Российским чиновникам прописали этический кодекс
Совет при президент по противодействию коррупции потребовал, а Министерство здравоохранения и социального развития составило кодекс деловой этики для госслужащих. Положения кодекса войдут в тру
Проект документа накануне был опубликован на сайте министерства. Как говорится в кодексе госслужащих, одной из важных обязанностей госслужащих и муниципальных чиновников будет уведомлять работодателя, а также органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Авторы «кодекса» посчитали нужным напомнить чиновникам о том, что им запрещается получать вознаграждение в форме подарков, услуг, оплаты за развлечения или транспортных расходов от физических и юридических лиц.
Основной целью кодекса, который, как утверждают в ведомстве Татьяны Голиковой, выступает в качестве института общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих, разработчики называют «установление этических норм и правил служебного поведения чиновников для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности». Следуя букве документа госслужащие должны «исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне» и призваны работать исключительно в пределах полномочий «соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления». Им не рекомендовано оказывать предпочтение «каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям», они должны быть «независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп», а также исключать действия, «связанные с влиянием личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей».
Впрочем, помимо антикоррупционной части в кодексе есть и политические запреты, уточняет «Время новостей». Для тех чиновников, которые связаны обязательствами с действующими в России партиями и политическими движениями, будет особенно трудно выполнить наказ, требующий от госслужащих соблюдения «нейтральности, исключающей возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений». Трудности могут возникнуть и с выполнением другого требования кодекса, которое напрямую затрагивает устоявшуюся привычку отечественных чиновников прибегать к проверенному и эффективному методу предвыборной борьбы – административному ресурсу. Документом строго запрещается «использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера». При этом чиновникам «рекомендовано воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей», если это не входит в их прямые обязанности.
Для формирования благоприятного имиджа государственной власти чиновникам рекомендовано «уважительно относиться к деятельности представителей СМИ и «оказывать содействие в получении достоверной информации». Что же касается рекомендаций, которые касаются непосредственно служебного поведения, то тут чиновникам советуют воздерживаться от высказываний и действий дискриминационного характера (по признакам пола, возраста, расы, национальности и пр.), а также проявления неуважительного тона и грубости по отношению к людям. При этом разработчики из Минздравсоцразвития настолько щепетильно и ответственно подошли к делу написания правил для себя и своих коллег, что вписали в кодекс положение, по которому чиновникам запрещается курить во время служебных совещаний, бесед или «иного служебного общения с гражданами».
«Вопреки тому, что часто говорят и пишут, у нас ситуация на госслужбе не чудовищная, она просто очень разная. Многое зависит от лидеров, от управленческих команд. Соответственно, кодекс будет по-разному работать. Там, где окружение коррумпировано, этический свод – что мертвому припарки. Там, где есть ответственно работающая честная управленческая команда – а таких мест немало, кодекс в числе других мер может помочь. Это нечто, что может встраиваться в систему, причем отнюдь не в ее фундамент, а в верхние этажи. Если фундамент хлипкий – кодекс не сработает», – приводят «Известия» мнение Льва Якобсона, члена президентского совета по противодействию коррупции.
В России кодекс госслужащего неприменим, возражает президент фонда «Индем» Георгий Сатаров, чье мнение приводит «Время новостей»: «Любой кодекс дополняет законы, которые люди стараются соблюдать. В нашей же стране документ, апеллирующий к этике и морали, не будет воспринят всерьез, поскольку у многих чиновников просто отсутствует представление от этих абстрактных категориях».
Как отмечают в Минздравсоцразвития, разработка проекта Типового кодекса этики и служебного поведения госслужащих РФ и муниципальных служащих проведена в соответствии с решениями, принятыми на заседаниях президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции. В документе «синхронизированы этические нормы, направленные на обеспечение единства регламентации служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих».
Предполагается, что за нарушение положений кодекса государственный служащий РФ и муниципальный служащий подлежит «моральному осуждению» на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Видимо, по образцу советских партийных собраний на производстве с «разбором полетов» в личной и рабочей жизни сотрудников.
Впрочем, весь гротеск объявленной президентом Медведевым всенародной мобилизации на борьбу с коррупцией удивительно емко продемонстрировал вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин. Выступая в начале октября на международном инвестиционном форуме «Россия зовет!», главный финансист страны объявил, что «борьба с коррупцией – главное зло». «Я не в курсе этих действий, но в целом хочу сказать, что считаю, что борьба с коррупцией сегодня является главным злом», – заявил вице-премьер. В зале раздались хохот и аплодисменты.