«Ренова» создает аэропортовую империю
ГК «Ренова» формирует управляющую компанию для семи международных аэропортов в городах-милиониках. Инвестици – милиарды рублей. Аэропорт Кольцово станет материнской компанией для новых проектов.
В «Ренове» основательно подготовились к расширению аэропортового бизнеса. В распоряжение «Делового квартала» попал проект группы по реконструкции международного воздушного порта Курумоч в Самаре. Согласно плану, будет создано совместное предприятие Самарской области и ОАО «Аэропорт Кольцово». Доля инвестора в СП составит не менее 75% минус 1 акция. Он обязуется обновить аэровокзальный комплекс, вложив до 2020 г. 6 млрд руб. (из них 3,43 млрд – до 2013 г., в строительство нового терминала). От государства ждут 2,53 млрд руб. – на развитие аэродромной инфраструктуры. На этой неделе представители «Реновы» собираются представить проект самарскому губернатору Владимиру Артякову.
Схожий план в Кольцово подготовили и для международного аэропорта «Нижний Новгород» (МАНН). Здесь еще два претендента на роль УК: предварительный отбор на региональном конкурсе прошли «Новапорт» Романа Троценко и фонд «Региональные программы» (руководитель – бывший директор Шереметьево Сергей Беляев). По условиям тендера победитель должен выкупить в ходе допэмиссии 73% акций МАНН (стоимость порядка 710 млн руб.) и вложить в реконструкцию не менее 3,3 млрд руб. Смотр инвесторов завершится до конца октября. Антон Федотов, заместитель гендиректора Кольцово по инвестициям, подтвердил «ДК», что намерения «Реновы» в отношении МАНН самые серьезные. «Наш стратегический план включает управление примерно семью крупными региональными аэропортами. Схемы собственности и прихода инвестора могут варьироваться, но мы не зайдем туда, где будет меньше контрольного пакета», — подчеркнул он.
Цель экспансии «Реновы» – заработать на региональном пассажиропотоке в обход транзитной Москвы, последовательно заходя все в новые города. В каждой точке будет собственная УК, созданная при участии Кольцово. Екатеринбургский аэропорт, куда «Ренова» с 2003 г. вложила 10 млрд руб., стал моделью авиабизнеса – ее растиражируют. Гендиректор Кольцово Евгений Чудновский на недавнем заседании транспортного комитета Госдумы высказался ясно: «Региональные аэропорты управляются неэффективно. Зачастую там происходят вещи, интересные для следственных органов. Нужно создать несколько новых УК. В числе инициаторов мы видим и себя». Г-н Федотов дополняет: «Мы достигли экспертного уровня в управлении Кольцово и готовы экспортировать технологии». Так, топы Кольцово будут командированы в новые воздушные порты «Реновы».
Г-н Чудновский также напомнил, что в Кольцово строится последний по инвестпрограмме объект инфраструктуры – грузовой комплекс. «Нам по сути больше ничего не надо. Пропускной способности уже сейчас хватит, чтобы обслужить пассажиропоток, больший в три раза. Для нас единственная возможность развития – региональные перевозки, стыковочные и транзитные рейсы. Зона охвата аэропорта, таким образом, серьезно увеличивается за счет региональных самолетов, притока пассажиров в региональные аэропорты, а не в Москву».
Олег Пантелеев, руководитель аналитического агентства «Авиапорт», сомневается, что точки входа выбраны верно. «Например, МАНН — не самый привлекательный актив для инвестирования. Никакой транзит через Нижний Новгород придумать невозможно. В 400 км от него – Москва, пассажиры предпочитают совершать промежуточную посадку там, — поясняет он. — Вторая проблема — слабые пассажиропотоки. Нижний – город машиностроителей, уровень доходов там не самый высокий, а наземные виды транспорта хорошо развиты». По мнению эксперта, то, что нижегородские власти хотят увидеть на месте нынешнего аэропорта, существенно превосходит потребности города.
Но Кольцово видит потенциал в том, чтобы применять в аэропортах технологию хаба: подтягивать пассажиров из ближних городов и отправлять их за границу. Для развития маршрутной сети «Ренова» намерена завести в семь региональных портов авиаперевозчиков из Кольцово. По мнению экспертов, именно при его содействии 20 октября в Самару пришел арабский дискаунтер flydubai. Неделей раньше первым городом в России для арабского перевозчика стал Екатеринбург. Однако основной партнер экспансии – авиакомпания « Регион-Авиа».
Ее выбрали чтобы развивать в Кольцово ближнемагистральные перевозки (до 1000 км). «На самом деле есть несколько зон охвата, которые зависят от емкости самолетов. Когда они развиваются равномерно, растет пассажиропоток», — комментирует Антон Федотов. Цели авиакомпании и «Реновы» совпали, но парк « Регион-Авиа» сейчас недостаточен для масштабной экспансии: у перевозчика восемь самолетов Embraer-120ER и столько же Ан-28. Поэтому Кольцово рассматривает возможность работать и с другими владельцами небольших воздушных судов – «РусЛайном» и Dexter. Последняя выступает в Кольцово как служба авиатакси для VIP-пассажиров, но планирует открыть регулярные рейсы из Екатеринбурга в Челябинск и Пермь.
Инвестиции в международный аэропорт Курумоч
до 2013 г. |
3,43 млрд руб. новый пассажирский терминал (39 тыс. кв. м) |
32 млн руб. временный зал прибытия ВВЛ |
200 млн руб. наземное оборудование и инфраструктура |
до 2020 г. |
2,024 млрд руб. расширение здания терминала на 23 тыс. кв. м |
200 млн руб. реконструкция под офисы существующего терминала |
180 млн руб. многоуровневая парковка на 300 мест |
Источник: аэропорт Кольцово.