Пиратский софт меняют на бесплатный
Усилия по искоренению пиратского программного обеспечения в Самаре привели к распространению бесплатных программных продуктов, в первую очередь Open Office. По оценкам экспертов, только 2-3% компан
Артем Зубов
директор аутсорсинговой компании IT Doctor
Татьяна Ерофеева
директор аутсорсинговой компании «1-АйТи»
Александр Кушпель
директор веб-студии Dominion
Демид Тишин
директор бюро переводов «Окей»
Михаил Хаит
директор фитнес-клуба «Кенгуру»
Максим Шенцев
гендиректор аутсорсинговой компании «Лидер IT»
Илья Якямсев
директор веб-студии Blackbox
Какие проблемы возникают при использовании бесплатного софта с открытым кодом?
Чего ждать от рынка «альтернативных» продуктов через 2 года?
Многие стали покупать лицензионные Windows и MS Office. За прошедший финансовый год рост продаж Microsoft на российском рынке составил 107%, эта цифра отражает ситуацию по всем развитым городам России, в том числе и по Самаре, сообщили в корпорации. Между тем большинство программ MS в этом году подорожали на 13%.
Из соображений экономии бизнесмены обращаются к ПО с открытым кодом, за установку и использование которого не нужно платить. На данный момент из бесплатных продуктов быстрее всего в Самаре распространяется Open Office. По оценкам опрошенных «ДК» экспертов, уже сейчас его используют примерно в 18-20% самарских компаний — как крупные, например заводы «Моторостроитель» и «Стройфарфор», так и небольшие. Часто инициаторами установки Open Office становятся компании-аутсорсеры, которые, чтобы не попасть под соответствующую статью УК, отказываются брать на обслуживание системы с пиратским софтом. Убеждая потенциальных клиентов в необходимости легализации, они предлагают использовать альтернативный софт среди прочих вариантов «обеления», отмечает гендиректор «Лидера IT» Максим Шенцев. Клиенты выбирают альтернативу, так как она позволяет снизить расходы.
Open Office удовлетворяет большинство потребностей рядовых пользователей: в него включен текстовый процессор Write — аналог MS Word и электронные таблицы Calc — аналог Excel. Но, по словам директора IT Doctor Артема Зубова, при их использовании возникают две основные проблемы. Во-первых, интерфейс отличается от MS Office и новички испытывают затруднения при использовании сложных функций. Во-вторых, Open Office не полностью совместим с MS Office — текстовый процессор не всегда распознает файлы rtf и форматирование сложных документов, картинки. В электронных таблицах Open Office не работают некоторые макросы, формулы и фильтры Excel. Поэтому часто Open Office ставят на 75-90% компьютеров, а для 1-3 станций покупают лицензионный MS Office. Эти терминалы потом выступают либо как конвертеры документов, либо как рабочие места для лиц, ведущих переписку с клиентами. Например, в бюро переводов «Окей» Open Office поставили сразу на все рабочие станции, но потом докупили MS Office для двух из них. Директор бюро Демид Тишин: «Была история. Одному клиенту отправили перевод руководства по эксплуатации на французский язык. Прошел день. Вдруг звонок: «Демид? У вас тут ошибки в тексте! Меня наши военные отчитывают» (заказчик — завод еще советской закваски, полковник от военных обязательно все контролирует). Я думаю, что там за ошибки такие? Оказалось, символы с надстрочными знаками не сохранились, а вместо них — всякие «ц», «э» и т.д. На следующий день мы купили MS Office 2007».
Проблем с функциональностью практически не возникает, когда открытое ПО используется для серверов. Наоборот, ряд опрошенных «ДК» компаний заявили о том, что используют open source продукты, так как они эффективнее для решения задач их компаний. «Мы разрабатываем сайты и используем Linux как серверную платформу. Эта ОС работает быстрее и имеет хорошую защиту от взлома, то есть для интернета она по многим параметрам лучше, чем сервер от Microsoft», — рассказал директор веб-студии Blackbox Илья Якямсев. Аналогичное решение — OpenBSD — на своих пяти серверах развернула веб-студия Dominion. Установкой, настройкой и обслуживанием этих программных продуктов и в Blackbox, и в Dominion занимаются собственные специалисты. Сервер FreeBSD используют в отделениях большинства мобильных операторов, так как собственная IT-команда «сотовиков» способна его обслуживать.
Однако, как отмечает директор аутсорсинговой компании «1-АйТи» Татьяна Ерофеева, сейчас увеличивается число пользователей серверных продуктов на базе Linux не из IT-сектора. Например, «Стройфарфор», где развернут лицензионный MS Server 2003, скоро заменит его системой FreeBSD. На этом заводе быстро растет число рабочих станций, что вызывает постоянные траты на расширение лицензии сервера. Именно эту проблему планируют решить переходом на открытый продукт.
