Салон красоты окупится за два года
Услуги салонов красоты в Самаре пользуются постоянным спросом, количество клиентов с каждым годом растет на 20%. Короткий срок окупаемости салонов и высокая рентабельность в 20-24% делают этот
рынок
Эксперты считают, что сегодня выгодно открывать салон красоты: здесь высокая рентабельность в 20-24%, а спрос на услуги увеличивается в среднем на 25% в год. Конкуренция между салонами, которых в городе более 200, не слишком жесткая. Индустрия красоты — один из самых развитых рынков услуг в Самаре. Меньшая часть его игроков — косметологические клиники, которые занимаются как пластической хирургией (порядка 17), так и терапевтической косметологией (более 40). Оставшиеся участники — это салоны красоты, предлагающие широкий спектр услуг: от стрижки, окрашивания до маникюра и косметических процедур на любой вкус и кошелек.
Самый малочисленный сегмент — салоны красоты класса «люкс»: в открытие такого заведения нужно будет вложить от $500 тыс. до $1 млн. Кроме того, немногочисленные клиенты таких салонов, как правило, редко меняют заведение. Все это увеличивает сроки окупаемости. Поэтому заведения подобного класса появляются на рынке редко. Большинство салонов работает в сегменте «эконом» — это заведения с низкими ценами на услуги, отличающиеся от обычной парикмахерской тем, что в ассортимент услуг введено еще несколько позиций: маникюр, педикюр и визаж. Доход в здесь невелик. Наиболее рационально направить свои усилия на сегмент «бизнес-плюс», считает директор студии красоты «Аурум» Елена Сапогова. Аудитория этих салонов многочисленна: это менеджеры среднего и высшего звена, бизнес-леди, представители среднего класса.
Подбирая помещение для салона, необходимо определиться, в каком классе вы будете работать. Если расчет идет на состоятельных потребителей, владелец планирует получать высокий доход, то больше подойдет помещение в центре города, в престижных районах. Если предполагается расположиться в ТЦ, то привлечь в салон сотрудников других отделов и посетителей, возможно, позволят низкие цены, скидки и акции.
Что касается минимальной площади нового салона, то, как отмечает директор сети салонов красоты «Аркада» Ольга Никольская, это может быть помещение и 60 кв. м, оптимальным же является размер в 100-120 кв. м, по ее словам, это вполне разумный выбор, здесь можно разместить все необходимые кабинеты, рецепцию.
В среднем аренда помещения обойдется в 700-1000 руб. за кв. м. Однако Елена Сапогова подчеркивает, что если средства позволяют, лучше приобрести помещение в собственность: «Ремонтировать зал под салон очень затратно. Одно дело вкладывать деньги в собственное помещение, а совсем другое — в арендованное. Ведь в любой момент хозяин может поднять арендные ставки либо же отказать в аренде». Ремонт помещения под салон подразумевает не только чистовую отделку, но и такие специальные работы, как монтаж систем вентиляции, кондиционирования, сантехнические коммуникации, оборудование отдельного входа (при его наличии). Стоимость ремонта помещения может быть различной — в зависимости от намерений владельца в среднем вместе с покупкой оборудования это обойдется в $100-200 тыс., отмечает Ольга Никольская. По словам Елены Сапоговой, на ремонт своего салона она потратила 1 млн руб.
Стоимость оборудования будет зависеть от того, какие услуги предполагается оказывать в салоне, сколько мастеров будет работать, а также от того, какому производителю будет отдано предпочтение.
По мнению экспертов, открывая салон, не стоит сразу оборудовать много рабочих мест, разумнее ограничиться тремя. В этом случае владельцу придется закупить маникюрный стол с необходимым оборудованием, 3 парикмахерских кресла и 3 рабочих места для мастеров. Кроме того, в перечень обязательного оборудования входят мойка, сушка, стойка рецепции. Цена комплекта зависит от производителя: самое дешевое — российское оборудование, самое дорогое — итальянское.
Совет от «Аурум»:
«Со временем дорогое иностранное оборудование устаревает, и его нужно менять. Выгоднее покупать более дешевое оборудование российских производителей, чтобы потом спокойно менять его на более новое».
