Поединок лидеров в бизнесе - 03.03.2008
3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе Михаил Эльтерман директор ООО «Бюро бухгалтерского обслуживания» Олег Кокорев владелец агентства «Страховой сове
Михаил Эльтерман
директор ООО «Бюро бухгалтерского обслуживания»
Олег Кокорев
владелец агентства «Страховой советник Кокорев»
Олег Кокорев: Часто западные бизнес-гуру не имеют практического опыта в бизнесе: навыкам мотивации и работы с персоналом учат спортивные тренеры, менеджменту — специалисты по истории и Востоку. Подобные семинары повышают общий уровень культуры менеджеров, пробуждают амбиции и боевой дух, но не дают готовых управленческих решений.
По возвращении моего директора с обучения я бы с удовольствием услышал от него новые идеи, но постарался бы направить его энергию в более спокойное русло.
Я бы попросил от него детальный план как можно более постепенных нововведений с их обоснованием, в течение пары месяцев провел бы детальное обсуждение со средним менеджментом, уведомив о сущности проекта рядовых сотрудников. Неверно проводить крутые преобразования без понимания и поддержки коллектива. Директор должен увидеть оценку своего проекта со стороны, чтобы он мог адаптировать новые идеи к условиям предприятия.
В Японии любое изменение в структуре предприятия подвергается анализу с учетом мнений всех сотрудников вплоть до рядового рабочего. Недостаток — длительный период подготовки решений. Достоинства — не принимаются неправильные решения, а каждый сотрудник знает, что происходит, и ценит, что к нему прислушиваются.
Михаил Эльтерман: Я не только собственник, но и бизнес-тренер, проводящий и проходящий бизнес-семинары, и обязан быть в курсе веяний бизнес-мысли. Меня можно представить как в роли воодушевленного директора, так и в лице собственника.
Тот, кто легко воодушевляется новыми идеями, тем более глобальными, касающимися сразу всех сторон деятельности, часто плохо владеет технологиями внедрения этих идей. Этим и можно воспользоваться, предложив директору составить подробный план не на уровне общих слов: «разогнать», «сократить», «вывести», а на уровне мелких шагов с обоснованием и прогнозом последствий. В процессе такой работы ему удастся выделить главное из всего сонма идей.
Скорость увлечения пропорциональна скорости охлаждения. Поэтому я стараюсь не принимать глобальных решений «по свежим следам». Собираю дополнительную информацию по вопросу, изучаю другие мнения, вырабатываю свое. При этом убивается два зайца: проходит время, а также есть шанс принять серьезное решение не «с кондачка».
На ваш взгляд, ваш директор играет в популизм, закладывая в бюджет череду корпоративных праздников, которые давно никого не впечатляют. Потребовать от директора прекратить эту практику — значит создать ему ореол радетеля за права коллектива и подорвать ваш собственный авторитет. Оставить все как есть — да кто, в конце концов, хозяин в фирме?! Ваши действия?
Олег Кокорев: Авторитет директора, как и система мотивации персонала, строится не на корпоративных праздниках.
Бюджет от нерациональных гулянок можно направить на улучшение условий труда, технического и информационного обеспечения, на заключение договора добровольного медицинского страхования, пополнение премиального фонда.
Важно занимать открытую позицию перед коллективом. Из-за отсутствия корпоративных пьянок еще никто не увольнялся. А условия труда, дополнительная социальная защита и материальное стимулирование — определяющие факторы стабильной работы сотрудников.
Михаил Эльтерман: Поскольку я и директор, и владелец, то подобную проблему мне приходится решать с самим собой. От этого она не становится проще, потому что, с одной стороны, надо классовые противоречия сглаживать, с другой — субординацию поддерживать. Корпоративный праздник предполагает смену ролей: я наблюдал не раз, когда те, кто еще вчера вместе за пивом дружно обсуждали мировые проблемы, сегодня не могут без раздражения выслушать мнение другого по работе. Поэтому у нас в организации праздники редки: государственные поводы, а иногда просто решаем — пора!
Под увеличенный бюджет праздников нужен дополнительный источник доходов. Пусть директор составит бизнес-план, обоснует его, объяснит, каких целей он достигнет праздниками.
Персоналу всегда можно предложить альтернативу праздникам: именные вклады, абонементы на культ- и спортмероприятия, премию при условии достижения определенных показателей. В результате совмещения этих двух подходов директор перестанет с вами соревноваться в заботе о коллективе, а персонал оценит ваше отношение и изобретательность.
Вам предлагают купить франшизу известного бренда, который вы привыкли воспринимать как конкурента вашей собственной компании. Скорее всего, заработаете вы больше, чем на собственной торговой марке, к тому же есть возможность стать мастер-франчайзи, продавая заемный бренд дальше. Но тогда о лаврах «человека-бренда» придется забыть. Что вы предпочтете?
Олег Кокорев: Если норма прибыли при работе по франшизе выше, то надо начинать работать под заемным брендом и переориентировать на него клиентов. В отношении своей торговой марки возможны варианты в зависимости от ситуации: сохранение для оказания дополнительных услуг клиентам, перевод в другой сегмент рынка, продажа зарегистрированного торгового знака.
Я думаю, что форма «человека-бренда» приемлема в определенных видах бизнеса, но она оправданна, только если ее легче продвигать, чем другие варианты.
Михаил Эльтерман: Я сам более 10 лет франчайзи фирмы «1С». Мне трудно представить, что конкурирующий бренд может быть мне интересен, пока существует договор с «1С», даже при условии возможных дополнительных прибылей. Этому способствуют не только и даже не столько формальные ограничения, сколько неформальные отношения с организацией в целом и с конкретными людьми.
За годы работы сформировался мой имидж в глазах клиентов (да и в моих собственных), который трудно измерить деньгами, но он мне дорог. Все это не означает, что я не могу вступить в не конкурирующий, но параллельный бизнес. При определенных обстоятельствах я могу выйти из франчайзинговых отношений. Я — сторонник личностного подхода к бизнесу, подразумевающего ассоциацию бизнеса скорее с личностью, чем с брендом.