Праздничное агентство приносит 108 тыс. руб. в месяц
Открывать праздничное агентство сегодня выгодно — порог вхождения на рынок низкий, финансовых рисков практически никаких, а окупить фирму при удачном начале работы, даже в период финансового кр
Праздничный бизнес остается прибыльным: спрос на услуги только растет из года в год: все больше компаний проводят корпоративные праздники, и все чаще частные клиенты организацию праздников заказывают в профессиональных компаниях. Спрос рождает предложение, и сегодня на самарском рынке работает более 100 праздничных агентств различной величины. Крупнейшие игроки рынка — «Арлекино», «Парад», «Русская филармония», «Слон». Ежегодно на рынке появляется от 10 новых игроков, и это неудивительно: обороты рынка за последние несколько лет выросли вдвое. Говорить о планах на будущий год игрокам не позволяет кризис: в условиях нехватки средств многие компании отказываются от проведения праздников, объем заказов в предновогодний период в этом году пока составляет всего 70% от прошлогоднего.
Порог вхождения на рынок организации праздников достаточно низкий: зачастую, чтобы создать праздничное агентство, не нужно тратиться даже на офис, а команда исполнителей набирается под конкретный заказ. Это, по словам экспертов, создает неразбериху на рынке. Небольшие праздничные агентства часто просто перепродают услуги более крупных компаний, не предлагая новой оригинальной услуги. Однако, как замечает генеральный директор «Арлекино» Дмитрий Беляков, сегодня ситуация немного меняется: заказчик становится более разборчивым и предпочитает компании с наработанным портфолио, широким спектром услуг, большими техническими возможностями. «Многие агентства, которые появляются на рынке стремятся предложить громадное количество услуг, и клиенту сложно разобраться, какой организации отдать предпочтение. Но сегодня заказчик скорее придет в компанию, которая может предложить собственный комплекс услуг», — добавляет он.
Более жесткой стала конкуренция, и новому праздничному агентству, чтобы закрепиться на рынке и найти клиентов, приходится вводить оригинальные услуги, придумывать «изюминки», чтобы выделиться на общем фоне. Для новых игроков одним из главных способов закрепиться на рынке становится поиск собственной ниши, подсказывает директор праздничного агентства «Арт-Пикник» Дарья Богданова. Это может быть либо специализация на одном направлении, либо вложение средств в эксклюзивное оборудование, оформление. По словам г-жи Богдановой, последний вариант не очень распространен, поскольку сегодня самарские агентства не стремятся тратить средства на этапе start-up.
Совет от праздничного агентства «Арт-Пикник»:
«Выходя на рынок, лучше выбрать себе нишу, в которой в дальнейшем будет интересно развиваться и искать клиентов. Делать клоны уже существующих на рынке агентств сегодня не имеет смысла».
Но, несмотря на эти трудности, новые агентства на рынке все же появляются, и эксперты считают, что создать успешную фирму сегодня все же возможно. Ставку стоит сделать на корпоративные мероприятия и свадьбы — эти направления самые доходные.
В ответе на вопрос, нужен ли праздничному агентству офис, мнения экспертов расходятся. У многих игроков рынка его нет и после полугода-года работы. Это позволяет существенно сократить расходы, однако, по мнению Дмитрия Белякова, грозит потерей клиента еще до его появления. Особенно это касается серьезных корпоративных потребителей, которые не будут работать с «подозрительной» компанией без офиса и юридического лица. Для начинающей фирмы достаточно небольшого помещения, 10-15 кв. м, с телефоном и компьютером с выходом в интернет. Затраты на аренду в этом случае составят около 8 тыс. руб. в месяц при самых выгодных арендных ставках. К ним прибавится стоимость компьютера, принтера, факса и телефона — около 30 тыс. руб. Следующим шагом будет приобретение демонстрационного стенда — телевизора, DVD-проигрывателя, чтобы показывать клиентам портфолио — проведенные мероприятия.
Как отмечают эксперты, нелишним будет потратиться на ремонт помещения, оформление его в соответствии с выбранным родом деятельности, ведь если клиент, придя в праздничное агентство, увидит голые стены, безликую мебель, то вряд ли он проникнется доверием к подобной организации.
