Подписаться
Курс ЦБ на 23.01
98,28
103,24

Роман Васильев: «Откаты» больше не работают

До осени 2008 года рынок изобиловал неэффективной рекламой. Бурный экономический рост во многом способствовал тому, что руководителей не всегда волновало соотношение средств, затраченных на продвиж

До осени 2008 года рынок изобиловал неэффективной рекламой. Бурный экономический рост во многом способствовал тому, что руководителей не всегда волновало соотношение средств, затраченных на продвижение товара и услуги, и отдачи от них. Потому на рынке было много просто неудачной и непрофессионально размещенной рекламы. Рекламщики не брезговали выбирать рекламные площадки и за «откаты». Клиенты все равно шли «Один специалист по продвижению как-то признался мне, что не знает, будет ли когда-нибудь эффект от денег, потраченных на рекламу. Меня это шокировало. Как так— вложить деньги в никуда?! Но на нашем рынке в докризисные годы такое было вполне возможным»,— вспоминает Роман Васильев. Кризис все расставил на свои места и заставил более тщательно выбирать рекламные площадки.

Лидеры уходят в отрыв
Прежде всего кризис ударил по дорогостоящим видам рекламы. А именно— телевизионной и наружной. «ТВ-реклама— очень дорогой продукт, который многие компании теперь просто не могут себе позволить»,— поясняет Роман Васильев. По данным отраслевой ассоциации АКАР, объем доходов телевизионной и наружной рекламы по итогам 2009 года к уровню 2008 года сократился на 18% и 41%, соответственно. Правда, падение доходов телевизионщиков в определенном смысле обернулось благом для тех компаний, которые по-прежнему размещаются в телеэфире: рекламы на ТВ стало меньше, соответственно она стала и более эффективной. О наружной рекламе такого сказать пока нельзя. По крайней мере— применительно к Самаре
— По дороговизне наружную рекламу можно сравнить с ТВ-рекламой, а по соотношению «цена-качество» этот канал просто неэффективен для ряда продуктов и услуг. Не секрет, что благодаря предыдущему мэру Самара перегружена рекламными щитами— в отличие от Нижнего Новгорода, Саратова, Ульяновска. Возможно, мы даже Москву опережаем по количеству щитов на душу населения. Из-за этого многие просто не обращают на щиты никакого внимания. А потому, если и использовать этот канал, то нужно брать сразу десятки поверхностей по основным улицам. То есть при массовой рекламной кампании только на наружную рекламу придется потратить в месяц 300-500 тысяч рублей. А она, как правило, не может быть единственным каналом продвижения товара и услуги. Значит рекламный бюджет нужен еще больший Считайте сами теперь, во сколько выльется такая кампания.
Что произошло с рекламой на рынке печатных изданий? Много ли площадок потеряно за это время?
— Сразу оговорю: в данном случае я готов обсуждать все вопросы, кроме политической рекламы и всего с ней связанного. В целом кризисная ситуация показала, что бизнес, в том числе и медийный, в первую очередь должен быть бизнесом, а не опираться на какие-то политические интересы. Издания, которые выстроили свою модель продаж по законам бизнеса, сегодня являются ярким показателем того, как нужно работать. Потому что как до кризиса они получали от рекламы, так и сейчас получают. Точные цифры этих доходов и изменений по сравнению с докризисным периодом узнать трудно, так как все сейчас предлагают существенные скидки, информация о которых закрыта. Но доходы эти точно есть, и еще более уверенно можно говорить о том, что с каждым годом лидеры в своих сегментах все больше уходят в отрыв.
Можно также сказать, что очень сильно пострадали бесплатные рекламные газеты. Многие из них и до кризиса демпинговали больше других, а в разгар кризиса демпинг дошел до максимумов— 80% и даже 90%. Хотя и в этом сегменте нужно отметить некоторые успешные издания. Одно из них отличает высоко диверсифицированный рекламный портфель: в газете размещаются не только крупные рекламодатели, но и огромное количество мелких фирм. Другое удерживает позиции за счет позиционирования, распространяясь по офисам, а не домам.
Рекламная аудитория погружается в интернет
Доля интернет-рынка в настоящее время все еще мала. Однако, считает Роман Васильев, благодаря активному распространению широкополосного доступа, в Интернет перемещается наиболее активная часть населения.
— Туда же активно идет и реклама. Пока это, конечно, в основном баннеры и контекстная реклама. Но, по моим данным, ряд самарских рекламных и ИТ компаний готовят в настоящее время крупные проекты по интернет-рекламе. Речь идет о комплексном продвижении компаний в Интернете. Для самарского рынка это будет нечто новое.
А как можно продвигаться в Интернете?
— Допустим, есть некий широко известный форум велосипедистов Самары. Спортивному магазину нужно в нем отметить свои товары. Как это сделать? Можно разместить в этом блоге рекламу компании. Можно приплачивать блоггерам, чтобы они периодически пиарили этот магазин. Или изо дня в день копировать какой-нибудь диалог на этом форуме. Хотя последний способ продвижения самый примитивный, и подобные промахи встречаются очень часто даже у серьезных федеральных игроков.
А можно интересно затронуть тему, в которой ненавязчиво назвать велосипед, описать его достоинства и покритиковать, конечно, немного Но главное— сделать это живо, так чтобы обратить внимание данной аудитории, вызвать ее интерес, подключить к дискуссии других пользователей. И потом, когда человек вбивает в поисковике название магазина или велосипеда, ему выдается эта тема, которая может оказать на него решающее влияние. И он пойдет и купит именно то, что вы хотели ему продать, и тогда, когда вам это нужно. И, кстати, такой скрытой рекламой занимаются, в первую очередь, не маленькие велосипедные магазины, а крупные компании.

