Поставщики спецавтотехники поставят на прибыльность
Сегодня на рынке продаж коммерческого транспорта наблюдается тенденция к сокращению объемов реализации отечественных машин и, как следствие, к росту продаж более дорогой иностранной техники из Евро
Алексей Волков
технический директор ООО «Фирма «Гуд-Лак»
Евгения Долгополова
старший менеджер самарского представительства ЛК «Медведь»
Олег Дружинин
коммерческий директор самарского филиала ГК «Русбизнесавто»
Алексей Камышанский
менеджер отдела маркетинга ООО «Трак Центр Самара»
Максим Моисеев
директор самарского филиала ЛК Europlan
Игорь Николаев
директор автосалона VICauto
Борис Пригожин
генеральный директор ЛК «Волгопромлизинг»
Александр Санососюк
заместитель директора ООО «МЕГАТРАНС»
Можно ли говорить о росте продаж дорогой техники?
Как поставщики европейской и азиатской грузовой и специальной техники привлекают клиентов?
При этом аналитики рынка выделяют четкую тенденцию увеличения продаж техники импортного производства. В течение 2004-2006 гг. объем импорта грузовых машин вырос практически на 80%, в то время как отечественное производство увеличилось за этот же период только на 22,9%. При этом высокий спрос на иностранную грузовую технику сохраняется и сегодня. По мнению экспертов, этот факт свидетельствует о явных предпочтениях потребителей в пользу приобретения машин зарубежных брендов, по сравнению с более дешевыми отечественными аналогами. Такая же тенденция наблюдается и в сегменте продаж строительной техники, где иностранные, особенно китайские, машины практически полностью вытеснили российскую технику.
Как замечают местные игроки рынка продаж грузовой и строительной техники, сегодня в Самаре растут продажи более дорогих машин европейских, корейских и японских брендов. «В целом, ситуация схожа с рынком продаж легковых автомобилей, — считает коммерческий директор самарского филиала ГК «Русбизнесавто» Олег Дружинин, — сокращение парка отечественных, во многом уже морально и физически устаревших, машин и заполнение существующего на рынке спроса качественной, но часто более дорогостоящей иностранной техникой».
Как правило, техника европейских, корейских, японских и североамериканских производителей примерно на 60-80% дороже российских аналогов. Техника КНР по стоимости либо равна, либо меньше на 5-15% отечественной. Например, 20-тонный самосвал КамАЗ стоит около 60 тыс. евро, 15-тонный — около 56-57 тыс. евро, самый дешевый тягач — 40 тыс. евро. По словам менеджера отдела маркетинга ООО «Трак Центр Самара» (поставщика немецких большегрузных грузовиков МАН) Алексея Камышанского, стоимость немецкого тягача грузоподъемностью 20 т составит около 120 тыс. евро. Олег Дружинин выделяет два ценовых сегмента на рынке продаж грузовой и строительной техники. Первый — машины широкого спроса, он поддерживается благодаря их относительно низкой стоимости. Прежде всего, это находящиеся в одной ценовой категории российская и китайская техника. Второй — машины европейских, корейских, японских и североамериканских производителей. «В этих двух сегментах можно проводить сравнение цен, — замечает г-н Дружинин. — Например, при одинаковом функционале японский погрузчик Komatsu будет стоить в два-три раза дороже, чем аналогичный китайский или российский».
Тем не менее многие эксперты не склонны применять сравнительные оценки по принципу «дорого-дешево» к этому рынку. «Строительная техника по определению не может быть дешевой, — замечает технический директор ООО «Фирма «Гуд-Лак» Алексей Волков. — Здесь цена не является главным определяющим фактором в принятии решения о приобретении той или иной марки машины. Все зависит от задач, стоящих перед потребителем этой техники». Как замечает заместитель директора ООО «МЕГАТРАНС» Александр Санососюк, клиенты стремятся приобретать технику в первую очередь по оптимальному соотношению цены и качества, причем в большинстве случаев под это соотношение хорошо подходит китайская либо корейская техника.
По словам многих экспертов, коммерческая техника сегодня продается в основном по принципу конструктора. В салонах и на складах техника представлена в неполной комплектации, и уже под индивидуальные требования отдельного клиента «добираются» все необходимые составляющие, например, кузов требуемого размера, кран-манипулятор или рефрижераторная установка. В результате стоимость машины одной марки может существенно колебаться, в зависимости от технических особенностей и требований заказчика.
