Поединок лидеров в бизнесе - 12.05.2008
3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе Виталий Дюндик генеральный директор компании Sabit Максим Шенцев генеральный директор компании «Лидер АйТи»
генеральный директор компании Sabit
генеральный директор компании «Лидер АйТи»
Виталий Дюндик: Однозначно предпочту не приобретать франшизу! Ведь в свою компанию я вкладываю в первую очередь душу. Франшиза — это не только торговая марка и возможность получать доход. Это стандарты, ограничения, отработанная система работы. Все это не позволит мне развивать бизнес так, как я считаю уместным. По сути, франшиза — это однозначное ограничение «сверху»: я вряд ли прыгну выше, чем позволит система. В моей работе мне нравится возможность для творчества — я читаю большое количество бизнес-литературы, получаю бизнес-образование. Соответственно, я могу беспрепятственно внедрять все то, что мне кажется правильным и полезным. Франшиза такой возможности лишит, «обрежет крылья», и останется только ходить — способность летать навсегда исчезнет.
Максим Шенцев: Все зависит от того, на каком этапе развития находится компания и какие стратегические цели ставит перед собой. Если компания активно развивается и в планы собственников не входит работа во франчайзинговой сети, то имеет смысл руководствоваться стратегической целью и не отвлекаться на мимолетные шансы заработать больше. Если же компания стагнирует и конкурентная среда достаточно агрессивна, что не позволяет рассчитывать в ближайшем будущем на хорошие экономические показатели, то стоит рассмотреть вариант франчайзинга — франчайзинговая сеть может существенно сократить операционные издержки, предоставить готовую модель бизнеса и, что не менее важно, готовый продукт. Мы развиваемся по обеим моделям. Так, франчайзинговая сеть компании «1С» дает нам возможность использовать все преимущества франчайзинга, но мы активно развиваем и собственный бренд. Это позволяет повысить лояльность покупателей и получить преимущества на рынке продаж программного обеспечения. В данном случае два больше одного — эти стратегии взаимно дополняют друг друга при грамотной расстановке акцентов.
2 Директор вернулся с семинара западного бизнес-гуру. Его словно подменили. Он предлагает разрушить те основы, на которых создавался ваш бизнес: закрыть собственное производство и перейти на аутсорсинг; разогнать отдел маркетинга, поскольку, по его убеждению, маркетингом должны заниматься все работники фронт-офиса; вывести обслуживающие подразделения в независимые бизнес-единицы. Вы понимаете, что логика в его предложениях есть, но радикальные преобразования уничтожат ваш бизнес, по крайней мере, в том виде, в каком вы его создали. Как вы поступите, чтобы использовать переполняющую директора энергию преобразований «в мирных целях» и в то же время не потерять его, ведь он настроен идти до конца?
Виталий Дюндик: Во-первых, дам ему время «остыть». Это очень важно. Во-вторых, мы детально проанализируем ситуацию и его предложения по изменениям. Я не люблю революций. На мой взгляд, это неправильный путь в бизнесе. Изменения должны быть поэтапными, если, конечно, бизнес не на грани развала и ему не требуются срочные радикальные меры. Я приветствую инициативу и желание расти. Поэтому мы составим план внедрения изменений и начнем претворять их поочередно в жизнь. Если все будет идти успешно, то пересмотрим график и ускоримся. Очень важным моментом внедрения изменений является качество их реализации. Идеи — прекрасно, но если их неумело внедрять, то они могут разорить компанию. Качественно реализовать сразу несколько идей вряд ли удастся, поэтому будем брать по одной-две, но доведем их до совершенства. В этом отношении мне очень нравится подход японцев «кайдзен» — вносим небольшие изменения, но делаем это систематично.
Максим Шенцев: Необходимо понимать, для чего тот или иной специалист посещает специализированные тренинги и семинары. Для меня приоритетные задачи — сформировать новое видение ситуации (а следовательно, и новые пути решения задач) и «зажечь» человека до уровня, когда он сможет применить и развить новый ресурс. Поэтому если кардинальных возражений против предлагаемых директором идей у собственников нет, то, на мой взгляд, было бы оптимально провести рабочий эксперимент, в рамках которого будет формироваться конкурентная структура, которая позволит в случае действительного успеха безболезненно перевести новые знания в опыт и повысить эффективность бизнеса. Однако важно заметить, что весь пыл сходит на нет примерно через две недели после тренинга, поэтому важно успеть в этот период получить результаты, которые позволят компании двигаться дальше.
3 На ваш взгляд, ваш директор играет в популизм, закладывая в бюджет череду корпоративных праздников, которые, как вам кажется, давно никого не впечатляют. Потребовать от директора прекратить эту практику — значит, создать ему ореол радетеля за права коллектива и подорвать ваш собственный авторитет. Оставить все как есть — да кто, в конце концов, хозяин в фирме?! Ваши действия?
Виталий Дюндик: Проблема — в праздниках, которые никого не впечатляют. Поэтому ставим задачу: делать праздники, которые будут впечатлять! Реализация таких мероприятий потребует больше денег и времени, а поскольку бюджет на праздники ограничен, то остается единственный выход — делать мероприятия редкими, но меткими. Если найдется путь делать их в том же количестве, но впечатляющими — я думаю, от этого выиграют все. А вообще, конечно же, сотрудникам необходимо отдыхать друг от друга, а не только от работы. Поэтому нужно нащупать эту тонкую грань и не переступать ее. Мне кажется, оптимальный вариант — проводить корпоративные мероприятия раз в квартал. А что касается «Кто хозяин в фирме?», то бить по столу абсолютно бессмысленно. Все должно решаться на уровне здравой логики, в противном случае можно существенно демотивировать директора и вообще его лишиться. Бизнес похож на игру в шахматы. Нужно спокойно и обстоятельно разложить ситуацию по полочкам, продумать ходы и уверенно и методично победить!
Максим Шенцев: В данной ситуации важно понять, что тактическим хозяином в фирме является действующий директор. И собственник, который непосредственно не участвует в оперативном руководстве и работе компании, не всегда может объективно оценить то, что необходимо компании в настоящий момент. Здесь важно прояснить ситуацию и обсудить спорные моменты. Наверняка можно заменить данные мероприятия другими с аналогичными целями, но не вызывающими у собственника такого отторжения, например, заменить праздник корпоративным тренингом. Другой вариант — использовать эту ситуацию как игру в «плохого/хорошего полицейского». В конце концов, не все же в компании должны быть добрыми и пушистыми — будет, чем мотивировать персонал в случае необходимости.