Провайдеры загрузили сети «тяжелым контентом»
2007 г. стал этапным в деятельности интернет-компаний. Операторы развернули ценовую борьбу за широкополосный доступ в интернет, стараясь компенсировать значительные издержки комплексными услугами.
эксперты
Игорь Бородулин
президент «Самтелеком»
Валерий Гользицкий
генеральный директор ОАО «Телекоммуникационные сети» (ТМ Telenet)
Андрей Иванов
директор по продажам самарской компании ЗАО «Компания «ЭР-Телеком»
Елена Крылова
аналитик iKS-Сonsulting
Артур Лактюхин
генеральный директор Поволжского филиала ОАО Effortel
Дмитрий Приданов
коммерческий директор ООО «Самара-Интернет»
Елена Саяпина
аналитик ACM-consulting
Александр Сергиенко
генеральный директор компании «АИСТ»
Никита Синяев
руководитель макрорегиона «Поволжье», директор филиала ОАО «Арктел» в Самаре
Александр Шуголь
аналитик Json & Partners
В каком направлении развиваются местные операторы связи?
Чего можно ожидать от 2008 г. операторам и абонентам?
Поданным аналитика iKS-Consulting Елены Крыловой, на начало 2007 г. года объем рынка широкополосного доступа в Самарской области составлял $16 млн (совокупная выручка операторов в месяц), а, по прогнозам, к концу года объем рынка увеличится в 2 раза и составит не менее $32 млн. По мнению аналитика, такой рост обеспечила активная экспансия компании «ЭР-Телеком» и расширение абонентской базы «ВолгаТелеком», которую г-жа Крылова объясняет потребностью их многочисленых пользователей в широкополосном доступе. На данный момент этими компаниями охвачена значительная часть домохозяйств Самары, а другие игроки увеличивают долю за счет интернетизации новостроек.
В 2007 г. развитие получил основной тренд рынка — снижение тарифов на доступ в интернет для конечных пользователей. Операторы неоднократно объявляли об изменении тарифной политики. Не менее двух раз понижались расценки крупнейшего игрока «ВолгаТелеком», ответные шаги предприняли и другие операторы рынка: «Самтелеком», «ЭР-Телеком», «Крафт-С», «Самара-Интернет» и «Самара Телеком». В начале апреля «Самара Телеком» (дочерняя структура телекоммуникационной компании Golden Telekom) запустил новую линейку тарифов постоянного доступа к сети интернет, некоторые из которых предлагают 1 Мб трафика за 23 коп.
Руководитель макрорегиона «Поволжье», директор филиала ОАО «Арктел» в Самаре Никита Синяев считает понижение стоимости услуг одной из основных тенденций на телекоммуникационном рынке.
Аналитики объясняют снижение цен на услуги желанием нарастить клиентскую базу. По мнению аналитика Json & Partners Александра Шуголя, большая клиентская база делает компанию наиболее привлекательной для инвестиций, в том числе и при продаже бизнеса.
Операторы готовятся компенсировать падение цен на интернет комплексными предложениями услуг и таким образом поднять доход с абонентов на основе имеющейся сети. По мнению экспертов, можно говорить о том, что в уходящем году началось формирование рынка услуг Triple Play в Самаре. Елена Крылова отмечает, что операторы, независимо от того, чем они традиционно занимались — телефонией или кабельным телевидением, — уже дополнили свой пакет услуг широкополосным доступом и теперь будут продолжать вводить новые услуги, пока не получат полный пакет, или Triple Play. «Если основной услугой было кабельное телевидение, то операторы будут работать над включением в пакет услуг телефонии, а в случае если компания исторически занималась телефонией, то она будет развивать услуги цифрового телевидения», — пояснила аналитик. По ее мнению, полный пакет услуг позволит повысить лояльность абонентов, что, в свою очередь, в ближайшие годы будет играть главную роль в конкуренции.
Летом телефонная компания и интернет-провайдер «Самтелеком» объявили о запуске в коммерческую эксплуатацию услуг IP-телевидения, дополнив свой пакет услуг до Triple Play. Общие инвестиции компании в этот проект составили примерно 5 млн евро. «ЭР-Телеком» в ноябре этого года вывел на рынок телефонию под брендом «Горсвязь», тоже получив пакет из трех услуг. Директор по продажам компании ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» Андрей Иванов объяснил, что основная цель введения телефонии — это получение дополнительного дохода на базе уже существующей сети. По его словам, введение новой услуги не потребовало значительных инвестиций. Его слова подтверждают и аналитики: по мнению Елены Саяпиной из ACM-consulting, затраты на введение телефонии теряются на фоне расходов на строительство общегородской сети. Свои результаты по продвижению этой услуги в компании комментировать отказались, сославшись на коммерческую тайну. Но один из сотрудников на условиях анонимности пояснил, что первые полученные 512 телефонных номеров были проданы еще в ноябре и сейчас идет процесс получения следующих полутора тысяч телефонных номеров. По его словам, этот ресурс планируется освоить за 2 месяца.