По мнению многих экспертов, спрос в Самаре на дорогую спецавтотехнику различного назначения вырос по сравнению с началом года примерно на 10%. Участники рынка связывают этот факт с увеличением объемов строительства, который сегодня наблюдается в регионе. При этом многие поставщики техники считают, что местный строительный рынок по уровню технического оснащения все еще отстает от строительного рынка Москвы и некоторых других городов. В частности, Александр Санососюк замечает, что, к сожалению, в Самаре строится еще очень мало монолитных зданий с применением последних разработок строительной техники — автобетононасосов и распределительных стрел. Мачтовые строительные подъемники также пока не нашли широкого распространения. По его оценкам, в Самаре наибольшим спросом традиционно пользуются самосвалы и другая грузовая техника, следом по популярности идут фронтальные погрузчики и экскаваторы. «На долю этих видов техники приходится до 70-80% продаж», — заключает эксперт.
Но главной причиной роста продаж дорогостоящей грузовой и строительной техники эксперты называют фактор ее рентабельности и технической надежности. В сумме они нивелируют первоначальную высокую стоимость машин в представлении потребителей. Поэтому примерами расчетов экономической эффективности активно пользуются дилеры в маркетинговом продвижении предлагаемой техники. «Главное предназначение коммерческих машин — приносить прибыль, — говорит Алексей Волков. — С этой точки зрения, например, российские грузовые автомобили полностью проигрывают иностранцам». Алексей Камышанский приводит следующие данные: многие организации после нескольких лет эксплуатации большегрузной техники, как правило, стремятся ее продать и купить новую. Таким образом, решающее значение приобретает фактор остаточной стоимости техники после 3-4 лет эксплуатации. У европейских большегрузных тягачей этот показатель составляет порядка 60%, у отечественных аналогов — только 30%. По статистике, в течение года КамАЗ в среднем находится 43 рабочих дня в парке на техническом обслуживании, европейские тягачи — только 4 дня. «Плюс ко всему, безусловным фактором, оказывающим влияние на приобретение европейских тягачей, составляет расход топлива на километр пути. В этом отношении «европейцы» почти в два раза экономичнее российских машин», — заключает г-н Камышанский.
С подобной точкой зрения согласно большинство экспертов. В частности, директор автосалона VICauto (продажа подержанных американских тягачей «Фредлайнер») Игорь Николаев отмечает, что большинству клиентов уже давно не надо приводить подобные расчеты: «Как правило, к нам приходят люди подготовленные, которые четко понимают, какую технику они хотят приобрести. Покупка коммерческого транспорта начинается с расчетов. Потребитель знает, что ему выгодно. А мы только удовлетворяем существующий спрос на подобную технику». По замечанию директора самарского филиала ЛК Europlan Максима Моисеева, клиент подходит к вопросу о стоимости техники как к любому другому инвестиционному проекту, то есть определяя необходимые затраты и планируемые результаты. «Цифры говорят сами за себя. Для больших объемов строительных работ, которые требуется выполнить в сжатые сроки, необходимо иметь в наличии высокопроизводительную технику, которая не ломается. Как правило, это более дорогостоящая импортная техника», — заключает эксперт.
По оценке Олега Дружинина, дорогую спецтехнику приобретают крупные предприятия, у которых есть «длинные» деньги и возможность инвестирования их в покупку техники. «Срок окупаемости такой техники выше, чем у дешевых ее аналогов, — рассуждает г-н Дружинин, — но в конечном итоге она и прибыли принесет больше, так как и срок службы такой техники больше».
Г-н Дружинин обращает внимание еще на одну общую тенденцию рынка продаж грузовиков — увеличение спроса на крупнотоннажный транспорт: «Коммерческий автомобиль должен зарабатывать деньги, то есть перевозить максимальное количество груза за минимальные сроки. Три рейса машины грузоподъемностью 15 т в сумме практически равны двум рейсам машины грузоподъемностью 20 т. Соответственно, экономически выгоднее приобрести машину в 20 т, несмотря на то что ее стоимость при продаже существенно выше, чем у «пятнадцатитонника». Но в этом случае она быстрее окупается и приносит больше прибыли».