Совет от компании «Арлекино»:
«Не пожалейте денег на то, чтобы снять и обставить офис: это привлекает крупных клиентов, говорит о серьезности намерений компании и планах успешной работы. Так найти постоянных партнеров будет гораздо легче».
Кто будет работать?
Количество штатных сотрудников зависит от величины компании, объема предлагаемых услуг и предполагаемого дохода. В целом же эксперты советуют новому агентству определиться, в каких направлениях оно будет работать самостоятельно, а какие услуги отдавать на субподряд — справиться одновременно с большим количеством направлений новому игроку практически невозможно. Организовывать мероприятия «под ключ» могут позволить себе только крупные компании, со сформировавшимся пулом постоянных клиентов, обладающие высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, с надежными партнерами, отмечает Дмитрий Беляков.
Дарья Богданова говорит, что в штате начинающей организации должно работать минимум два человека — соучредители, в начале работы они будут все успевать сами, потом, по мере раскрутки агентства, к ним добавятся офисные работники: бухгалтер, менеджер по поиску клиентов, а затем event-менеджер, оформители. Именно так начинала работать компания «Арт-Пикник». Дмитрий Беляков рассказывает, что у истоков «Арлекино» стояло всего четыре человека. На первых порах всю работу лучше делать самим учредителям — это позволит сэкономить средства и лично установить связи с будущими важными клиентами. Часть работ приходится отдавать на аутсорсинг: искать организаторов транспортной доставки, сотрудничать с рекламными агентствами, владельцами залов, фирмами-оформителями. С одной стороны, подобная система дает возможность снизить риски — в этом случае финансовые вложения самой компании минимальны.
Однако при работе по субподряду невозможно гарантировать качественное проведение мероприятий, так как найти достойных подрядчиков на каждый заказ сложно. В пиковые периоды, например в новогодние праздники, трудно найти достаточное количество подрядчиков, а наценка на их услуги превышает 10-15%, соответственно, агентство получает минимальную прибыль.
Эксперты советуют новичкам, получив первую прибыль, как можно скорее обзаводиться необходимым оборудованием, штатом, для того чтобы самостоятельно оказывать максимальное количество услуг. Директор праздничного агентства «Слон» Ольга Ненашева говорит, что в первую очередь в штате необходим человек, который займется поиском клиентов — менеджер по продажам с наработанной клиентской базой. Труд менеджеров по продажам оплачивают сдельно: оклад 5-10 тыс. руб. плюс 5-10% от дохода или 2-5% от оборота. Также эксперты рекомендуют взять в штат оформителя. Его зарплата тоже сдельная, обычно это оклад 5 тыс. руб. плюс до 30% от стоимости заказа. В среднем специалист получает в месяц 15-20 тыс. руб. Причем, как отмечают игроки рынка, взяв оформителя в штат, можно предлагать аутсорсинг его услуг.
Ведущих и артистов в штат чаще всего не берут: у каждой фирмы есть своя база данных этих специалистов. Чаще всего расценки одинаковы у всех игроков, рассказывает Дарья Богданова: «Наш шоу-бизнес не так развит, как в Москве, и список людей, которых можно пригласить на праздники, не слишком обширен». Гонорары шоуменов различны — от 3-5 тыс. до 50-60 тыс. руб. за вечер. Заработок диджея зависит от масштаба мероприятия, на стандартной свадьбе его работа обойдется в 5-7 тыс. руб.
Узнать об артистах, ведущих, диджеях, найти их, прочитать отзывы новые агентства могут на интернет-сайтах: «Праздник63.Ру», «Свадьба в Самаре». Эксперты советуют тщательно проверять артистов, общаться с директорами других агентств, ведь нередки ситуации, когда «звезда» может отказаться от работы буквально за несколько дней из-за того, что где-то ей предложили больший гонорар, а виноватой в срыве праздника окажется фирма, которая его организует.
