Forbes: почему девелопер Мошкович предпочел производство свинины строительному бизнесу?
Предприниматель не смог договориться с московскими властями, все его проекты по строительству оказались замороженными, и ему пришлось искать покупателя на свой бизнес.
Бывший сенатор от Белгородской области Вадим Мошкович отказался от строительного бизнеса и занялся производством свинины в компании «Русагро», хотя еще недавно его назвали лоббистом расширения Москвы, пишет Forbes.
Свой девелоперский бизнес «А 101» Мошкович не мог продать два года, пока не покинул пост сенатора. Сейчас группа БИН Михаила Гуцериева готова выкупить и компанию, и земли в Подмосковье, по неподтвержденным данным, за $700 млн. Бизнесмен уже заявил, что все деньги, которые получит за продажу строительной компании, потратит на свой сельскохозяйственный бизнес.
Мошкович называет себя «самым неудачливым девелопером в Москве», хотя еще несколько лет назад он планировал построить свой собственный город, «Город-солнце». Сообщается, что он уже вложил в этот проект более $1 млрд и готов был вложить $60 млрд. Сначала все шло хорошо, власти одобрили план, в 2009 году началось строительство первой очереди проекта под названием «Квартал 101», цены на недвижимость росли и проекту обещали успех. Потом оказалось, что земли предпринимателя находятся на территории Новой Москвы, что тоже заставило цены подскочить. Но у этой новости оказалась и обратная сторона – согласование строительства на, по сути московских землях, оказалось куда сложнее.
Сам Мошкович заявил, что за три года он смог согласовать строительство всего 50 000 кв. м, при том, что город должен был занимать 20 млн кв. м. После того, как земли оказались частью Новой Москвы все проекты были заморожены, а разрешения стали недействительными. Чтобы хоть как-то продвинуться в этом вопросе бизнесмен даже готов был вложить деньги в строительство новой ветки метро, но власти считают, что в этом вопросе он «не проявил достаточной активности».
Свои отношения с московскими властями предприниматель называет «неровными и негладкими». Когда он понял, что договориться никак не получиться, то решил продать четверть компании. Но покупателя не было, тогда Мошкович начал переговоры о продаже хотя бы отдельных участков.
Но и тут особого успеха не было. Например, с владельцем компании «МИЦ» Андреем Рябинским переговоры велись около двух лет, но так и не увенчались успехом. Затем была договоренность с банком ВТБ, который хотел купить весь актив, но настал «черный вторник», когда регулятор повысил ключевую ставку до 17%, поэтому сделка была заморожена. И как только срок соглашения с ВТБ истек, а результата не было, группа БИН начала вести переговоры о покупке.
Источники заявляют, что этой структуре получится договориться с московскими властями о согласовании строительства быстрее. Условия сделки и сумма не разглашались, эксперты оценивают сумму в $1–2 млрд. Бизнесмен намерен вложить всю сумму в сельскохозяйственный бизнес – компанию «Русагро». Отметим, что изначально это был бизнес по производству сахарной свеклы, а затем предприниматель решил заняться свиноводством.
Какое-то время дела шли не очень хорошо, после вступления России в ВТО в 2012 году цены начали падать, «Русагро» несколько кварталов подряд показывала убыток. Но потом был введен запрет на импорт свиней и их мяса из Евросоюза после вспышки африканской чумы свиней в Польше и Литве, и 2013 год «Русагро» закончила с прибылью. А дальше была аннексия Крыма, введение продуктовых санкций и девальвация рубля.
«У «Русагро» меньше административных барьеров по сравнению с «А 101» — в поле они отсутствуют. Степень свободы намного выше, мы меньше связаны и можем больше заниматься творчеством без согласований, — объяснил Мошкович».