Пошли по закромам
Кризис резко уменьшил доходы жителей Самары, а вместе с ними— и поступления в городской бюджет. Компенсировать эти потери мэрия пытается за счет ужесточения сборов имущественного и земельного нал
В 2008 г. в бюджет Самары поступило 14,17 млрд рублей. Львиную долю составил налог на доходы физических лиц— 6,4 млрд рублей, или 55,5% от всех поступлений. За аренду либо передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества муниципалитет получил 1,7 млрд рублей (14,7%). Чуть меньше принес земельный налог— 1,48 млрд (12,8%).
В прошлом году поступления НДФЛ в бюджет Самары увеличились на 9%— благодаря увеличению реальных доходов населения и активизации городских властей в борьбе с зарплатой «в конвертах», отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Если в 2007 г. среднемесячная зарплата по городу, по данным отдела государственной статистики, составляла 14 219 рублей, то за январь-ноябрь 2008-го— 17 144 рублей.
По сравнению с первым полугодием прошлого года поступления от НДФЛ пока снизились всего на 2,3%. Однако в мэрии ожидают ухудшения сборов до конца года: по прогнозам чиновников, в 2009 г. граждане заплатят в муниципальный бюджет на 1,1 млрд рублей (или на 14,2%) меньше, чем планировалось в конце прошлого года, когда тенденции сокращения зарплат и высвобождения работников стали уже реальностью экономики.
Между тем администрация Самары недавно нашла свой вариант повышения налоговых сборов. Чиновники выяснили, что на территории города возведено порядка 16-20 тысяч объектов недвижимости (прежде всего жилые дома), сведения о которых отсутствуют в государственных реестрах и налоговых органах. По словам главы Самары Виктора Тархова, если бы эти дома-призраки были поставлены на учет, то бюджет мог бы рассчитывать по крайней мере еще на 200 млн рублей.
У мэра есть образец для подражания: опыт постановки таких зданий на учет имеется в Чувашской республике. Там в этом году смогли выявить и поставить на учет более 13 тысяч земельных участков и 25 тысяч строений. Причем далеко не всегда владельцы недвижимости делали это добровольно. Виктору Тархову добиваться увеличения налогооблагаемой базы, скорее всего, придется с большими проблемами. По его словам, налоговая служба относится к имущественному налогу «с традиционным безразличием». В управлении Росрегистрации, откуда должны поступать данные об имуществе граждан, сообщили, что «регистрация носит заявительный характер», так что проблема, которую поднимает Виктор Тархов, не совсем к их ведомству.
Тем временем Виктор Тархов предпринял попытку включить в источники поступления налогов муниципальные здания, в которых сегодня находятся федеральные органы власти. До сих пор эти помещения они занимали на безвозмездной основе. Летом первый иск был подан к управлению судебных приставов. Разбирательство только началось.
Пока власти ищут дополнительные источники дохода, город должен затягивать пояса. Сэкономить решено прежде всего на ЖКХ (минус 830 млн рублей, или 15,5%). Решение основано на концепции постепенного перехода от бюджетного дотирования услуг ЖКХ к оплате их в полном объеме населением и другими потребителями. В рамках реформы в 2007 г. муниципальный жилой фонд перешел в ведение частных управляющих компаний. Тем не менее, отмечает Михаил Матвеев, «большая часть капитального ремонта проводилась не за счет управляющих компаний, а за счет муниципального бюджета, тем самым в обществе снималась степень социальной напряженности. Сейчас размеры выделяемых средств на благоустройство и ремонт сократились в несколько раз, многие обещания муниципалитета останутся невыполнимыми, что, конечно, усилит недовольство горожан».
Мэрия также значительно сократила расходы на развитие городского пассажирского транспорта (-100%), дошкольного и дополнительного образования (-85%), повышение безопасности дорожного движения, отказалась от первоначального уровня затрат на развитие сферы ритуальных услуг и захоронений, а также от помощи бомжам. Экономия сказалась и на муниципальных заказах: в стоимостном выражении они уменьшились на 63%. В то же время, отмечают в мэрии, участники тендеров стали чаще снижать цены на свои услуги: если раньше итоговая сумма контракта отличалась от первоначальной в среднем на 6,2%, то теперь— на 11,9%.
