Ритейл теряет покупателей
К осени этого года рынок розничной торговли опустился на рекордно низкие показатели. За два осенних месяца он потерял 14% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. Пытаясь выжить, ритейлеры де
К осени этого года рынок розничной торговли опустился на рекордно низкие показатели. За два осенних месяца он потерял 14% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. Пытаясь выжить, ритейлеры делают ставку на дешевую продукцию и одновременно ищут новые механизмы повышения рентабельности бизнеса.
Спрос на товары будет стабильно высоким
Самарский рынок ритейла, как и другие, в течение ряда лет жил в состоянии эйфории. Торговые комплексы строились один за другим, превращая главные магистрали города в торговые улицы. И тем не менее аналитики оставались недовольны количеством торговых плоащдей на одного жителя и считали необходимым возводить новые комплексы. В 2006-2007 году в Самаре открылось сразу несколько новых торговых комплексов, площадь которых приближалась к 100 тыс. кв.м, заставив говорить о наступлении эры гигантомании в торговле. В 2007 году ООО «Виктор и К°» открыло торговый комплекс «Космопорт» (площадь— 127 тысяч кв.м).
Набранный за предыдущие годы темп позволил самарской рознице демонстрировать рост по сравнению с аналогичными периодами прежних лет вплоть до весны этого года. Но, как и на всех рынках, уже с осени динамика его оборотов приобрела отрицательный характер. Розницу подвел не только дефицит кредитных ресурсов. Упал спрос, подчеркивает аналитик УК «Финам Менеджмент» МАКСИМ КЛЯГИН. Причиной этого, по словам эксперта, остается и падение уровня реальных доходов населения, безработица, а также зависимость от курса доллара и евро. Импортная продукция составляет 45% в структуре розничного товарооборота в денежном выражении.
Страхи
Столичная экспансия поглотит местных игроков
Некоторые эксперты предрекали сценарий поглощения упавших в цене российских игроков иностранными ритейлерами и инвестиционными компаниями. Опасения не оправдались. Хотя г-н Клягин не исключает, что крупные игроки даже на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры смогут усилить свои позиции. Они будут скупать дистресс-активы конкурентов и таким образом расширять свое присутствие в регионах. Но вряд ли стоит ожидать именно массового выхода новых серьезных иностранных операторов. К тому же, по словам Максима Клягина, большинство российских игроков— как крупных, так и мелких— «чувствуют» себя достаточно устойчиво и на данном этапе не планируют продавать бизнес.
Уроки
Переключиться на экономных покупателей
В более выгодных условиях в кризис оказались, с одной стороны, крупные компании, которые не испытали существенной кредитной нагрузки, а с другой— незакредитованные малые и средние предприятия, положение которых даже сейчас остается стабильным в финансовом отношении.
«Стало очевидным, что наибольшему риску подвержены компании с высоким уровнем долговой нагрузки»,— говорит Максим Клягин. Аналогичной точки зрения придерживается и директор по контролю управления, член совета директоров «АШАН Россия» ЛЮДОВИК ОЛИНЬЕ, подчеркнувший, что его компания не относится к закредитованным, благодаря чему благополучно переживает кризис. «Кризис научил бизнес в целом и ритейл в частности полагаться в своем развитии, прежде всего, на собственные возможности, а не на те, часто рискованные, инструменты, которые предлагали финансовые институты. Поэтому некоторые сети отказались от открытия новых магазинов, некоторые заморозили инвестпроекты, а есть и такие, которым пришлось часть торговых точек закрыть»,— поясняет г-н Олинье.
Что касается форматов ритейла, то, по словам Клягина, очевидно, что в наиболее стабильном положении в кризис остаются самые демократичные концепции— дискаунтеры и гипермаркеты. Эти форматы развиваются в основном крупными сетевыми компаниями, которые за счет масштабов ассортимента могут предлагать покупателям наиболее конкурентоспособные цены. На фоне снижения доходов и падения платежеспособного спроса низкие цены становятся самым главным конкурентным преимуществом. «Супермаркеты, как правило, ориентированные в большей степени на сервис, ассортимент, сегодня могут испытывать заметное снижение трафика»,— подчеркнул Клягин.
