Поединок лидеров в бизнесе - 11.02.2008
3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе Виталина Лехциер директор Центра английского языка Status Lingua Демид Тишин директор бюро переводов «Окей»
Виталина Лехциер
директор Центра английского языка Status Lingua
Демид Тишин
директор бюро переводов «Окей»
Виталина Лехциер: Если это предложение поступает от владельцев известного бренда, то в нем прочитывается профессиональное признание достижений вашей компании и заслуг ее руководителя. Поэтому оно лестно. Если же речь идет о существенно большем доходе и уменьшении конкуренции, вы можете убить сразу двух зайцев. Не говоря уже о возможности гарантированной продажи раскрученного бренда. Однако же я поступлю прямо противоположным образом! И дело не в лаврах «человека-бренда», которые по ощущениям скорее напоминают тернии, а в специфике того образовательного бизнеса, которым я занимаюсь. Франшиза хороша только для унифицирующих сфер бизнеса, например для автомобилестроения или пищевой промышленности. Но интеллектуальное производство — это не «Макдоналдс». Купить франшизу известного бренда в нашем случае — значит принять и другую философию образования, включающую иные методические стандарты, взгляды на учебный процесс, его участников, критерии качества... А это как раз то, к чему идешь годами, что считаешь «своим» делом и что невозможно поменять, как кредитную карточку или марку автомобиля. Да и прагматические аргументы очевидны: набравшая силу и стабильно развивающаяся собственная марка, растущая клиентская база, авторитет в профессиональном сообществе, свобода маневра оказываются гораздо прибыльнее, чем краткосрочная и рискованная выгода от покупки франшизы чужого бренда.
Демид Тишин: Франшиза — это, как правило, более комфортная жизнь: сферы ответственности разделены, бизнес-модель детально разработана, риски сведены к минимуму. Но для меня бизнес — это самовыражение, а выражать и себя, и кого-то другого одновременно — это уже раздвоение личности. Гораздо интереснее строить собственный бренд, самому развивать технологии, тем более что в России в переводческом мире полный кавардак: нет ни стандартов, ни лицензирования деятельности, ни сертификации переводчиков. А конкуренция между сильными брендами — только благо для рынка.
Вы один из двух равноправных соучредителей компании. Ваш партнер затевает с вами серьезный разговор и предлагает создать «запасной парашют» на случай, если государство после выборов пойдет по мобилизационному пути развития и начнет «затаскивать» сильные частные компании в создающуюся госкорпорацию. Вы и сами думали о том, чтобы вывести часть активов за рубеж. Но ваш партнер настаивает, что нужно распродавать все подчистую, а это означает конец ваших планов по созданию филиалов в ближайших городах. Как вы будете отстаивать вашу точку зрения?
Виталина Лехциер: Если разногласия сводятся к тому, что ваш партнер просто не видит перспектив дальнейшего развития компании, а для вас эти перспективы очевидны, тогда вы не должны удерживать его от возможности построить свое финансовое счастье в другом месте. Мы всегда найдем себе нишу, которую по определению не смогут занять образовательные госкорпорации в силу своей громоздкости, неповоротливости и коррумпированности. Частные образовательные компании не связаны по рукам и ногам госстандартами, они обладают большей гибкостью, возможностью создавать эксклюзивные программы, экспериментировать, реально учитывать потребности рынка, соответствовать международным критериям качества, в частности в преподавании иностранного языка. Но, понимая наши национальные особенности взаимоотношений государства и бизнеса, «запасной парашют» для более мягкого приземления на всякий «пожарно-административный» случай иметь нужно.
Демид Тишин: Создание сети офисов — это задача более масштабная, поэтому более ценная в плане личного опыта, чем создание какого-то нового проекта «с нуля», которое неизбежно при полной распродаже текущих активов. Кстати, у меня действительно есть партнер по бизнесу, мой старый друг. Но я с трудом представляю, чтобы он предлагал такие кардинальные меры, ведь у нас с ним общие ценности. Нам интереснее развивать имеющиеся активы, в первую очередь самые важные, нематериальные: отношения с партнерами и репутацию.
В родном городе вы считаетесь успешным бизнесменом, ваша компания генерирует стабильный free cash flow, который вас более чем устраивает. Вы дорожите своей размеренной, стабильной жизнью. Но ваш директор по маркетингу сеет в вас зерна сомнения, говоря, что благополучие бизнеса — мираж, оно исчезнет с приходом федералов. Он убеждает вас самому двигаться в регионы, стремясь стать федеральной компанией. Эта стратегия означает для вас конец спокойной жизни: нужно структурировать и масштабировать бизнес, находить ресурсы для развития (скорее всего, заемные). Вы понимаете, что не находите в себе энергии для всего этого. Что вы будете делать?
Виталина Лехциер: Прежде всего я выслушаю аргументы маркетологов. Очень важно отличить реальный прогноз, основанный на серьезных аналитических выкладках, от профессионального невроза, чувства вечного беспокойства, честно заработанного на полях конкурентной борьбы. Федералов мы не боимся: сфера образовательных услуг пока малопривлекательна для настоящей федеральной экспансии, и любая федеральная образовательная компания будет опираться на местные ресурсы, местные педагогические кадры, а здесь мы чувствуем себя, как рыба в воде. Доступ к современным и аутентичным методическим комплексам, технологиям и возможность приглашения носителей иностранного языка уже давно реальны и для регионов. Однако размеренность и стабильность любого бизнеса прямо пропорциональны постоянным инновациям и наращиванию ресурсов развития. Поэтому если директор по маркетингу меня убедит, то я сначала подумаю об открытии дополнительных филиалов нашего центра в родном городе.
Демид Тишин: Развитие в регионы — это сильное стратегическое решение. Оно связано с большими затратами сил, но по-другому и не бывает. Зато организация выходит на новый этап развития, меняется масштаб решаемых задач, а предприниматель получает новый опыт. В переводческом бизнесе филиалы или представительства в других городах — нормальная практика. К нам за услугами перевода не раз обращались компании из соседних областей — Оренбургской и Ульяновской. Это говорит о дефиците предложения. Думаю, что мы в первую очередь пойдем именно туда. Конечно, я не буду делать все сам. Найду толковых менеджеров, которые будут строить отделения в регионах, опираясь на наш опыт и технологии. На первых порах контролировать придется только лично, а в перспективе можно пригласить менеджера по региональному развитию.