Подписаться
Курс ЦБ на 31.01
98,00
102,77

Рекрутеры ставят на федеральных заказчиков

Развитие бизнеса и масштабная экспансия на самарский рынок крупных федеральных компаний привели к значительному росту спроса на квалифицированных специалистов и руководителей. Наиболее востребованн

Развитие бизнеса и масштабная экспансия на самарский рынок крупных федеральных компаний привели к значительному росту спроса на квалифицированных специалистов и руководителей. Наиболее востребованными на самарском кадровом рынке остаются классические услуги по рекрутингу. В будущем рынок станет развиваться за счет более углубленной специализации кадровых компаний и увеличения доли дополнительных услуг.

За счет чего растут обороты кадровых агентств
Какие компании активно пользуются услугами рекрутеров
Какие специалисты наиболее востребованы
Как специализируются кадровые агентства

эксперты
Лариса Баклыкова
руководитель самарского отделения международной рекрутинговой компании Kelly Services
Роман Васильев
директор консалтинговой группы «МАРКС»
Оксана Воронова
директор по развитию КА «Бизнес-Персонал»
Альфия Драгунова
генеральный директор КА «Клим»
Наталья Клентак
консультант компании АНКОР
Александр Мазыр
директор КА «Megapolis»
Ирина Пискайкина
директор агентства кадровых решений «Альянс»
Ольга Прудовская
директор сайта HeadHunter-Самара
Сергей Руденко
директор Senat Consulting Services
Ольга Солнцева
директор центра кадрового консалтинга «Гелиос»

Кадровый рынок Самары с 2004 г. растет примерно на 30% ежегодно. По словам директора компании Senat Consulting Services Сергея Руденко, ожидаемый оборот рынка в этом году составит порядка $3,5-3,8 млн.

По информации Самарского отделения Ассоциации консультантов по подбору персонала (СО АКПП), сегодня в Самаре работает около 30 кадровых агентств. На начало 2005 г. их было 25. Но, по словам директора агентства кадровых решений «Альянс» Ирины Пискайкиной, общее число участников рынка заметно не меняется. Директор КА «Megapolis» Александр Мазыр: «Каждый год на рынке появляется порядка 10 новых компаний и столько же исчезает».

По оценкам экспертов, 65-70% рынка контролируют 8 крупных компаний. Это международная рекрутинговая компания Kelly Services, федеральная АНКОР, представители федеральных партнерских сетей КА «Гелиос»(сеть «Метрополис») и «Альянс» (сеть «Альянс-Avenue»), Senat, «Бизнес-Персонал», «Интеллект», «Контакт».

Федеральные компании развивают самарский кадровый рынок

По оценкам экспертов, рынок растет прежде всего за счет увеличения спроса на услуги со стороны «федералов», продвигающих свой бизнес в регионы. Директор центра кадрового консалтинга «Гелиос» Ольга Солнцева: «Мы подбираем персонал для филиалов и представительств иностранных и московских компаний. Впервые за нашу практику в наш регион стремительно проникают компании из Санкт-Петербурга».

По словам Ирины Пискайкиной, в среднем в структуре заказов соотношение долей местных и инорегиональных предприятий составляет 50/50. Но, подчеркивает г-жа Пискайкина, есть тенденция к увеличению доли заказов из других городов и областей: «Например, в нашем агентстве этот сегмент увеличился за год в среднем на 20%. Сегодня соотношение инорегиональных и местных клиентов в структуре заказов нашей компании составляет 60/40». По ее словам, большинство клиентов  сетевые компании с центральным офисом в Москве.

По словам Сергея Руденко, определенный вес в портфеле заказов имеют и местные компании, представляющие малый и средний бизнес. Директор по развитию КА «Бизнес-Персонал» Оксана Воронова: «Основные клиенты нашей компании  местные предприятия малого и среднего бизнеса. Доля инорегиональных заказов в этом году у нас увеличилась на 5% (18% от общего числа)».

По оценкам экспертов, наиболее активно услугами кадровых агентств пользуются продовольственные ритейлеры, банки, компании, работающие в сфере высоких технологий и связи. Но, по мнению директора сайта HeadHunter-Самара Ольги Прудовской, решающую роль играет финансовое положение компании. «К рекрутерам обращаются те работодатели, которые могут оплатить 15-20% от годового заработка нужного им сотрудника или целого ряда таковых». Ольга Солнцева: «Если компания готова оплачивать услуги кадрового агентства, значит, ее руководство пришло к выводу, что подбор персонала собственными силами обойдется дороже».

Как отмечают эксперты, в Самаре, как и в других регионах России, есть тенденция к сближению кадровых агентств с федеральными и иностранными сетевыми компаниями. Открывая свои филиалы и представительства в регионах, «сетевики» «перетаскивают» туда и свои проверенные кадровые агентства. Например, в этом году в Самаре начала работать федеральная компания Megapolis  официальный кадровый провайдер сети французских гипермаркетов «Ашан». В каждом городе, где открываются магазины сети, подбором персонала для них занимается Megapolis.

