Подписаться
Курс ЦБ на 23.01
98,28
103,24

Пошли по закромам

Кризис резко уменьшил доходы жителей Самары, а вместе с ними— и поступления в городской бюджет. Компенсировать эти потери мэрия пытается за счет ужесточения сборов имущественного и земельного нал

Кризис резко уменьшил доходы жителей Самары, а вместе с ними— и поступления в городской бюджет. Компенсировать эти потери мэрия пытается за счет ужесточения сборов имущественного и земельного налогов.
28 мая Самарская городская дума приняла поправки в закон о муниципальном бюджете, сократив его расходную часть на 1,666 млрд рублей (10,8%). Произошло это после того, как мэрия Самары проанализировала доходы за первый квартал 2009 г. По словам первого заместителя главы города Владимира Братчикова, за этот период бюджет не получил порядка 600 млн рублей планируемого дохода. И хотя первое полугодие мэрия закончила с оптимистичным взглядом в будущее (сбор налогов в первом полугодии близок к плановому показателю), эксперты все-таки не исключают, что еще до конца года городской бюджет может быть секвестрирован во второй раз.
 
Граждане заплатят меньше

В 2008 г. в бюджет Самары поступило 14,17 млрд рублей. Львиную долю составил налог на доходы физических лиц— 6,4 млрд рублей, или 55,5% от всех поступлений. За аренду либо передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества муниципалитет получил 1,7 млрд рублей (14,7%). Чуть меньше принес земельный налог— 1,48 млрд (12,8%).
В прошлом году поступления НДФЛ в бюджет Самары увеличились на 9%— благодаря увеличению реальных доходов населения и активизации городских властей в борьбе с зарплатой «в конвертах», отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Если в 2007 г. среднемесячная зарплата по городу, по данным отдела государственной статистики, составляла 14 219 рублей, то за январь-ноябрь 2008-го— 17 144 рублей.
По сравнению с первым полугодием прошлого года поступления от НДФЛ пока снизились всего на 2,3%. Однако в мэрии ожидают ухудшения сборов до конца года: по прогнозам чиновников, в 2009 г. граждане заплатят в муниципальный бюджет на 1,1 млрд рублей (или на 14,2%) меньше, чем планировалось в конце прошлого года, когда тенденции сокращения зарплат и высвобождения работников стали уже реальностью экономики.

На фоне роста безработицы смысла в активизации сбора этого налога не видят ни в мэрии, ни в экспертных организациях. В условиях кризисах властям по объективным причинам трудно повлиять на уровень доходов жителей Самары. Кроме того, хотя борьба с «серыми схемами» в последние годы была достаточно активной, полностью искоренить практику выплаты зарплат «в конвертах» не удалось, а кризис может спровоцировать бизнес вновь вернуться к этим схемам. «Муниципальные власти никак не могут повлиять на этот процесс, так как бизнес им не подчиняется,— поясняет заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Михаил Матвеев.— Здесь должны сказать свое слово правоохранительные и налоговые органы». 
 
Недвижимость должна работать
  
Сейчас у городских властей нет источников быстрого пополнения доходной части бюджета, констатирует исполнительный директор Гильдии самарских финансистов Дмитрий Яковенко. Если раньше муниципалитеты могли вводить свои местные налоги, то сегодня они этой возможности лишены. И директор крупного завода, который может принести в бюджет в виде налогов большой доход, при возникновении у него проблем будет решать их не в приемной мэра, а на областном или федеральном уровне. «Потому что у любого муниципального образования нет существенного рычага влияния на экономическую ситуацию»,— поясняет г-н Яковенко. С этим согласны все аналитики, утверждая, что секвестр городского бюджета никак серьезным образом не скажется на деловой активности предпринимателей города. Самара могла бы увеличить поступления в бюджет за счет земельного налога. До сих пор для города была характерна его низкая собираемость. Тольятти, который меньше областного центра, тем не менее получает прибыли от этого вида налога в большем объеме, чем Самара, обращает внимание Михаил Матвеев. Причина, по мнению депутата,— в недостаточной активности налоговых органов по выявлению неплательщиков налога или просто в банальной коррупции. Эксперт также акцентирует внимание на проблеме «недоимок», которая напрямую сказывается на пополнении доходной части бюджета. ОАО «Моторостроитель» по состоянию на конец 2008 г. недоплатило в совокупности в местные бюджеты порядка 1,2 млрд, ОАО «СНТК им. Кузнецова»— 214 млн имущественного налога.

