Подписаться
Курс ЦБ на 22.01
99,92
103,28

Быстрого роста банковского сектора не будет

Петр Авен, председатель совета директоров банковской группы Альфа-Банк, прогнозирует невысокие темпы роста банковской системы России и экономики в целом

Сравнивая готовность западных и российских банков к негативным тенденциям в экономике, я воздержусь от критики зарубежных кредитных учреждений: у нас такая большая сеть корреспондентских отношений, что с точки зрения бизнеса критика небезопасна. Не возьмусь также судить, насколько мы лучше готовы оценивать риски. Безусловно, к работе на нашем и других развивающихся рынках местные банки готовы больше. Мы значительно лучше понимаем наши реалии, мы многому научились. В какой-то степени мы честнее, потому что жизнь заставляет быть честными. На нашем рынке мы, конечно, имеем преимущество.
Что касается западных рынков, у нас не было ясных примеров конкуренции с иностранными банками. Насколько мы оказались бы готовы к кризису в Европе, я, честно говоря, не знаю.
Что касается ситуации в России, то иногда лучше сильнее падать, чтобы потом быстрее расти. Но в России на банковском рынке не было сильного падения, поэтому и рост будет достаточно ограниченным.
Российская банковская система за последние двенадцать лет пережила три явных периода. Первый — с 2000 по 2007 г. Период очень быстрого развития, когда розничное кредитование росло почти на 80% в год, а корпоративное — на 40%. Это продолжалось до кризиса, когда во всем мире было сильное падение, а у нас — стагнация. У нас не было серьезного падения, зафиксированного банками, — не было серьезных списаний, снижения закредитованности как самих банков, так и организаций. Во многом это и ограничивает рост. В 2008 г. мы с Германом Грефом были едины в оценке размеров плохих кредитных портфелей банков — примерно 30% от общего объема. Но сами банки во время кризиса отнесли к просроченным только 10% кредитов. Это говорит о том, что в портфелях банков по-прежнему зашиты плохие кредиты, а предприятия не уменьшили закредитованность.
Есть мнение, что нас ждет быстрый восстановительный рост, потому что, во-первых, экономика пошла вверх, во-вторых, у нас по-прежнему неразвитая банковская сис­тема — отношение кредитов к ВВП меньше 40%, что действительно немного. Но у нас только нефтянка мало закредитована, а за пределами нефтяного сектора компании закредитованы сильно. Все это говорит о том, что низкой базы для быстрого восстановительного роста у нас нет.
Если посмотреть статистику, то можно увидеть, что быстро росли те страны, выходя на траекторию восстановительного роста, которые и падали быстро и глубоко. Те, кто откатывался от пика далеко, начинали расти через три года. Те, кто откатывались недалеко, — через 5-8 лет. Последние примеры — Финляндия и Швеция, где на восстановление ушло 5-8 лет. Сейчас мне кажется, что после стагнации 2008-2009 гг. у нас видны признаки восстановления: банковская розница выросла на 36%, а корпоративное кредитование — на 26%. Но эти показатели, на мой взгляд, являются предельными: во-первых, закредитованность по-прежнему большая, во-вторых, депозиты не будут расти так же быстро, как раньше (прежде всего потому, что снизились темпы роста доходов населения: номинальных — с 30-40 до 10-12% в год, а реальных — с 10-12 до 0,8%). Источников денег на самом деле нет.
Во время кризиса я предсказывал достаточно быстрое падение стоимости жилья. Оно произошло, но значительно более умеренное по сравнению с моими прогнозами. Жилье по-прежнему очень дорогое, и это сильно ограничивает ипотеку.
Поэтому наиболее ясный сценарий для нас такой. Никаких апокалиптических прогнозов я делать не буду, но нас ждет период ограниченного роста. Думаю, по корпоративному сектору этот рост составит 10-15% в ближайшие годы, 20-25% — по розничному. И это, в общем, нормально.
К сожалению, у нас банки не вполне выполняют роль мотора экономического развития. ВВП выросло примерно одинаково в 2010 и 2011 гг., при том что кредитование в 2011 г. выросло существенно больше, чем годом раньше. Рост кредитования был компенсирован оттоком капитала, если бы отток в 2011 г. не составил $84 млрд, то и рост ВВП от роста кредитования зависел бы гораздо больше. Мы живем в парадигме стабильности, а не в парадигме роста, и банковский сектор вполне соответствует этим общеэкономическим, политическим парадигмам стабильности. Это то будущее, которое нас ожидает. Этим мы очень отличаемся от стран, которые сильно упали, но будут сильно расти.

Колонка написана на основании выступления на конференции «Тройки Диалог» и Сбербанка «Россия 2012»

Самое читаемое
  • Большого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-мБольшого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-м
  • В Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыбВ Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыб
  • Екатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправленияЕкатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправления
  • Стало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах РоссииСтало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.