Рассрочка будет конкурировать с автокредитами
В Самаре начали предлагать услугу беспроцентной рассрочки при покупке автомобиля: недавно на рынок вышла специализированная Компания розничного кредитования, аналогичное предложение готовит «Русфин
Сейчас Компания розничного кредитования заключает партнерские соглашения с автосалонами и занимается строительством собственного офиса. Региональное представительство компании возглавил Алексей Ломакин. Как рассказал старший вице-президент компании Артур Юнаев, сегодня Компания розничного кредитования заключает порядка 40 подобных сделок в месяц, но до конца года планирует увеличить этот показатель до 180-200. «Сегодня в Москве мы занимаем порядка 5-6% рынка автокредитов в основном за счет рассрочки. Регионы мы начали осваивать только в прошлом году, но по итогам их доля в кредитном портфеле достигла 30-40%», – сообщил г-н Юнаев.
По его словам, обычно появление в регионе Компании розничного кредитования оказывает довольно сильное влияние на рынок автокредитования – местные банки сразу начинают выводить на рынок аналогичные продукты. В Самаре рассрочка в ближайшем будущем появится в продуктовой линейке «Русфинанс Банка», одного из региональных и российских лидеров рынка автокредитов. Как сообщила директор департамента автокредитования ООО «Русфинанс Банк» Людмила Богушевская, сейчас предложение находится в стадии разработки.
Опрошенные «ДК» местные эксперты считают, что рассрочка станет дополнительным продуктом и вряд ли сможет потеснить на рынке традиционные автокредиты. Несмотря на свое видимое преимущество – дешевизну, она имеет множество недостатков по сравнению с кредитами. «Появление рассрочки, безусловно, вызовет интерес со стороны потребителей и поднимет уровень продаж дилера и банка, но не приведет к существенному изменению в распределении долей на самарском рынке автокредитования», – считает Людмила Богушевская.
Заместитель директора кредитного брокера «Гидфинанс» Анна Кочеткова поясняет, что рассрочка проигрывает автокредитам по доходности и, соответственно, объемам средств, которые предлагающий ее банк может вложить в продвижение. «Информирование потребителя – необходимое условие для повышения продаж», – подчеркивает г-жа Кочеткова. По ее мнению, другой недостаток рассрочки состоит в том, что из-за низкой доходности банк вынужден максимально страховаться от неплатежей и использовать процедуру детальной оценки кредитоспособности заемщика. Но сейчас в Самаре по предпочтениям потребителей доминируют экспресс-автокредиты с упрощенной или скоринговой системой оценки.
Николай Васильев, советник управляющего самарским филиалом Международного московского банка по экономическим вопросам, отмечает, что такие программы распространены в Москве в форме постоянной оферты и спецпрограмм. Но они не могут составлять конкуренцию стандартным автокредитам из-за большой величины первоначального взноса – от 50%, а если брать в расчет еще и оплату КАСКО, то размер взноса достигает 60%. Для многих клиентов гораздо предпочтительнее немного переплатить по кредиту в итоге, чем долго копить на первоначальный взнос. Поэтому г-н Васильев полагает, что появление подобной услуги в Самаре не окажет сколько-нибудь значительного влияния на рынок автокредитования.