Сразу обзаводиться большим количеством оборудования эксперты новым компаниям не советуют. Но чтобы приобрести необходимый минимум оборудования, важно знать, в какой нише будет работать фирма. Расширять производственную базу лучше по мере увеличения количества заказов. Чаще всего компании сразу приобретают комплект музыкальной аппаратуры, иногда праздничное агентство организуется на базе компании, которая владеет звуковым оборудованием. Минимальная стоимость комплекта (колонки, усилитель, микшерский пульт, микрофон, светомузыка) — около 100 тыс. руб. Чтобы проводить презентации на выезде, организации нужен ноутбук, он потребуется также и для работы диджеев и event-менеджеров. Для оформителя нужно купить баллон с гелием — 5,2 тыс. руб., каждая заправка которого (примерно раз в два месяца) обойдется в 1,7 тыс. руб. Кроме того, у компании будут расходы, непосредственно связанные с нишей, которую она избрала.
Дарья Богданова вспоминает: «Мы начинали работу и позиционировались как агентство тематических праздников. И мы не могли найти достаточного количества партнеров, которые могли бы нам выдавать необходимый антураж напрокат. Поэтому нам пришлось закупать собственные костюмы, необходимый реквизит».
По мере расширения агентству придется докупать оборудование, обзаводиться собственной производственной базой. Дмитрий Беляков: «Ключевой персонал нашей компании работает с 1996 г. Первыми работами стали проекты в клубах города, рекламные акции, детские и корпоративные праздники. В 2004 г. была организована компания под брендом «Арлекино». Через полгода открылось направление кейтеринга, и была получена лицензия на туристическую деятельность. Естественно, развитие требовало инвестиций: мы открыли собственное производство, приобрели туристический автобус, парк выездных аттракционов. Праздничному агентству необходимо постоянно развиваться, чтобы завоевывать и удивлять своих клиентов».
Эксперты отмечают, что в целом от 5 до 10% от первоначальных затрат может пойти на докупку оборудования и развитие услуг. Оригинальные предложения требуют более крупных вложений. Например, на покупку надувных аттракционов «Арлекино» потратило около 1 млн руб.
Для нового агентства самое сложное — найти клиентов. «Серьезные корпоративные заказчики смотрят и оценивают портфолио», — говорит Дарья Богданова. Чтобы наработать портфель заказов, новичкам приходится демпинговать и работать за комиссию меньше среднерыночных 10-15%.
Кроме того, сегодня новым игрокам приходится серьезно тратиться на рекламу: из-за усилившейся конкуренции за последние 2 года рекламные бюджеты праздничных агентств выросли в 1,5 раза. «Раньше клиенту приходилось выбирать между 2-3 фирмами, сейчас — между 5-6», — дополняет г-жа Богданова.
Самыми приемлемыми методами продвижения для нового праздничного агентства Дмитрий Беляков считает расклейку объявлений, организацию доставки визиток и проспектов потенциальным заказчикам. Также эффективен прямой обзвон потенциальных заказчиков. Многие компании готовятся к праздникам заранее: партнеров для проведения новогодних торжеств нередко ищут уже в августе.
Эксперты считают, что полезно размещать информацию о себе на специализированных самарских сайтах, где также находятся объявления от всех субподрядчиков: оформителей, фотостудий.
Новой компании важно попасть в струю: например, активно поработав в новогодние праздники, она найдет себе клиентов, готовых сотрудничать с ней в дальнейшем, отмечает Ольга Ненашева. Организация новогодних торжеств — одна из самых доходных статей для праздничных агентств.
Бизнес праздничных компаний — сезонный. Пик спроса на основные заказы приходится на лето и на декабрь. Свадьбы проводятся в большинстве своем летом и в сентябре, основной объем корпоративов — это предновогодний период, поэтому новую компанию лучше открывать весной — молодой компании легче получить заказы со стороны частных клиентов (на проведение свадеб), чем от организаций.
Период окупаемости праздничного агентства составляет 1-3 года и зависит от первоначальных вложений. В первый квартал новый игрок способен проводить по 2 мероприятия (стоимостью около 40 тыс. руб.) в месяц (свадьбы и средние корпоративные праздники обходятся примерно одинаково). В следующем квартале можно рассчитывать на рост потока заказов и цен — по 3 праздника в месяц с бюджетом в 70 тыс. руб. Цены на услуги фирмы растут с ее опытом и количеством рекомендаций. Среднерыночный процент, который компании берут за свои услуги, составляет 10%. Кроме того, клиент оплачивает смету расходов. И здесь прибыль агентства зависит от того, делает оно все самостоятельно либо привлекает субподрядчиков, которым также придется платить.
