РИФ + КИБ 2015: итоги 2014 года, тренды e-commerce и незанятые ниши для бизнеса
На первом дне РИФ + КИБ 2015 озвучили итоги прошлого года в электронной коммерции и обсудили перспективность доставки еды через интернет и создание сети пунктов выдачи заказов.
Незанятые ниши
На первом дне РИФ + КИБ 2015 спикеры озвучили, как минимум, две еще не занятых ниши для бизнеса.
“Доставка готовой еды - это сейчас фантастически огромная ниша”, - заявил сооснователь компании DATA insight Федор Вирин. - Во всем мире она растет огромными темпами. Во-первых, люди стали позже заводить детей и из-за этого - меньше готовить дома. Во-вторых, в ресторанах нельзя курить, высокая наценка, но - самое главное неудобство - в центре Москвы ввели платную парковку”.
“В Китае - самом большом рынке интернет-торговли - 40% приходится на “джанк фуд”, мусорную еду, - поддержал Вирина управляющий партнер компании “220 Вольт” Алексей Федоров. - Это “голубой океан”, займитесь этим”.
Федоров рассказал и о второй перспективной и незанятой нише - пунктах выдачи заказов интернет-магазинов (ПВЗ).
“Мелкие интернет-магазины сейчас мрут как мухи, - рассказал Федоров. - Сейчас у меня вал предложений типа “дяденька-инвестор, вложи в нас денег” - по 5-7 в день. Причем сейчас такие предложения начали поступать и от оффлайн-магазинов. При этом растут продажи франшиз. Для бизнеса, который стоит перед закрытием, франшиза пункта выдачи заказов может стать выходом. ПВЗ сейчас все хотят делать, за границей масса удачных примеров, но в России ни у кого не получается толком. Если у кого-то получится, это может помочь развитию интернет-торговли”.
Цифры
В 2014 году рынок онлайн-продаж вырос на 35% - до 645 млрд руб. Это рекорд с 2010 года, но больше половины этого, естественно, обеспечила инфляции среднего чека.
Если бы не предновогодний покупательский бум, рост составил бы всего 17%.
Прогноз на следующий год по объему продаж - 780 млрд руб. Часть этого прироста (примерно 25% - за счет инфляции), часть (15-17%) - органическая.
Вырос за прошлый год и объем трансграничной торговли - в основном за счет мелких покупок в Китае (со средним чеком меньше 1,5 тыс. руб.).
У российского онлайн-ритейла в 2014 году сохранились специфические черты. Например, 66% покупателей оплачивают покупки наличными курьеру. “Ни в одной стране этого нет, - пожаловался Вирин. - У нас это сохраняется потому, что мы даем пользователям такую возможность”. Сейчас предоплата чаще всего используется при покупке книг, косметики, автозапчастей и подарков.
Ожидаемо выросла доля покупок с мобильных устройств - до 9% (было 6%).