«Премиум» в Самаре продают по знакомству
Рынок товаров и услуг класса «премиум» достиг рубежа в своем развитии: в маркетинге на первый план по значимости выходят формат, позиционирование компании и другие бизнес-технологии. По оценкам экс
эксперты
Ирина Ананьева
директор «Lunettes-Оптика»
Алексей Борисов
владелец бутиков «Аляска»
Андрей Кичатов
директор маркетингового агентства SIMS-Group
Борис Мазур
советник президента Ассоциации региональных банков России, доктор философских наук, профессор
Геннадий Полищук
директор салона домашних кинотеатров «Альтернатива»
Михаил Расторгин
гендиректор рекламно-информационного холдинга «Абсолют»
Эллина Рубан
директор «Рациональ-бюро»
Дарья Сиротина
директор магазина одежды Marc OPolo
Анастасия Челюкова
директор по стратегическому планированию коммуникационной группы Petra
Михаил Шкребтий
генеральный директор интерьерной компании «Новый город»
Какие сегменты рынка престижных товаров растут быстрее всего?
Какими средствами компании повышают качество обслуживания клиентов?
Большинство самарских компаний «премиум»-класса построены по классической модели. Местные бизнесмены продвигают бизнес с помощью личных связей и идеи элитарности. К примеру, владелец бутиков «Арт», Lanvin и Joy Александр Решетов знает почти всех своих VIP-клиентов в лицо, сам часто находится в магазине и подсказывает, какую одежду выбрать. Влияние первого лица компании на ее успешность подчеркнул и владелец бутиков «Аляска» Алексей Борисов: «Постоянные звонки девочек-продавцов на мобильный телефон только раздражают. Другое дело когда звонит знакомый владелец бизнеса».
На более конкурентном рынке роль личности директора снижается. По словам главы российского представительства фонда Trout & Partners Алексея Сухенко, в Москве «премиум»-участники вынуждены использовать все больше маркетинговых технологий, чтобы выжить. «Одной только эмоциональной рекомендации уже недостаточно, чтобы привлечь клиентов. Нужно рациональное объяснение, почему в магазине А покупать вещи лучше, чем в магазине Б. Это вынуждает вендоров и дистрибуторов изобретать специфическое позиционирование для своих продуктов и бутиков. Например, в обуви Geox «ноги дышат», а Zara привозит только последние коллекции разных брендов», заявил Алексей Сухенко. В Самаре, по словам гендиректора РИХ «Абсолют» Михаила Расторгина, четко форматируют торговлю только федеральные компании, политику которых задает вендор. Алексей Борисов полагает, что в ближайшие 2-3 года лишь немногие компании введут специфическое позиционирование, так как в этом нет нужды слишком малое число бутиков пересекается по брендам.
Основными конкурентами местных бутиков Алексей Борисов считает магазины в Европе и США значительная часть самарской элиты предпочитает делать покупки за рубежом. «Из-за этого спрос на «премиум» слишком низкий и специализированные магазины вынуждены «накручивать» цены иногда до 300%, чтобы работать стабильно», продолжает Михаил Шкребтий, гендиректор компании «Новый город», предлагающей интерьерные решения. По его мнению, «премиумом» выгоднее торговать, опираясь на стабильный бизнес в среднем классе, где сейчас наибольший рост продаж. Как считает Анастасия Челюкова, директор по стратегическому планированию коммуникационной группы Petra, элитные вещи все равно проигрывают в популярности престижному среднему классу, поэтому развиваться только в сегменте «премиум» рискованно. «Выживают компании, которые могут застраховаться с помощью более доступных товаров», отмечает г-жа Челюкова. Как правило, в Самаре для «страховки» совмещают различные предложения в одном магазине или бренде. Более «продвинутый» вариант создание отдельных заведений и брендов для широкого круга клиентов и VIP-аудитории. В Самаре есть такие примеры: Григорий Скворцов с партнером создали 2 разные компании Поволжский ковровый центр и «Империал-Стиль», чтобы торговать импортными коврами фабричного производства и авторскими коврами. Другой пример компания «Lunettes-Оптика», открывшая 4 салона очков, из которых 1 ориентирован на VIP-покупателей, а 3 оставшихся на все слои населения.
Опрошенные «ДК» эксперты отмечают, что продажи в среднем классе сейчас идут большими объемами и растут быстрее, чем в «премиуме». Например, в структуре продаж офисной мебели компании «Соло» средние предложения (2,8-6,2 тыс. евро за комплект) составляют около 60%, а первый класс (до 22 тыс. евро) только 16-18%. Директор «Рациональ-бюро» Эллина Рубан объясняет это ростом доходов населения. Так, по данным Госстатистики, с сентября 2005 г. по сентябрь 2006 г. доходы жителей области выросли в среднем на 27%. Налоговая инспекция сообщает примерно о четырехкратном увеличении числа людей, декларировавших более одного млн руб. годового дохода за период 2003-2005 г.
