Российским предпринимателям могут поднять штрафы до 60 миллионов
В пятницу начнутся нулевые чтения новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях. Один из его пунктов предусматривает штрафы для юрлиц за «грубые правонарушения» в размере 60 млн руб.
Законопроект уже прошел широкое обсуждение в конце минувшего года и получил ряд отзывов от членов бизнес-сообщества. Торгово-промышленная палата (ТПП РФ) провела экспертизу этого законопроекта, и некоторые его пункты вызвали опасения у предпринимателй и экспертов.
Президент ТПП РФ Сергей Катырин перечислил основные проблемные пункты новой редакции КоАП.
«Во-первых, штрафы. Например, минимальный размер законопроектом предусмотрен на уровне 500 рублей, и это нормально. Но его верхняя планка для юридических лиц - 60 миллионов рублей - абсолютно непосильная ноша для среднего и тем более малого бизнеса. Но и средние штрафы в 1-5 миллионов рублей не по силам большинству организаций. Споткнувшийся уже не поднимется. Здесь встает вопрос о соразмерности наказаний», - приводит РГ слова Катырина.
Предполагается, что самые крупные штрафы в размере до 60 млн рублей грозят предпринимателям за «грубые правонарушения», хотя само это определение стало отдельной темой для обсуждения.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов ранее заявлял, что предложенные депутатами штрафы необоснованно завышены. Штрафные санкции «не проводят дифференциации для субъектов предпринимательства», что будет препятствовать развитию малого бизнеса и подталкивать предпринимателей уйти в теневой сектор экономики.
Катырин добавил, что в новой редакции КоАП также предложены новые сроки давности привлечения к административной ответственности - от одного года до шести лет.
«Это неприлично близко к Уголовному кодексу: два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести. Но преступления и правонарушения - вещи принципиально разные», - поясняет Катырин.
Третий пункт, вызвавший особенно много критики среди предпринимателей, - новый вид административного наказания, предложенный в законопроекте: ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве ИП. То есть наказываться будут не должностные лица, а компании.
«Да, безусловно, есть случаи, когда компания может быть ликвидирована, но здесь речь идет о нарушениях организационных, при которых само существование юридического лица является незаконным. Появление каких-либо иных оснований для ликвидации, безусловно, приведут к росту давления на бизнес, коррупции, недобросовестной конкуренции», - говорит Катырин.
По мнению Бориса Титова, ликвидация могла грозить не только за «тяжкие» нарушения, но и за «ведение деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации».
Четвертый камень преткновения законопроекта - это положение о разрешении видеосъемки в производстве по делам об административных правонарушениях. Сейчас она допускается только по распоряжению органа, в производстве которого находится дело, уточняет Катырин.
«Но сегодняшняя практика свободной съемки в делах об административных правонарушениях давно доказала свою эффективность: видеофиксация деятельности сотрудников органов государственной власти помогает избежать злоупотреблений, подлогов, коррупционного давления. Следует ли от этого отказываться?»
Катырин добавил, что при работе над проектом необходимо искать компромисс и не «отказываться от фундаментальных принципов соразмерности и справедливости, заложенных в действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях». Более категорично высказались в аппарате Титова.
«Этот законопроект чрезвычайно вреден для экономики России и не соответствует задаче по снижению административной нагрузки, которую поставил президент», — приводит РБК слова Анастасии Алехнович, руководителя экспертного центра при бизнес-омбудсмене.