Рынок междугородных перевозок переделили
Центральный автовокзал в Самаре закрылся для значительной части фирм, на нем была запрещена отправка транспорта «по наполнению». Договориться с владельцем автовокзала Раисом Хакимовым смогли те, ко
С верхней площадки Центрального автовокзала автобусы отправляются по расписанию, а пассажиры заранее покупают билеты в кассах вокзала. Преимущественно так работает транспорт, принадлежащий ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» (ОАО «АиА СО») Раиса Хакимова. Перевозчики других владельцев (памятуя о государственном прошлом ОАО «АиА СО», их иногда называют «частники») ранее загружались на нижней площадке вокзала (ближняя к улице Авроры) и уезжали, когда их «Газели» наполнялись пассажирами. За стоянку они отчисляли вокзалу 15% своей выручки. В дни повышенного спроса (пятницу, субботу, понедельник) все места продавали и на автобусы «АиА СО», и на «Газели» других компаний. Но во время спада трафика на нижней площадке транспорт хоть и наполняли часами, но уезжали лишь с полной загрузкой, а по расписанию автобусы отправлялись полупустыми. Некоторые рейсы были убыточными.
17 сентября отправка «по наполнению» с Центрального автовокзала была запрещена. Об этом «ДК» рассказал директор компании «Автоэкспресс» Борис Плаксун (управляет 2 автовокзалами в Тольятти и транспортной фирмой). Некоторые перевозчики в течение двух месяцев оставались на нижней площадке, но к середине ноября доступ к ней потеряли и они.
По одной из версий, причиной запрета стала закупка ОАО «АиА СО» в июле новых автобусов, том числе дорогостоящих Neoplan стоимостью около 10 млн руб. каждый. По информации «ДК», транспорт был закуплен в лизинг (на некоторых автобусах закреплена рекламная табличка лизинговой компании), а общая сумма сделки могла составить около 150 млн руб. Чтобы «отбивать» эту сумму, «АиА СО» понадобилось увеличить загрузку своих автобусов. Компания поставила перевозчикам новые условия: оплату проезда через кассу вокзала, отправку по расписанию вокзала, некоторым увеличили комиссию до 20%. Кто не согласился — были вытеснены.
Руководителям тольяттинских вокзалов Борису Плаксуну и Владимиру Леванову (автовокзал в Центральном районе, компания ООО «Тольятти-Автотранс») удалось договориться с Раисом Хакимовым, и транспортные компании тольяттинцев встроили в расписание. Предприниматели работают в паритете с «АиА СО», каждый из них отправляет по 28 автобусных рейсов в день. От «Газелей» отказались. Компания Бориса Плаксуна закупила автобусы марки Hyundai, а фирма Владимира Леванова — марки Trans Star.
Остальные перевозчики, потерявшие возможность набирать пассажиров на самом посещаемом вокзале Самары, переключились на железнодорожный вокзал (см. фото). Однако пассажиропоток там значительно меньше, и статус площадки не всем ясен. Поэтому часть водителей работает в обход запрета: ставят «Газели» на остановках транспорта недалеко от Центрального автовокзала, а пассажиров привлекают лично около касс. Владимир Леванов отмечает, что это незаконно, так как у них нет согласованных с министерством транспорта Самарской области маршрутов. В ближайшие месяцы (ориентировочно в декабре) должен пройти новый конкурс на междугородные маршруты, и он, вероятно, отсеет часть фирм, которые не будут соответствовать требованиям.
Официальная позиция министерства транспорта по данному вопросу сводится к двум пунктам. Первый — отправка транспорта должна идти по расписанию. Второй — автовокзал обязан оказывать услуги любому перевозчику, имеющему договор об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок по маршрутам, в которых этот автовокзал определен в качестве остановочного пункта. Всего, по данным министерства, на 19 ноября действовало 42 договора на выполнение междугородных внутриобластных и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок. Раис Хакимов от комментариев отказался.
детали
«Газель» на Тольятти приносила 100 тыс. руб. в месяц
Междугородные перевозки традиционно более прибыльные, чем внутригородские, а маршрут «Самара — Тольятти» — самый привлекательный по пассажиропотоку. По словам Владимира Леванова, в летние месяцы только с нижней площадки Центрального автовокзала пассажиров увозили 30-40 «Газелей», каждая из которых делала по 2 «круга», то есть рейса туда и обратно. Цена билета составляет 150 руб., в стандартной «Газели» 13 мест. Соответственно, в день одна машина давала 7,8 тыс. руб. выручки, из которых по 15% отчислялось каждому из вокзалов, около 1 тыс. руб. в день уходило на газ и 5-7 тыс. руб. в месяц — на техобслуживание, плюс зарплата водителя. Итого прибыль до уплаты налогов с одной «Газели» составляла около 100 тыс. руб. в месяц.