Наступает время новых рекламных форм
В то время, как привычные рекламные инструменты начинают терять популярность в силу своей неэффективности или дороговизны, на арену выходят альтернативные методы продвижения. Причем площадки могут быть традиционными, а вот сама реклама— необычной.
— Возьмем, например, рынок торгового оборудования. По моим наблюдениям, даже до осени 2008 года большинство выделяло на этом рынке только одну компанию— «ЭлВес». Кстати, это самарская фирма, а не федеральная, которая даже в кризис давала рекламу, и делала ее интересно— не просто щиты, а целые конструкторы. Неудивительно, что в итоге компания укрепила свои позиции на рынке, тогда как многие ее конкуренты покинули его.
Можно отметить заход kika в Самару в прошлом году. Их пиар получился сам собой, хотя просто так ничего, конечно, не делается. Еще до открытия СМИ начали мусолить выход нового игрока, и на фоне так и не открывшейся ИКЕА статьи получались весьма лестные. Даже попытки некоторых игроков рынка после открытия провести акцию черного пиара в виде размещения негатива в Интернете особого эффекта не принесли.
Какие нестандартные методы продвижения товаров в Самаре вы бы отметили?
— Отметил бы, например, появляющиеся sms-рассылки, которые могли бы содержать не только информацию о товаре, но и, например, хороший анекдот в придачу. У нас sms-рассылки пробовали делать такси.
Интересный пример— реклама на асфальте. Сейчас она становится популярна в Самаре: стоит недорого, а эффект запоминания очень сильный. Правда есть нюансы с согласованием этого вида рекламы.
В последнее время некоторые компании используют в рекламных целях такое модное явление как флешмобы. В Самаре постоянно проходят такие акции. Например, в торговом центре, где есть книжный магазин, на эскалаторе ездили молодые люди, читающие одну и ту же книгу. Этот флешмоб действительно мог быть организован любителями Гарри Поттера. Но можете не сомневаться, что зайдя в этом торговом центре в книжный отдел, на первой же полке вы увидели бы именно «Гарри Поттера». Аналогичные акции периодически проводят свадебные салоны, а также другие магазины или кафе.
Еще одна новинка, которая появилась в Самаре, но которая мне лично не нравится,— это реклама в туалетах. В принципе идея хорошая, неожиданная, но здесь должны быть особый продукт и чувство меры. Такой, например, как оригинальная реклама средства от дисбактериоза.
А многое ли потеряли те компании, которые предпочли в кризис минимизировать свои рекламные расходы? В конце концов, найти и реализовать хорошие промоидеи непросто и также требует затрат. Может быть, отмолчаться в кризис проще?
— Некоторые компании действительно расценили кризис как повод урезать рекламные бюджеты практически до нуля. Но подобный подход иногда равносилен самоубийству бизнеса. У рекламы есть один подводный камень. Когда убираешь ее полностью, то в первое время резкого оттока клиентов не будет. А потом последствия все-таки проявятся. И начав снова давать рекламу, сразу вернуть клиентов уже не получится, а времени на раскачку может уже и не быть.
Поэтому все нужно тщательно просчитывать, так как для одних ни в коем случае нельзя отказываться от рекламы, просто нужно ее перестроить, для других реклама действительно не нужна. И вообще, наконец-то бизнес пытается понять место рекламы. Реклама— это всего лишь один из каналов привлечения клиентов. Есть еще PR, прямые продажи, разные варианты постановки на поток, работы с партнерами и нестандартные продвижения. Существуют механизмы, которые могут загрузить заказами и без всякой рекламы. Некоторым компаниям действительно можно смело отказываться от рекламы и сделать упор на прямых продажах.

 

 

 

 

Роман Васильев
Родился в 1976 году в г. Куйбышеве
Образование: 1993-1999гг.— Самарский государственный аэрокосмический университет, факультет экономики и управления 2000-2003гг.— Аспирантура СГАУ, кафедра Менеджмент 2000-2001гг.— Президентская программа переподготовки управленческих кадров
Карьера: С 2004 года Директор КГ МАРКС С 2005 года председатель Самарского Маркетингового Клуба

 

Самое читаемое
  • Большого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-мБольшого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-м
  • В Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыбВ Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыб
  • Екатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправленияЕкатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправления
  • Стало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах РоссииСтало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.