По данным СО АКПП, средняя стоимость услуг по подбору персонала  15% от фиксированного годового дохода трудоустроенного специалиста (в 2004 г.  11%). Услуги по подбору топ-менеджмента, по оценке консультанта компании АНКОР Натальи Клентак, обойдутся дороже  от 20 до 30% среднегодового дохода специалиста. Вознаграждение за рекрутинговые услуги привязано к среднегодовому доходу, и гонорара растет параллельно увеличению заработных плат. По данным СО АКПП, сегодня средняя стоимость гонорара кадрового агентства составляет 30 тыс. руб. (в 2004 г.  19 тыс. руб.).

Обороты кадрового рынка растут благодаря стандартным услугам

По оценкам экспертов, рынок кадровых услуг растет прежде всего за счет увеличения спроса на стандартные услуги по подбору персонала. Доля классического рекрутинга в структуре заказов кадровых агентств составляет от 70 до 90%. Оксана Воронова объясняет это серьезным кадровым голодом и обострившейся конкуренцией между компаниями в поисках талантливых сотрудников.

По мнению директора консалтинговой группы «МАРКС» Романа Васильева, суть проблемы не в отсутствии специалистов на рынке, а в невысоком профессиональном уровне большинства из них: «Действительно хороших специалистов в Самаре сотни. Десятки из них  профессионалы высочайшего уровня. Очень часто они никак не заявляют о себе».

По словам г-на Васильева, есть 3 категории специалистов, которые будут востребованы всегда: это руководители, продавцы в широком смысле слова и специалисты узкого профиля. Ирина Пискайкина: «В особенном дефиците сегодня инженеры с опытом работы и знанием иностранного языка». По словам Ирины Пискайкиной, их агентство занимается в основном подбором менеджеров среднего звена. «Смену топ-менеджмента, например генерального директора, компании обычно стараются не афишировать,  сообщила она.  А вот от федеральных компаний нередко поступают заказы на поиск руководителей региональных представительств».

Как отмечают эксперты, почти все крупные кадровые агентства осуществляют прямой поиск специалистов. Некоторые игроки используют приемы «кадрового скрининга», когда работодателю предлагают список кандидатов. Ирина Пискайкина: «Такую технику применяют небольшие компании, у которых не хватает финансовых средств для серьезного мониторинга рынка. Крупным игрокам это неинтересно  при таком подходе нет ответственности за конечный результат». По мнению Романа Васильева, кадровый скрининг до сих пор остается весьма распространенным методом работы кадровых агентств.

По словам участников рынка, кадровое агентство может качественно выполнить заказ только при условии отлаженной технологии работы. По оценкам экспертов, качество услуг по подбору кадров в Самаре растет. Это объясняется ужесточением требований работодателей к потенциальным сотрудникам. Роман Васильев: «У крупных международных и федеральных компаний разработаны четкие стандарты, по каким именно критериям следует отбирать специалистов для работы в компании. Все это должно учитывать кадровое агентство. Компании, предлагающие заказчикам откровенную халтуру, постепенно «вымываются» с рынка или переходят в разряд бирж труда».

По мнению г-жи Пискайкиной, дефицит квалифицированных специалистов и ужесточение требований работодателя к потенциальным работникам приводят к усложнению самой технологии подбора специалистов. Растет доля консалтинга (проведение консультаций, мониторинг различных отраслей рынка). По оценке г-жи Пискайкиной, доля консалтинга в структуре услуг за 2006 г. выросла с 10 до 25%. Ольга Солнцева: «Доля дополнительных услуг в структуре заказов нашей компании в этом году увеличилась на 10-15%. Кроме классического рекрутинга мы предлагаем клиентам бизнес-тренинги, кадровый консалтинг, обзоры заработных плат».

Более редкие услуги (аутстаффинг , лизинг персонала , аутсорсинг и др.) на самарском рынке пока не развиты. Их оказывают только 3 самых крупных агентства  Senat, АНКОР и Kelly Services. Участники рынка объясняют это слабым спросом со стороны заказчиков. «Спрос на эти услуги появился совсем недавно и не носит массового характера,  прокомментировала Ирина Пискайкина.  Мода на них пришла с Запада, и они больше востребованы иностранными компаниями, которых на самарском рынке не так много». Несколько иного мнения придерживается Роман Васильев. По его словам, эти услуги востребованы, но немногие кадровые агентства могут качественно их выполнить. «Это новые и еще непривычные для нашего бизнеса подходы,  пояснил он.  Пока многие компании решают вопросы, связанные, например, с выводом персонала за штат или привлечением внештатных сотрудников, сами, зачастую в обход закона. Но трудовое и налоговое законодательство ужесточается и действовать неофициальным путем становится все сложнее. Поэтому популярность этих услуг будет расти».