Оценивая перспективы исполнения бюджета и возможность осеннего секвестрирования, эксперты говорят, что такой вариант возможен, но необходимо постараться его избежать. «Я не думаю, что дополнительное значимое секвестрирование бюджета Самары является необходимым с точки зрения среднесрочного периода,— говорит Александр Осин.— Однако в более длительной перспективе, предположим, 2-3 лет, текущее ускорение процесса заимствований города на фоне ожидаемого сравнительно медленного восстановления российского, мирового промышленного сектора создает риски заметного ухудшения кредитного качества его муниципального долга, указанного в рамках общероссийской тенденции».
Предусмотренная мэрией Самары на 2009 г. долговая нагрузка составляет 2,5 млрд рублей. Хотя администрация кредитуется в банках не первый год, у экспертов начинает вызывать опасения резкий рост процентных ставок. В 2007 г. ставка кредитования составила 8%, в конкурсе участвовало пять банков. Спустя два года конкурсная комиссия вынуждена была признать конкурсы несостоявшимися— банки просто не пожелали кредитоваться под 12%. В результате мэрии пришлось согласиться с кредитными линиями под 18% годовых.
«Администрация Самары является приемлемым заемщиком для банков,— отмечает заместитель председателя правления ОАО «Первый Объединенный Банк» Денис Хадеев (этот банк входит в число основных кредиторов мэрии).— Сегодня нельзя говорить о том, что Самара требует для себя каких-то особых условий, например, заниженный процент годовых. Условия кредита на последних аукционах были вполне рыночными, под 18% годовых. Не могу сказать, что за право кредитовать мэрию между банками шла жесткая конкурентная борьба, но тем не менее банки проявляют интерес к этой теме».
Доходы физлиц падают
на 14%
сократятся поступления по налогу на доходы физических лиц до конца 2009 г. (согласно прогнозу)
1,1 млрд руб.
потеряет город на НДФЛ
Источник: администрация г. о. Самара.
С налогоплательщиков стали собирать больше штрафов
Динамика изменений в структуре доходов г. о. Самара
в 2008 и 2009 гг.
Источник доходов
|
Изменение объемов поступлений
| |
Реализация имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
|
‑ 319,9 млн рублей
|
‑ 96,4%
|
Арендная плата либо иная плата за передачу в возмездное пользование муниципального имущества
|
‑ 245,9 млн рублей
|
‑ 30,5%
|
Налог на доходы физических лиц
|
‑ 64,7 млн рублей
|
‑ 2,3%
|
Земельный налог
|
‑ 13,9 млн рублей
|
‑ 1, 9%
|
Продажа земельных участков
|
‑ 7,0 млн рублей
|
‑ 5,9%
|
Налог на имущество физических лиц
|
+ 0,5 млн рублей
|
+3,5%
|
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
|
+ 9,7 млн рублей
|
+ 3,2%
|
Штрафы
|
+9,7 млн рублей
|
+10,1%
|
Источник: администрация г. о. Самара.
Затраты на транспорт обнулили
Динамика изменений бюджетных ассигнований на городские целевые программы после секвестра городского бюджета в мае 2009 г. (выборочно)
Наименование целевых программ г. о. Самара
|
до внесения изменений в бюджет,
|
после внесения изменений в бюджет, тыс.
|
Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2009‑2011 гг.
|
180 600
|
175 600
|
Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях на 2009‑1010 гг.
|
157 387
|
25 000
|
Развитие городского пассажирского транспорта в г. о. Самара
|
152 035
|
0
|
«Светлый город»
|
150 410
|
107 210
|
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003‑2010 гг.
|
146 600
|
185 101
|
Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения на 2009‑2025 гг.
|
120 000
|
76 500
|
Развитие муниципального лифтового хозяйства на 2008‑2012 гг.
|
107 480
|
52 140
|
«Дети Самары»
|
105 683
|
78 547
|
Жилье работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры и иных муниципальных учреждений бюджетной сферы на 2004‑2013 гг.
|
73 000
|
73 000
|
Улучшение репродуктивного здоровья населения на 2008‑2012 гг.
|
60 581
|
45 181
|
Помощь жителям без определенного места жительства и занятий на 2008‑2011 гг.
|
17 336
|
3 645
|
Источник: администрация г. о. Самара.