Представители обеих компаний объяснили введение новых услуг на базе своих сетей желанием увеличить доходы со своих абонентов. Президент «Самтелекома» Игорь Бородулин: «Мы хотим предоставлять полный пакет услуг, что позволит повысить доходы от абонентов и более эффективно эксплуатировать свою сеть». Андрей Иванов: «У нас есть замечательная сеть высокой пропускной способности, и наша компания стремится эксплуатировать ее как можно эффективнее и получать большие доходы».
Впрочем, часть операторов от развития до Triple Play отказалась. Например, генеральный директор ОАО «Телекоммуникационные сети» (ТМ Telenet) Валерий Гользицкий не счел нужным заниматься телефонией. «В Самаре давно работают традиционные операторы телефонной связи, и вступать в конкуренцию с ними не имеет смысла. По-моему, лучше сосредоточиться на повышении качества предоставляемых услуг», — пояснил г-н Гользицкий.
На фоне падения клиентских цен компании увеличивают свою маржу, снижая издержки на закупку магистрального трафика или безлимитного канала. По данным участников рынка, сейчас она составляет около 40% клиентских цен на доступ в интернет. В этом году наиболее серьезные изменения ценовой политики магистральных провайдеров произошли в апреле, когда компания Golden Telecom дотянула до Самары оптоволоконную сеть из Москвы и стала третьим магистральным провайдером города с собственной сетью. «Самара-Транстелеком» отреагировал на приход конкурента, сбросив цены на трафик для некоторых клиентов на 20%. Приход следующего оператора, «Старт Телеком», таких изменений на рынке не вызвал. И провайдеры задумались об альтернативных способах удешевления магистрального трафика.
Коммерческий директор ООО «Самара-Интернет» Дмитрий Приданов объяснил, что затраты на услуги магистральных провайдеров можно снизить, переместив трафик-генераторы в регион, то есть разместив постоянно обновляемые копии самых популярных московских и зарубежных сайтов на серверах, физически расположенных в Самаре. Для этого требуется площадка с большими мощностями по хранению данных, подключенная к сети интернет максимально быстрым каналом. Сейчас такие площадки — дата-центры в Самаре отсутствуют.
«В том числе и по этой причине наша компания задумалась о создании собственного дата-центра», — пояснил Дмитрий Приданов. Он отметил, что подобные планы есть и у других компаний — в частности, «АИСТ» готовится запустить свой дата-центр уже в I квартале следующего года, в течение 2008 г. свой дата-центр в рамках программы «40х40» запустит в Самаре Synterra. «Сейчас мы находимся на этапе технического проектирования и планируем запустить проект в III квартале следующего года», — рассказал Дмитрий Приданов. По его словам, к тому времени уже будут видны результаты работы «АИСТа», и «Самара-Интернет» сможет скорректировать свой проект. «К сожалению, мы не выступим новаторами в этой области, но войдем на этот рынок одними из первых», — заметил коммерческий директор ООО «Самара-Интернет». Эксперт считает, что создание дата-центра позволит компании снизить издержки на услуги магистральных провайдеров и повысить качество сервиса, что, в свою очередь, положительно скажется на лояльности абонентов: «Как известно, скорость доступа к местным ресурсам выше». Дмитрий Приданов пояснил, что похожие цели преследуют и другие компании. Можно отметить, что в дата-центре компания Synterra планирует разместить такой гигантский контент-провайдер, как Яndex. По мнению аналитика iKS-Consulting Елены Крыловой, размещение трафик-генераторов в регионах в первую очередь отразится на стоимости доступа к интернету как для провайдеров, так и для конечных пользователей. «В свою очередь, создатели дата-центров смогут получать дополнительные доходы от услуг размещения и обслуживания клиентского оборудования», — пояснила она. В «Самара-Интернет» отметили, что рассчитывают на доходы от аутсорсинга, размещения и обслуживания физических и виртуальных серверов клиентов в дата-центре.
Дата-центры интересны еще и тем, что смогут разгрузить магистральные каналы операторов, использующих безлимитные тарифы. В последнее время растет популярность «тяжелого контента» — скачивания видео, музыки, крупных файлов. Активные пользователи стали потреблять больше, постоянно загружая линии связи до Москвы и подчас снижая ширину канала, доступного другим клиентам. Но при этом больше платить не начинают. Когда самый популярный «тяжелый» контент будет размещен на городских серверах, операторы смогут частично решить эту проблему.