Проблема в продаже товаров и услуг «премиум», ориентированных на средний класс, в их меньшей раскрученности на федеральном уровне по сравнению с их «премиум»-аналогами. По словам директора магазина одежды Marc OPolo Дарьи Сиротиной, велик риск, что товар не найдет своего покупателя: «Без больших рекламных затрат вывести на рынок малознакомые бренды одежды, аксессуаров и косметики вряд ли удастся». Попытки же организовать должное рекламное сопровождение ведут к проблемам чем элитнее аудитория, тем труднее получить к ней доступ через традиционные каналы продвижения. Директор маркетингового агентства SIMS-Group Андрей Кичатов считает, что для «премиума» лучше всего подходят event-маркетинг (шоу и вечеринки) и product placement (скрытая реклама в фильмах и книгах) они интересны и ненавязчивы. Но пока эти формы продвижения в Самаре широкого распространения не получили.
Опрошенные «ДК» эксперты сходятся во мнении, что конкуренция между компаниями «премиум»-сегмента будет подталкивать их к увеличению качества сервиса. Основное препятствие для этого кадровый дефицит, отмечает директор «Lunettes-Оптика» Ирина Ананьева. По ее словам, в Самаре не хватает преподавателей и тренинговых центров для подготовки продавцов. Фирмы, обучающие «сейлзов», делают это внутри своей компании или отправляют сотрудников за рубеж. К примеру, «Рациональ-бюро» посылает продавцов к своему вендору Siemens в Австрию, по словам Эллины Рубан, там их обучают приемам вежливости и прививают вкус к хорошей жизни.
Чтобы увеличить качество обслуживания и поддержать отношения с клиентами, многие компании внедряют системы CRM и создают базы данных потенциальных покупателей. Их применяют как для продаж приглашений посмотреть на новинки, так и для сервиса, например обзвона клиентов подразделениями техподдержки. Компании, где подобные решения уже внедрены, обмениваются базами с партнерами, что, по мнению Ирины Ананьевой, позволяет создать канал для контакта с труднодоступной целевой аудиторией. Эксперты полагают, что именно такой прямой и малозатратный способ контакта с «премиум»-аудиторией будет доминантным методом продвижения. Директор по производству «Принт-Медиа» Алексей Володин: «В самарском «премиуме» низкий уровень доходности, поэтому участники предпочитают не сильно вкладываться в рекламу».
Еще одна тенденция на рынке появление доступной информации о товарах и услугах в Интернете, что повышает грамотность потребителей. Директор «Альтернативы» Геннадий Полищук отмечает, что при покупке домашнего кинотеатра клиенты уже ориентируются не на его цену или престижность, а на функциональность, и при необходимости покупают технику по частям на протяжении года и более. По словам Алексея Борисова, это стимулирует бизнес к расширению ассортимента.
Эксперты сходятся во мнении, что спрос на товары и услуги класса «премиум» будет расти по мере увеличения доходов населения. Но, по словам Михаила Шкребтия, чтобы потенциальные потребители «мидл»-класса активнее покупали, нужно снизить цены до общеевропейского уровня. Иначе и средний класс найдет время для заграничного шоппинга. Как отмечает Алексей Борисов, в зависимом от мировых вендоров бизнесе это уже произошло крупные производители устанавливают единые цены на продукцию для всех дистрибуторов. В России дополнительная наценка появляется за счет экспортных пошлин и составляет лишь 10-15%.
мнение
«Выгоднее и приятнее поехать за границу к производителю»
Борис Мазур
советник пре-зидента Ассо-циации региональных банков России, доктор философских наук, профессор
Вещи, окружающие обеспеченного человека, должны соответствовать его уровню жизни, поэтому для любого товара или услуги класса «премиум» важна репутационная составляющая. Известной и популярной марке не надо бежать навстречу потребителю, навязывая себя через рекламу или пиар-акции.
В Самаре практика эффективно торговать «премиумом» не всегда складывается удачно. Предложение товаров для обеспеченных людей зачастую превышает спрос, что компенсируется за счет высоких цен. Порой, чем покупать на углу «Ивановской и Петровской», гораздо выгоднее и приятнее поехать за границу. Приобретая товары высочайшего качества в полтора-два раза дешевле, на разницу в затратах можно еще и отдохнуть и получить приятные впечатления от путешествия.