рынок
Конкуренция
Более 100 праздничных компаний
Лидеры: «Арлекино», «Парад», «Русская филармония»
Рынок вырос в 2 раза с 2006 г.
Деньги
Цены на услуги праздничной фирмы
1
|
Ведущий
|
3000‑50 000 руб. за вечер
|
2
|
Шоу‑программа
|
3000‑25 000 руб. за вечер
|
3
|
Оформление автомобилей
|
от 800 руб.
|
4
|
Оформление банкетного зала
|
от 3000 руб.
|
5
|
Работа диджея
|
от 3000 руб.
|
6
|
Услуги фотографа
|
7000 руб.
|
7
|
Услуги видеооператора + монтаж (запись на DVD)
|
от 8000 руб.
|
Бонус для Деда Мороза
Сколько зарабатывает Дед Мороз
ДОХОД
ДОХОД |
150 000 руб.*
|
Время заработка
|
20.12 — 14.01
|
Стоимость одного поздравления (час)
|
1500‑2000 руб.
|
В день
|
max 5 поздравлений
|
Расходы
Расходы |
25 500 руб.
|
Реклама (расклейка на столбах, рассылка, сайты)
|
4000
|
Инвентарь, костюмы
|
10 000
|
Бензин
|
5500
|
Непредвиденные расходы
|
5000
|
Сотовая связь
|
1000
|
Итого доход Деда Мороза
|
124 500
|
На чужих ошибках
Дмитрий Беляков
генеральный директор «Арлекино»:
директор праздничного агентства «Арт-Пикник»:
«Конечно, проблемы возникают разные, одна из них — то, что начинающее агентство ничего не знает о людях, с которыми ему приходится работать: ведущие, артисты, диджеи. Мы в самом начале столкнулись с непорядочностью партнеров. Нанимаемые артисты подводили нас, переходили к другим заказчикам или просто в итоге делали совсем не то, что обговаривалось с самого начала. Мой совет — не стоит стесняться и беречь время, с каждым из нанимаемых шоуменов лучше встретиться, поговорить, самому посмотреть в глаза каждому — что за человек перед вами, насколько он адекватен, побеседовать с коллегами. Это очень важно — ведь за срыв мероприятия несет ответственность компания-организатор, а с непроверенными людьми лучше не работать».
итоги
Цена входного билета
Расчет для праздничной компании, в которой работают менеджер по продажам, диджей, водитель с собственным автомобилем и оформитель. Ведущих и артистов привлекают по подряду на каждый заказ. Через полгода работы компания проводит по четыре мероприятия в месяц стоимостью 70 тыс. руб. каждое.
Единовременные расходы на открытие
Статья
|
Сумма, руб.
|
Оформление юридического лица |
1000
|
Оргтехника |
30 000
|
Видеокамера
|
20 000
|
Гелиевый баллон |
5200
|
Музыкальное оборудование
|
100 000
|
Ноутбук |
20 000
|
Сайт |
5000
|
Итого единовременные расходы |
181 200
|
Сколько приносит праздничная компания в месяц
Статья
|
Сумма, руб. |
Доход |
300 000
|
Постоянные расходы |
26 000
|
в том числе: | |
поддержка сайта |
7000
|
аренда |
8000
|
реклама |
6000
|
бухгалтерское сопровождение |
5000
|
Переменные расходы |
166 000
|
в том числе: | |
зарплата менеджера |
20 000
|
оплата услуг ведущего |
60 000
|
оформителя |
15 000
|
зарплата диджея |
20 000
|
расходные материалы |
5000
|
зарплата артистов |
32 000
|
непредвиденные расходы (5%) |
14 000
|
Итого расходы |
192 000
|
Прибыль |
|
Рентабельность |
56%
|
Порог вхождения 373 200 руб.
(окупаемость — 18 мес.)
bonus
Направления для дальнейшего развития
Оптимальный путь развития компании, по мнению экспертов, — расширение штата и количества оказываемых услуг, комплексность работ. Собственные специалисты позволят увеличить количество проводимых праздников. Один из способов привлечь клиентов — это предложить оригинальное, эксклюзивное развлечение, атрибутику: аттракцион, новых кукол, уникальную программу. Для всего этого необходимы крупные вложения, однако, выделившись среди других игроков, компания сразу заработает много новых клиентов.