В этом году в Самаре произошло два поглощения — покупка Wi-Fi-оператора «Полярная Звезда» компанией «АИСТ» (принадлежит американскому фонду RPM II) и покупка бельгийским оператором Effortel самарской сети кабельного телевидения «Пятый путь».
Как пояснил генеральный директор компании «АИСТ» Александр Сергиенко, основной причиной приобретения Wi-Fi-оператора послужила возможность быстро развиваться в Самаре, не вкладываясь в прокладку сети. «АИСТу» «Полярная звезда» в первую очередь была интересна тем, что ее ресурсы позволяют без проблем предоставлять интернет-доступ в любой точке Самары и ее окрестностях. В результате приобретения возможности по наращиванию клиентской базы «АИСТа» существенно возросли», — пояснил он. По данным участников рынка, компания сейчас работает по концепции FTTH в Октябрьском районе Самары. Участники самарского рынка считают, что, хотя рынок и нельзя назвать освоенным, основные сливки с него уже сняты — в районе присутствует большое количество других операторов. Генеральный директор Поволжского филиала ОАО Effortel Артур Лактюхин пояснил, что сделка была завершена 1 октября этого года, и рассказал о ближайших планах в отношении приобретенного актива: «Компания «Пятый путь» остается на сегодня самостоятельной бизнес-единицей, работающей под собственным брендом»
Аналитики считают, что в будущем году рынок Самары ждет развитие тенденции поглощений крупными операторами небольших компаний. Уже сейчас известно о переговорах компаний «Самтелеком» и «Комстар ОТС» о возможном слиянии. На данный момент вопрос не решен, и стороны категорически отказываются от комментариев. В филиале одного из федеральных провайдеров сообщили, что к ним обращались по крайней мере 5 самарских предпринимателей, готовых продать собственный бизнес.
Некоторые эксперты считают, что в будущем году приватизация государственного холдинга «Связьинвест», в который входит ОАО «ВолгаТелеком», может оказать отрицательное влияние на стоимость самарских компаний. Аналитик Json & Partners Александр Шуголь с этим категорически не согласен, он полагает, что тенденция к покупке небольших местных операторов сохранится в любом случае: «По моему мнению, любое решение вопроса о приватизации «Связьинвеста» не повлияет на тенденцию поглощения в телекоммуникационном бизнесе. Если компанию продадут, то на других региональных операторах это напрямую не отразится. Регион может этого даже не заметить, так как «ВолгаТелеком» продолжит свою деятельность, предположительно даже не изменив юридического лица и бренда. При том, что «Связьинвест» будет приобретен одной из крупных телекоммуникационных компаний, на рынке останутся и другие «хищники».
Кроме того, эксперты полагают, что в 2008 г. получат развитие и остальные важные тенденции рынка: снижение цен на трафик, повышение качества доступа в интернет, в том числе и за счет использования местных дата-центров. По мнению директора по продажам самарской компании ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» Андрея Иванова, провайдеры продолжат загружать свои сети цифровым контентом и введут услуги цифрового и кабельного телевидения.
детали
Цифровое телевидение (IP-TV) позволит заработать на рекламе интернет-порталов
Пакеты услуг, которые получает пользователь цифрового телевидения, включают как набор каналов, так и допуслуги, среди которых выделяется «Видео по запросу» — платный доступ к фильмотеке. К примеру, «Самтелеком» сейчас разрабатывает услугу «Виртуальный видеомагнитофон», которая в будущем составит конкуренцию самарским видеопрокатам. Основное преимущество IP-TV перед кабельным — это интерактивность, возможность обратной связи. Это открывает для операторов новые перспективы по введению новых сервисов и получению дополнительного дохода. Аналитики считают, что интерактивность найдет наилучшее применение в совместных рекламных проектах, в том числе и в сотрудничестве с интернет-порталами.
Однако они предостерегают, что сейчас IP-TV — принципиально новая услуга не только для клиентов, но и для операторов. Она ставит новые проблемы в процессе внедрения и продвижения на рынок.
Triple Play — маркетинговый термин, название пакета, в который входят услуги передачи данных, голоса и видео в сетях операторов.
FTTH — (Fiber to the Home, «Оптика до дома») сети, в которых выход оптического узла (или оптический приемник) непосредственно, без дополнительных усилителей, связан с телевизором или компьютером. В технологии используется большее число оптических узлов, чем в альтернативных вариантах. FTTH считается одним из наиболее надежных вариантов подключения.