постепенно лишалась самостоятельности, московские акционеры стремились встроить компанию в филиальную сеть «ВымпелКома». В 2002 г. москвичи выкупили часть акций самарских акционеров и довели свою долю в уставном капитале «Билайн-Самара» до 51%. Через два года доля федеральной компании в уставном капитале самарского «Билайн» была доведена до 100%. Местный оператор сотовой связи окончательно превратился в филиал федеральной компании.

В конце 2004 г. Сергей Швайкин покинул должность гендиректора, хотя, по слухам, у него была возможность остаться и руководить филиалом «ВымпелКома» в Самаре. «Я не желал оставаться всего лишь управляющим филиалом, — сейчас признается он. — К тому же у меня были свои взгляды на развитие компании, не совпадающие со взглядами москвичей. Я хотел делать именно телекоммуникационную компанию, то есть предлагать услуги интернета, в том числе и беспроводного, стационарной связи и многое другое, а не сосредотачиваться только на технологиях мобильной связи». Только спустя два года «ВымпелКом» принял подобную стратегию и сейчас позиционирует себя как мультителекоммуникационный провайдер.

Снова сначала

После ухода из «Билайн» Сергей Швайкин недолго оставался «в свободном полете». На бывшего топ-менеджера градом посыпались предложения от новых работодателей. Но он не особо торопился с выбором, ожидая тот проект, который, на его взгляд, окажется наиболее интересным. «Понимаете, — объясняет сейчас он ту ситуацию, — я уже достиг того уровня, когда материальный вопрос для меня не играет существенной роли. Гораздо важнее фактор интересной и новой работы».

Для многих оказалось неожиданностью, что в конечном итоге г-н Швайкин принял предложение от мало кому известной в то время самарской компании MetroMax, предлагающей услуги широкополосного беспроводного доступа в интернет. «А почему бы и нет, — объяснял он скептикам, — если мне удалось успешно заниматься беспроводной связью, то почему бы не заняться и беспроводным интернетом».

По его словам, идея создания компании MetroMax заключается в том, чтобы максимально упростить и сделать удобным выход в интернет. Чтобы он так же был распространен, как сотовая связь. По-настоящему массовым интернет может быть тогда, когда он не привязан к проводам. Для этого и была выбрана технология WiMAX.

При этом Сергей Швайкин напоминает, что первую услугу по беспроводному доступу в интернет оказывала еще компания «Билайн-Самара» в 1999 г. «Именно тогда мы получили лицензии на соответствующие частоты и купили первое оборудование. Сейчас же мы продолжаем развивать те наработки, но уже на основе технологии WiMAX. Таким образом, сегодняшняя моя деятельность — логическое продолжение работы, начатой в «Билайн»

В 2005 г. Сергей Швайкин дебютировал в новой для себя должности генерального директора компании MetroMax. «Я знал, что перспективы у этого рынка огромные, рынок будет наполняться. Когда я пришел в компанию, про этот рынок только говорили, а сегодня, посмотрите, на нем появились игроки, аналитики. Наконец-то появилось и 3G, о котором так долго говорили. При этом MetroMax дает абонентам услуги с помощью всех существующих технологий. Сейчас мы рассматриваем WiMAX иначе, чем тогда, это просто технология, позволяющая нам, как оператору связи, иметь преимущества — большую зону покрытия, высокую скорость, отсутствие проводов».

В начале марта прошлого года фонд прямых инвестиций Volga River One Capital Partners приобрел 20% пакета акций ГК MetroMax. Сумма сделки не раскрывалась, но сообщалось, что новые совладельцы готовы дополнительно вложить в бизнес $20 млн. Эти средства были направлены на открытие филиалов компании в Оренбургской, Ульяновской, Волгоградской областях, в Республике Татарстан.

Сейчас компания представлена в девяти субъектах РФ, в семи из них налажены и функционируют коммерческие сети широкополосного доступа. Как отмечает г-н Швайкин, большинство филиалов еще не вышли на точку окупаемости.

Центральный офис находится в Самаре. Самарская область, по словам Швайкина, лидирует по востребованности новых услуг. Помимо фиксированного WiMAX, компания, возглавляемая Сергеем Швайкиным, активно тестирует устройства мобильного WiMAX, связи четвертого поколения. Эти работы ведутся для выхода на массовый рынок.

Самое читаемое
  • Как таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублейКак таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублей
  • На одном из крупнейших предприятий Нижнего Тагила назначен новый гендиректорНа одном из крупнейших предприятий Нижнего Тагила назначен новый гендиректор
  • Промышленные предприятия России погружаются в пессимизмПромышленные предприятия России погружаются в пессимизм
  • Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.