По словам руководителя самарского отделения международной рекрутинговой компании Kelly Services Ларисы Баклыковой, их компания развивает все свои услуги (подбор постоянного персонала, временных сотрудников, вывод персонала за штат) одинаково приоритетно.

Рекрутеры вырабатывают свой стиль

Агентств, которые занимались бы подбором специалистов в какой-нибудь одной или нескольких смежных отраслях, в Самаре мало. Ирина Пискайкина: «Специализация хороша тем, что в такой компании прекрасно разбираются в определенном секторе рынка. Соответственно, уменьшаются затраты на поиск персонала, увеличивается скорость выполнения заказов. Но проблема в том, что в условиях жесткой конкурентной борьбы специализированному агентству выжить трудно  специализация означает резкое уменьшение числа потенциальных заказчиков». По словам Ольги Солнцевой, тенденция к специализации на рынке кадровых услуг нашего региона наметилась, но не укрепилась.

Эксперты называют две самарские кадровые компании, позиционирующие себя как специализированные. Это КА «Клим» (подбор персонала для ресторанного и гостиничного бизнеса) и КА «Профит-М», чья специализация несколько шире: они подбирают специалистов в сфере сбыта, рекламы, маркетинга и СМИ, менеджеров высшего и среднего звена.

По словам генерального директора КА «Клим» Альфии Драгуновой, спектр услуг их компании шире, чем у традиционных агентств. «В исключительных случаях мы можем заключить с клиентом договор на абонентское обслуживание,  рассказала она.  Допустим, ресторану требуется штат официанток. Мы можем предоставлять ему этих специалистов в течение полугода. Стоит это от 5 до 10 тыс. руб. в месяц. Получается гораздо дешевле, чем подбор персонала обычным путем». Кроме того, агентство организует обучающие курсы для официантов и тренинги для руководителей ресторанов, мастер-классы для шеф-поваров. По словам г-жи Драгуновой, услуги агентства востребованы  в Самаре постоянно открываются новые рестораны, а специалистов в этой сфере найти сложно.

Несмотря на отсутствие четкой отраслевой специализации на самарском рынке кадровых агентств, тенденции к определенному разделению сфер обслуживания все же есть. Например, по словам Александра Мазыра, крупные агентства, оказывающие услуги по подбору топ-менеджмента и руководителей среднего звена, не берутся за заказы, связанные с привлечением в компанию рядовых сотрудников. «Наша компания в основном занимается поиском руководителей среднего звена для очень крупных предприятий,  сообщил он.  Для более мелких компаний мы подбираем только руководящий состав и узкоспециализированных специалистов инженерно-технического профиля». Кроме того, компании вводят принцип специализации внутри самого агентства, при котором каждый из сотрудников отвечает за свой сектор рынка.

По мнению Романа Васильева, число специализированных агентств будет расти: «В этом бизнесе очень много незаполненных ниш. Например, нет кадровых компаний, которые бы специализировались на подборе персонала для банковской сферы или торговли».

По мнению экспертов, будет расти и доля допуслуг. По словам Ирины Пискайкиной, в ближайшем будущем кадровые агентства активизируют работу со студентами и молодыми специалистами. Соответственно, увеличится доля аутсорсинга.

По мнению экспертов, чтобы получать выгодные заказы и выстаивать в конкурентной борьбе, кадровым агентствам придется подстраиваться под требования крупных федеральных заказчиков. Мелкие игроки будут исчезать с рынка, поглощаться более крупными или вводить узкую отраслевую специализацию, чтобы занять пустующие ниши на рынке. Крупные агентства ожидает расширение спектра дополнительных услуг и внутренняя специализация рекрутеров.

Аутстаффинг вывод персонала за штат с целью снижения издержек и административных рисков.
Лизинг персонала форма изменения численности персонала, при которой провайдер передает своих сотрудников, с которыми он имеет трудовые или гражданско-правовые отношения, в распоряжение компании-заказчика на определенный срок.
Аутсорсинг привлечение ресурсов других организаций или внештатных сотрудников для выполнения определенных работ.

детали
Кадровый рынок делят компании трех типов
Все компании, работающие на кадровом рынке, делятся на 3 группы. Основными клиентами кадровых агентств являются компании-работодатели, с которых и берется плата за услуги. Уровень вакансий  от ключевого линейного офисного и торгового персонала до топ-позиций.
Основные клиенты бирж труда  соискатели, которые и оплачивают услуги компании. Агентствами смешанного типа называются компании, которые сочетают в своей работе принципы кадровых агентств и бирж труда. Их услуги оплачивает и работодатель, и соискатель.

Самое читаемое
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • Суды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам РоспотребнадзораСуды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам Роспотребнадзора
  • Блогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколадБлогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколад
  • На набережной Городского пруда в Екатеринбурге восстановят лодочную станциюНа набережной Городского пруда в Екатеринбурге восстановят лодочную станцию
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.