По мнению участников рынка, еще одним стимулом в приобретении дорогой техники является известность бренда. Например, грузовые автомобили МАН и Mercedes сходны по всем своим техническим характеристикам, но стоимость последнего несколько выше только за счет более «раскрученного» имени.
К реализации дорогой техники активно подключаются лизинговые компании, которым более выгодно работать с ликвидной дорогостоящей техникой. Эксперты отмечают значительное распространение за последнее несколько лет различных финансовых схем, прежде всего лизинга и банковского кредита. По оценке старшего менеджера самарского представительства ЛК «Медведь» Евгении Долгополовой, сегодня в Самаре работает порядка тридцати различных лизинговых компаний, которые осуществляют финансовые операции, связанные с реализацией различных видов спецавтотехники. И сейчас в этой отрасли наблюдается высокий уровень конкуренции. «Как правило, сегодня любой поставщик специальной техники сотрудничает с нескольким лизинговыми компаниями и предоставляет своему клиенту право выбора по своему усмотрению», — говорит Максим Моисеев.
«Могу отметить, что примерно в течение двух лет мы работаем в основном с техникой китайского или европейского производства, которая пользуется большей популярностью, чем более дешевая российская. Хотя «китайцы» по стоимости и сравнимы с российскими аналогами, но они пока не могут дотянуться по качеству к американским или японским машинам», — замечает Евгения Долгополова.
Большинство лизинговых компаний разработало особые VIP-предложения для клиентов, которые покупают дорогую технику. Например, в ЛК «Медведь» сообщили, что при заявке на покупку техники свыше 30-40 млн руб. для клиента действуют особые условия лизингового договора. Об индивидуальном подходе к клиенту, который приобретает большой объем спецтехники, заявили и другие лизинговые компании. При этом генеральный директор ЛК «Волгопромлизинг» Борис Пригожин отмечает, что существенным недостатком в схеме реализации дорогой техники является большой срок ожидания приобретенных машин. В среднем сроки поставки техники от поставщика к клиенту у разных компаний составляют от нескольких недель до нескольких месяцев.
Все участники рынка прогнозируют продолжение роста продаж спецтехники. «Город развивается, увеличиваются масштабы строительства, соответственно, ожидается спрос и на иностранную дорогую технику», — говорит Игорь Николаев. По мнению Бориса Пригожина, рост объемов реализации качественной зарубежной техники — это закономерное развитие рынка. «В России просто нет производств, которые способны на равных конкурировать с иностранной техникой. Поэтому для решения насущных задач строители просто вынуждены обращаться к поставщикам иностранных машин, потому что им просто нет альтернативы», — замечает эксперт.
Олег Дружинин в ближайшее время прогнозирует рост продаж автобусов в связи с муниципальной и областной программой по сокращению числа «Газелей» и увеличению общественного транспорта большей вместимости. Поэтому самарский филиала «Русбизнесавто» увеличивает свой парк автобусов на складе с 10 моделей городских и междугородных автобусов HIGER до 50-70 единиц.
Однако Алексей Камышанский обращает внимание на постоянно усиливающуюся конкуренцию со стороны китайских производителей. «Безусловно, влияние «китайцев» на самарский рынок будет только увеличиваться, и уже через несколько лет они могут серьезно потеснить позиции европейских поставщиков техники», — прогнозирует эксперт. По словам г-на Камышанского, в его компании активно готовятся к будущим «войнам за потребителя» и уже сейчас предпринимают ряд упреждающих шагов. В частности, в этом году ООО «Автопилот» расширяет свою складскую программу, начиная предоставлять потребителям помимо крупнотоннажной техники еще и коммерческий транспорт меньшей грузоподъемности. В будущем компания планирует продавать не только грузовики МАН, но и строительную технику одноименной марки.
Алексей Волков: «Строительная техника по определению не может быть дешевой».
детали
За два года импорт грузовых машин вырос на 80%
Годовой объем рынка продаж большегрузных автомобилей оценивается в 200-300 млрд руб.
Ежегодно в России реализуется около 100 тыс. грузовиков различных классов.
В течение 2004-2006 гг. объем импорта грузовых машин вырос практически на 80%.
Отечественное производство увеличилось за этот же период только на 22,9%.
Источник: restko.ru.