Между тем администрация Самары недавно нашла свой вариант повышения налоговых сборов. Чиновники выяснили, что на территории города возведено порядка 16-20 тысяч объектов недвижимости (прежде всего жилые дома), сведения о которых отсутствуют в государственных реестрах и налоговых органах. По словам главы Самары Виктора Тархова, если бы эти дома-призраки были поставлены на учет, то бюджет мог бы рассчитывать по крайней мере еще на 200 млн рублей.
У мэра есть образец для подражания: опыт постановки таких зданий на учет имеется в Чувашской республике. Там в этом году смогли выявить и поставить на учет более 13 тысяч земельных участков и 25 тысяч строений. Причем далеко не всегда владельцы недвижимости делали это добровольно. Виктору Тархову добиваться увеличения налогооблагаемой базы, скорее всего, придется с большими проблемами. По его словам, налоговая служба относится к имущественному налогу «с традиционным безразличием». В управлении Росрегистрации, откуда должны поступать данные об имуществе граждан, сообщили, что «регистрация носит заявительный характер», так что проблема, которую поднимает Виктор Тархов, не совсем к их ведомству.
Тем временем Виктор Тархов предпринял попытку включить в источники поступления налогов муниципальные здания, в которых сегодня находятся федеральные органы власти. До сих пор эти помещения они занимали на безвозмездной основе. Летом первый иск был подан к управлению судебных приставов. Разбирательство только началось.

 
На ЖКХ сэкономили больше всего

Пока власти ищут дополнительные источники дохода, город должен затягивать пояса. Сэкономить решено прежде всего на ЖКХ (минус 830 млн рублей, или 15,5%). Решение основано на концепции постепенного перехода от бюджетного дотирования услуг ЖКХ к оплате их в полном объеме населением и другими потребителями. В рамках реформы в 2007 г. муниципальный жилой фонд перешел в ведение частных управляющих компаний. Тем не менее, отмечает Михаил Матвеев, «большая часть капитального ремонта проводилась не за счет управляющих компаний, а за счет муниципального бюджета, тем самым в обществе снималась степень социальной напряженности. Сейчас размеры выделяемых средств на благоустройство и ремонт сократились в несколько раз, многие обещания муниципалитета останутся невыполнимыми, что, конечно, усилит недовольство горожан».
Мэрия также значительно сократила расходы на развитие городского пассажирского транспорта (-100%), дошкольного и дополнительного образования (-85%), повышение безопасности дорожного движения, отказалась от первоначального уровня затрат на развитие сферы ритуальных услуг и захоронений, а также от помощи бомжам. Экономия сказалась и на муниципальных заказах: в стоимостном выражении они уменьшились на 63%. В то же время, отмечают в мэрии, участники тендеров стали чаще снижать цены на свои услуги: если раньше итоговая сумма контракта отличалась от первоначальной в среднем на 6,2%, то теперь— на 11,9%. 

Секвестра лучше избежать 

Оценивая перспективы исполнения бюджета и возможность осеннего секвестрирования, эксперты говорят, что такой вариант возможен, но необходимо постараться его избежать. «Я не думаю, что дополнительное значимое секвестрирование бюджета Самары является необходимым с точки зрения среднесрочного периода,— говорит Александр Осин.— Однако в более длительной перспективе, предположим, 2-3 лет, текущее ускорение процесса заимствований города на фоне ожидаемого сравнительно медленного восстановления российского, мирового промышленного сектора создает риски заметного ухудшения кредитного качества его муниципального долга, указанного в рамках общероссийской тенденции».

«Если дополнительного урезания расходов не произойдет, то можно сказать, что мэрия Самары хорошо поработала над корректировкой бюджета»,— говорит председатель комитета по бюджету и налогам Самарской городской думы Михаил Куцев. Хотя в августе в мэрии Самары началась работа по оптимизации бюджета. Возможно, чиновники вновь сократят расходы на ЖКХ, а также на собственный пиар.
 