Возможности
Импульс для privat label
Кризис заставил ритейлеров искать новые возможности развития бизнеса в существующих условиях. И небезуспешно. Новые направления именно в кризис показали свою состоятельность. В продуктовом ритейле все большую популярность начинает приобретать явление— privat label— собственная торговая марка. Именно по этому пути пошел АШАН. Сегодня у АШАНА около 3000 поставщиков и порядка 100 производителей, которые изготавливают продукцию для французского ритейлера. Еще одно направление, которое развивает компания— концентрация на работе с местными производителями, выпускающими продукты и non food без импортных составляющих. Это позволяет сохранить низкие цены и поддержать местных производителей, обеспечивая их производства постоянными заказами в больших объемах.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»
В ближайшие месяцы ситуация теоретически может несколько улучшиться за счет активности потребителей. Однако по итогам года, скорее всего, стоит ожидать заметного снижения объемов розничной торговли. И именно она станет своеобразным индикатором преодоления основных негативных последствий кризиса. Мы полагаем, что данный рынок начнет восстановление одним из первых.
Иллюзии
Спрос на товары будет стабильно высоким
Самарский рынок ритейла, как и другие, в течение ряда лет жил в состоянии эйфории. Торговые комплексы строились один за другим, превращая главные магистрали города в торговые улицы. И тем не менее аналитики оставались недовольны количеством торговых плоащдей на одного жителя и считали необходимым возводить новые комплексы. В 2006-2007 году в Самаре открылось сразу несколько новых торговых комплексов, площадь которых приближалась к 100 тыс. кв.м, заставив говорить о наступлении эры гигантомании в торговле. В 2007 году ООО «Виктор и К°» открыло торговый комплекс «Космопорт» (площадь— 127 тысяч кв.м).
Набранный за предыдущие годы темп позволил самарской рознице демонстрировать рост по сравнению с аналогичными периодами прежних лет вплоть до весны этого года. Но, как и на всех рынках, уже с осени динамика его оборотов приобрела отрицательный характер. Розницу подвел не только дефицит кредитных ресурсов. Упал спрос, подчеркивает аналитик УК «Финам Менеджмент» МАКСИМ КЛЯГИН. Причиной этого, по словам эксперта, остается и падение уровня реальных доходов населения, безработица, а также зависимость от курса доллара и евро. Импортная продукция составляет 45% в структуре розничного товарооборота в денежном выражении.
Страхи
Столичная экспансия поглотит местных игроков
Некоторые эксперты предрекали сценарий поглощения упавших в цене российских игроков иностранными ритейлерами и инвестиционными компаниями. Опасения не оправдались. Хотя г-н Клягин не исключает, что крупные игроки даже на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры смогут усилить свои позиции. Они будут скупать дистресс-активы конкурентов и таким образом расширять свое присутствие в регионах. Но вряд ли стоит ожидать именно массового выхода новых серьезных иностранных операторов. К тому же, по словам Максима Клягина, большинство российских игроков— как крупных, так и мелких— «чувствуют» себя достаточно устойчиво и на данном этапе не планируют продавать бизнес.
Уроки
Переключиться на экономных покупателей
В более выгодных условиях в кризис оказались, с одной стороны, крупные компании, которые не испытали существенной кредитной нагрузки, а с другой— незакредитованные малые и средние предприятия, положение которых даже сейчас остается стабильным в финансовом отношении.
