Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Ритейл теряет покупателей

К осени этого года рынок розничной торговли опустился на рекордно низкие показатели. За два осенних месяца он потерял 14% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. Пытаясь выжить, ритейлеры де

К осени этого года рынок розничной торговли опустился на рекордно низкие показатели. За два осенних месяца он потерял 14% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. Пытаясь выжить, ритейлеры делают ставку на дешевую продукцию и одновременно ищут новые механизмы повышения рентабельности бизнеса.

 

 

Иллюзии
Спрос на товары будет стабильно высоким
Самарский рынок ритейла, как и другие, в течение ряда лет жил в состоянии эйфории. Торговые комплексы строились один за другим, превращая главные магистрали города в торговые улицы. И тем не менее аналитики оставались недовольны количеством торговых плоащдей на одного жителя и считали необходимым возводить новые комплексы. В 2006-2007 году в Самаре открылось сразу несколько новых торговых комплексов, площадь которых приближалась к 100 тыс. кв.м, заставив говорить о наступлении эры гигантомании в торговле. В 2007 году ООО «Виктор и К°» открыло торговый комплекс «Космопорт» (площадь— 127 тысяч кв.м).
Набранный за предыдущие годы темп позволил самарской рознице демонстрировать рост по сравнению с аналогичными периодами прежних лет вплоть до весны этого года. Но, как и на всех рынках, уже с осени динамика его оборотов приобрела отрицательный характер. Розницу подвел не только дефицит кредитных ресурсов. Упал спрос, подчеркивает аналитик УК «Финам Менеджмент» МАКСИМ КЛЯГИН. Причиной этого, по словам эксперта, остается и падение уровня реальных доходов населения, безработица, а также зависимость от курса доллара и евро. Импортная продукция составляет 45% в структуре розничного товарооборота в денежном выражении.
Страхи
Столичная экспансия поглотит местных игроков
Некоторые эксперты предрекали сценарий поглощения упавших в цене российских игроков иностранными ритейлерами и инвестиционными компаниями. Опасения не оправдались. Хотя г-н Клягин не исключает, что крупные игроки даже на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры смогут усилить свои позиции. Они будут скупать дистресс-активы конкурентов и таким образом расширять свое присутствие в регионах. Но вряд ли стоит ожидать именно массового выхода новых серьезных иностранных операторов. К тому же, по словам Максима Клягина, большинство российских игроков— как крупных, так и мелких— «чувствуют» себя достаточно устойчиво и на данном этапе не планируют продавать бизнес.
Уроки
Переключиться на экономных покупателей
В более выгодных условиях в кризис оказались, с одной стороны, крупные компании, которые не испытали существенной кредитной нагрузки, а с другой— незакредитованные малые и средние предприятия, положение которых даже сейчас остается стабильным в финансовом отношении.
«Стало очевидным, что наибольшему риску подвержены компании с высоким уровнем долговой нагрузки»,— говорит Максим Клягин. Аналогичной точки зрения придерживается и директор по контролю управления, член совета директоров «АШАН Россия» ЛЮДОВИК ОЛИНЬЕ, подчеркнувший, что его компания не относится к закредитованным, благодаря чему благополучно переживает кризис. «Кризис научил бизнес в целом и ритейл в частности полагаться в своем развитии, прежде всего, на собственные возможности, а не на те, часто рискованные, инструменты, которые предлагали финансовые институты. Поэтому некоторые сети отказались от открытия новых магазинов, некоторые заморозили инвестпроекты, а есть и такие, которым пришлось часть торговых точек закрыть»,— поясняет г-н Олинье.
Что касается форматов ритейла, то, по словам Клягина, очевидно, что в наиболее стабильном положении в кризис остаются самые демократичные концепции— дискаунтеры и гипермаркеты. Эти форматы развиваются в основном крупными сетевыми компаниями, которые за счет масштабов ассортимента могут предлагать покупателям наиболее конкурентоспособные цены. На фоне снижения доходов и падения платежеспособного спроса низкие цены становятся самым главным конкурентным преимуществом. «Супермаркеты, как правило, ориентированные в большей степени на сервис, ассортимент, сегодня могут испытывать заметное снижение трафика»,— подчеркнул Клягин.
Возможности
Импульс для privat label
Кризис заставил ритейлеров искать новые возможности развития бизнеса в существующих условиях. И небезуспешно. Новые направления именно в кризис показали свою состоятельность. В продуктовом ритейле все большую популярность начинает приобретать явление— privat label— собственная торговая марка. Именно по этому пути пошел АШАН. Сегодня у АШАНА около 3000 поставщиков и порядка 100 производителей, которые изготавливают продукцию для французского ритейлера. Еще одно направление, которое развивает компания— концентрация на работе с местными производителями, выпускающими продукты и non food без импортных составляющих. Это позволяет сохранить низкие цены и поддержать местных производителей, обеспечивая их производства постоянными заказами в больших объемах.

 

 

Основные события
январь «09
1 | В Самаре петербургский ритейлер «Домовой» закрывает свой гипермаркет, расположенный в ТРК «Мега-Сити». Причина закрытия— задолженность по арендной плате.
июль «09
1 | Петербургская компания «Лавента» ушла с самарского рынка. Последний гипермаркет товаров для дома «Санта-Хаус» закрылся. Магазин располагался в ТРЦ «Космопорт» и занимал занимал около 2 тыс.кв.м. Причина закрытия— неудовлетворенность высокими арендными ставками.
2 | Компания Медиа Маркт— лидер европейского рынка потребительской электроники— открывает второй магазин в ТРЦ «Мегакомплекс «Московский». Площадь магазина составляет 6200кв.м.
август «09
1 | В Самаре начинает работу ТРК «VIVA LAND» (общая площадь— 68 тысяч кв.м).
2 | ИКЕА заявляет, что готова открыть торговый комплекс «МЕГА» до конца года. Впрочем, в начале декабря стало известно, что открытие комплекса ИКЕА возможно не ранее 2010 года.
ноябрь «09
1 | Австрийская компания KIKA открывает в Самаре магазин, расположенный в ТЦ «Мост» на Московском шоссе. Инвестиции в проект составили порядка 120 млн рублей. Площадь гипермаркета 12 000кв.м.

 

 

Очевидцы
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»
В ближайшие месяцы ситуация теоретически может несколько улучшиться за счет активности потребителей. Однако по итогам года, скорее всего, стоит ожидать заметного снижения объемов розничной торговли. И именно она станет своеобразным индикатором преодоления основных негативных последствий кризиса. Мы полагаем, что данный рынок начнет восстановление одним из первых.

 

248 млрд. руб.
Оборот розничной торговли самарской области за 8 месяцев 2009 года.

184,8 млн. руб.
Оборот розничной торговли мебелью и товарами для дома.

на 14,7%
Проседание рынка розничной торговли в сентябре 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008 года.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.