По словам Татьяны Ерофеевой, проблема серверов Linux только одна — для их обслуживания требуется квалифицированный системный администратор со специализацией. Таких в городе намного меньше, чем сисадминов, готовых обслуживать продукты Microsoft, и поэтому зарплата профи по Linux обычно на 30% выше. Обычно для администратора небольшой или средней сети она составляет около 22 тыс. руб. В то же время цены на обслуживание Linux в аутсорсинговых компаниях не отличаются от обслуживания сетей с софтом Microsoft. Об этом заявили четыре из пяти опрошенных IT-аутсорсеров.
Эксперты «ДК» полагают, что в следующие 2-3 года легализация программного обеспечения самарских фирм продолжится ударными темпами. По данным аналитического агентства IDC, в 2006 г. уровень пиратства в корпоративном сегменте Самары составлял 74,5%. В Microsoft рассчитывают, что к 2009-2010 гг. он упадет до 50%. Как полагают самарские IT-компании, значительную часть рынка займет ПО с открытым кодом.
Наиболее прочные позиции open source завоевывает в сегменте утилит: архиваторов, программ для просмотра картинок, антивирусной защиты и т.д. В свою очередь, сложные продукты для бизнеса остаются полностью коммерческими — бухгалтерские программы, CRM и ERP, дизайнерские программы и САПР. Из-за необходимости постоянного обновления, знания специфики бизнеса пользователя и других факторов open source в бизнес-сегменте почти не развивается. То же относится и к использованию операционных систем: пока единичны случаи, когда вместо MS Windows на рабочих станциях устанавливают Linux. Однако распространению альтернативных ОС могут помочь российские власти — недавно для всех школ РФ из бюджета были закуплены лицензии Windows на три года. По истечении этого срока учебные заведения должны будут продлевать лицензии на свои деньги, либо переходить на Linux-based систему, которую специально разрабатывают по госзаказу. Об этом сообщается в заявлении и.о. первого вице-премьера Дмитрия Медведева.
Наиболее жесткая конкуренция между открытым ПО и продуктами Microsoft назревает в сегменте офисных программ. Доля Open Office может сократиться, так как некоторые компании разочаровываются в нем через несколько месяцев использования и возвращаются к MS Office. Бюро переводов «Окей», например, будет использовать и Open Office, и MS Office. По словам Демида Тишина, такая стратегия продиктована тем, что платные продукты функциональнее, имеют службу поддержки и развиваются быстрее.
Но появляются новые альтернативные продукты, которые могут стать компромиссным вариантом между недостаточно функциональным Open Office и слишком дорогим MS Office. В ближайший месяц на рынке появится коммерческий Word Perfect Office X3 от Corel с ценой в $29 за корпоративную лицензию (а MS Office стоит около $440). По оценкам Максима Шенцева, за счет наличия поддержки и низких по сравнению с Microsoft цен за 1-2 года на Corel Word Perfect Office X3 могут перейти до 10% самарских компаний. Международный IT-гигант Google недавно объявил, что включает в свой пакет бесплатных программ Star Office, разработанный Sun Microsystems (считается улучшенной и дополненной версией Open Office). Компания также развивает онлайновые офисные продукты, например Google Documents. Со временем они могут стать привлекательными для массового пользователя из-за доступности.
детали
Open source экономит деньги, но рождает проблемы
Пример оснащения рабочего места коммерческим/открытым ПО
Тип | Широко распространенный коммерческий продукт | Цена (коробочная версия), тыс. руб. | Распространенный open source продукт | Проблема |
ОС для рабочей станции | MS Windows XP (версия для легализации) | 5,2 | Linux Ubuntu | Некоторые программы не запускаются, рядовые пользователи не знакомы с системой |
Офисные приложения | MS Office 2007 | 11 | Open Office | Проблемы совместимости документов |
Сервер | MS Server 2003 | 23 + 0,94 за рабочее место (при покупке 20 лицензий) | FreeBSD | Сложно найти специалиста для обслуживания |
Почтовая программа | MS Outlook | Включен в MS Office | Thunderbird | Незнакомый обычному пользователю интерфейс |
Архиватор | WinZip | 0,85 | 7-zip | Требует настройки опытным пользователем |
Антивирус | Kaspersky Anti-Virus | 1 | McAffee Security Center* | Обновляется реже платной программы |
Источник: опрос экспертов.
* Продукт McAffee Security Center — с закрытым исходным кодом, но бесплатный для пользователей американского сервиса AOL.
мнение
Александр Кушпель
директор веб-студии Dominion
Чтобы экономно легализировать обычное программное обеспечение, офисные приложения и утилит, решения сегодня уже найдены, но со специализированным софтом, таким как Photoshop и ArchiCAD, не все так просто. Покупать такие программы сложно — стоимость одного рабочего места дизайнера достигает 60 тыс. руб., проектировщика — 200 тыс. руб. А при переходе на «альтернативу» все начинает работать медленнее минимум в 2 раза из-за меньшей функциональности бесплатного ПО.
Сейчас компании среднего размера тратят значительные деньги на приобретение спецпрограмм — это увеличивает себестоимость конечных продуктов.
Мелкие компании из полиграфии и рекламы не имеют достаточных средств для полной легализации, поэтому несут увеличенные риски. И, кроме того, повышается входной барьер в любой вид бизнеса, где требуется специализированный софт. Все это в итоге тоже скажется на ценах.