«Стало очевидным, что наибольшему риску подвержены компании с высоким уровнем долговой нагрузки»,— говорит Максим Клягин. Аналогичной точки зрения придерживается и директор по контролю управления, член совета директоров «АШАН Россия» ЛЮДОВИК ОЛИНЬЕ, подчеркнувший, что его компания не относится к закредитованным, благодаря чему благополучно переживает кризис. «Кризис научил бизнес в целом и ритейл в частности полагаться в своем развитии, прежде всего, на собственные возможности, а не на те, часто рискованные, инструменты, которые предлагали финансовые институты. Поэтому некоторые сети отказались от открытия новых магазинов, некоторые заморозили инвестпроекты, а есть и такие, которым пришлось часть торговых точек закрыть»,— поясняет г-н Олинье.
Что касается форматов ритейла, то, по словам Клягина, очевидно, что в наиболее стабильном положении в кризис остаются самые демократичные концепции— дискаунтеры и гипермаркеты. Эти форматы развиваются в основном крупными сетевыми компаниями, которые за счет масштабов ассортимента могут предлагать покупателям наиболее конкурентоспособные цены. На фоне снижения доходов и падения платежеспособного спроса низкие цены становятся самым главным конкурентным преимуществом. «Супермаркеты, как правило, ориентированные в большей степени на сервис, ассортимент, сегодня могут испытывать заметное снижение трафика»,— подчеркнул Клягин.
Возможности
Импульс для privat label
Кризис заставил ритейлеров искать новые возможности развития бизнеса в существующих условиях. И небезуспешно. Новые направления именно в кризис показали свою состоятельность. В продуктовом ритейле все большую популярность начинает приобретать явление— privat label— собственная торговая марка. Именно по этому пути пошел АШАН. Сегодня у АШАНА около 3000 поставщиков и порядка 100 производителей, которые изготавливают продукцию для французского ритейлера. Еще одно направление, которое развивает компания— концентрация на работе с местными производителями, выпускающими продукты и non food без импортных составляющих. Это позволяет сохранить низкие цены и поддержать местных производителей, обеспечивая их производства постоянными заказами в больших объемах.
Основные события |
январь «09 1 | В Самаре петербургский ритейлер «Домовой» закрывает свой гипермаркет, расположенный в ТРК «Мега-Сити». Причина закрытия— задолженность по арендной плате. |
июль «09 1 | Петербургская компания «Лавента» ушла с самарского рынка. Последний гипермаркет товаров для дома «Санта-Хаус» закрылся. Магазин располагался в ТРЦ «Космопорт» и занимал занимал около 2 тыс.кв.м. Причина закрытия— неудовлетворенность высокими арендными ставками. 2 | Компания Медиа Маркт— лидер европейского рынка потребительской электроники— открывает второй магазин в ТРЦ «Мегакомплекс «Московский». Площадь магазина составляет 6200кв.м. |
август «09 1 | В Самаре начинает работу ТРК «VIVA LAND» (общая площадь— 68 тысяч кв.м). 2 | ИКЕА заявляет, что готова открыть торговый комплекс «МЕГА» до конца года. Впрочем, в начале декабря стало известно, что открытие комплекса ИКЕА возможно не ранее 2010 года. |
ноябрь «09 1 | Австрийская компания KIKA открывает в Самаре магазин, расположенный в ТЦ «Мост» на Московском шоссе. Инвестиции в проект составили порядка 120 млн рублей. Площадь гипермаркета 12 000кв.м. |
Очевидцы
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»
В ближайшие месяцы ситуация теоретически может несколько улучшиться за счет активности потребителей. Однако по итогам года, скорее всего, стоит ожидать заметного снижения объемов розничной торговли. И именно она станет своеобразным индикатором преодоления основных негативных последствий кризиса. Мы полагаем, что данный рынок начнет восстановление одним из первых.
248 млрд. руб.
Оборот розничной торговли самарской области за 8 месяцев 2009 года.
184,8 млн. руб.
Оборот розничной торговли мебелью и товарами для дома.
на 14,7%
Проседание рынка розничной торговли в сентябре 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008 года.