Мэрия просит деньги у банков под все более высокие проценты 

Предусмотренная мэрией Самары на 2009 г. долговая нагрузка составляет 2,5 млрд рублей. Хотя администрация кредитуется в банках не первый год, у экспертов начинает вызывать опасения резкий рост процентных ставок. В 2007 г. ставка кредитования составила 8%, в конкурсе участвовало пять банков. Спустя два года конкурсная комиссия вынуждена была признать конкурсы несостоявшимися— банки просто не пожелали кредитоваться под 12%. В результате мэрии пришлось согласиться с кредитными линиями под 18% годовых.
«Администрация Самары является приемлемым заемщиком для банков,— отмечает заместитель председателя правления ОАО «Первый Объединенный Банк» Денис Хадеев (этот банк входит в число основных кредиторов мэрии).— Сегодня нельзя говорить о том, что Самара требует для себя каких-то особых условий, например, заниженный процент годовых. Условия кредита на последних аукционах были вполне рыночными, под 18% годовых. Не могу сказать, что за право кредитовать мэрию между банками шла жесткая конкурентная борьба, но тем не менее банки проявляют интерес к этой теме».

По данным УК «Финам» с учетом результатов последнего июньского аукциона по привлечению кредитных средств, муниципалитет уже может пользоваться 11 кредитными линиями общим объемом 1 млрд 600 млн рублей. «Таким образом, мэрия практически полностью покрывает бюджетный дефицит, который после майского секвестрирования был несколько уменьшен»,— замечает Александр Осин.
 

Доходы физлиц падают

на 14%

сократятся поступления по налогу на доходы физических лиц до конца 2009г. (согласно прогнозу)

1,1 млрд руб.

потеряет город на НДФЛ

Источник: администрацияг. о. Самара.

С налогоплательщиков стали собирать больше штрафов

Динамика изменений в структуре доходовг. о. Самара
в 2008 и 2009 гг.

Источник доходов

 

Изменение объемов поступлений

 

Реализация имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

 

‑ 319,9 млн рублей

 

‑ 96,4%

 

Арендная плата либо иная плата за передачу в возмездное пользование муниципального имущества

 

‑ 245,9 млн рублей

 

‑ 30,5%

 

Налог на доходы физических лиц

 

‑ 64,7 млн рублей

 

‑ 2,3%

 

Земельный налог

 

‑ 13,9 млн рублей

 

‑ 1, 9%

 

Продажа земельных участков

 

‑ 7,0 млн рублей

 

‑ 5,9%

 

Налог на имущество физических лиц

 

+ 0,5 млн рублей

 

+3,5%

 

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 

+ 9,7 млн рублей

 

+ 3,2%

 

Штрафы

 

+9,7 млн рублей

 

+10,1%

 

 


Источник: администрацияг. о. Самара.

Затраты на транспорт обнулили

Динамика изменений бюджетных ассигнований на городские целевые программы после секвестра городского бюджета в мае 2009г. (выборочно)

Наименование целевых программг. о. Самара

 

до внесения изменений в бюджет,
тыс. рублей

 

после внесения изменений в бюджет, тыс.

 

Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2009‑2011гг.

 

180 600

 

175 600

 

Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях на 2009‑1010гг.

 

157 387

 

25 000

 

Развитие городского пассажирского транспорта вг. о. Самара

 

152 035

 

0

 

«Светлый город»

 

150 410

 

107 210

 

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003‑2010гг.

 

146 600

 

185 101

 

Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения на 2009‑2025гг.

 

120 000

 

76 500

 

Развитие муниципального лифтового хозяйства на 2008‑2012гг.

 

107 480

 

52 140

 

«Дети Самары»

 

105 683

 

78 547

 

Жилье работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры и иных муниципальных учреждений бюджетной сферы на 2004‑2013гг.

 

73 000

 

73 000

 

Улучшение репродуктивного здоровья населения на 2008‑2012гг.

 

60 581

 

45 181

 

Помощь жителям без определенного места жительства и занятий на 2008‑2011гг.

 

17 336

 

3 645

 

 

Источник: администрацияг. о. Самара. 
Самое читаемое
  • В Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыбВ Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыб
  • Екатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправленияЕкатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправления
  • Стало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах РоссииСтало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах России
  • Как таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублейКак таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.