Ольга Никольская рассказывает, что ее компания работает с немецким производителем Wellonda. Средняя цена парикмахерского кресла из коллекции этой фирмы составляет 1-1,5 тыс. евро, само рабочее место обходится еще в 1 тыс. евро, дорогостоящее оборудование — это мойка — 3-6 тыс. евро. Оснащение же салона российским оборудованием «Золингер», делится Елена Сапогова, обошлось ей примерно в 10 тыс. евро. Ольга Никольская подсказывает, как можно сэкономить, закупая оборудование: «Есть вещи, которые однозначно нужно покупать у профессионального производителя: это кресла, мойки, а рабочее место, рецепция, лаборатория — их можно заказать у местных производителей корпусной мебели, все будет выполнено по чертежам дизайнера и обойдется гораздо дешевле — экономия может составить до 60%».
Совет от «Аркады»:
«Не все оборудование необходимо покупать у специальных фирм, иногда дешевле сделать заказ в компании, занимающейся изготовлением корпусной мебели».
Этот набор оборудования оптимален, если речь идет о салоне эконом-класса с небольшим перечнем услуг. Чтобы быстрее вывести салон на точку рентабельности, лучше предложить клиентам другие направления: косметологию, солярий, массаж. Елена Сапогова отмечает, что владелец салона сам выбирает степень развитости того или иного направления. Но ограничиваться чем-то одним нельзя: «Я парикмахер, но мы сейчас активно развиваем и косметологию. Думаю, через год-полтора она будет одним из главных направлений нашего салона». Для косметологического кабинета необходимо купить тумбочку для препаратов, кушетку и простейший аппарат для ухода за лицом. Более сложное оборудование требует медицинской лицензии и редко используется в салонах красоты.
Следует учитывать и дополнительные расходы на косметические средства. Специалисты рекомендуют закупать для салона средства сразу нескольких линий — у клиента должен быть выбор.
По мнению экспертов, одна из основных проблем индустрии красоты — недостаток кадров, поэтому о штате мастеров нужно позаботиться еще до открытия салона.
Минимальный штат салона красоты, рассчитанного на 3 парикмахерских места, рассказывает директор студии красоты Fresh Лилия Гальчевская, — это управляющий, бухгалтер, администратор, 6 мастеров — для работы в две смены, специалист по маникюру и педикюру и косметолог, если предполагается косметологический кабинет. В каждую смену должна работать горничная, чтобы поддерживать чистоту в салоне. Ольга Никольская считает, что на 3 рабочих места может быть достаточно и 4 мастеров в две смены, для начала, чтобы не было простоя, потом, когда будет сформирована клиентская база, вырастет поток посетителей, можно будет взять еще 2 человек.
Самое сложное, говорит Ольга Никольская, найти мастеров. Хорошо, если в салоне есть хотя бы одна звезда, мастер высокой категории, который будет передавать знания всем остальным. Естественно, что новому салону красоты придется нанимать начинающих специалистов. Здесь важно правильно выстроить обучение. Ольга Никольская считает, что воспитывать людей нужно внутри: «Пагубная практика переманивания хороших сотрудников ни к чему хорошему не приведет: сегодня пообещал человеку процент больше, чем на предыдущем месте работы, он пришел к тебе, а завтра — он уже у твоего конкурента. Воспитание внутри позволяет сформировать у сотрудников лояльность».
«Мы открывали салон вдвоем с сестрой, — продолжает тему Елена Сапогова, — и она, и я — мастера-парикмахеры, у нас была своя клиентура, поэтому работали сами, одновременно обучали девочек-ассистенток. Теперь во всем коллективе нашего салона работает только один мастер, пришедший из другого салона. Все остальные — наши воспитанницы».
Сегодня средняя ставка мастеров в салоне — 25-30% от выручки, рассказывает Ольга Никольская: «Из за высокой конкуренции на рынке кадров пригласить на минимальный процент некого: даже человек без опыта работы знает, что за него идет борьба, и если в одном салоне ему предложили минимум, то в другом обязательно пригласят на более выгодные условия». Оклад, по словам Елены Сапоговой, получают техработники, небольшая окладная часть есть у администратора, средняя зарплата которого 8-15 тыс. руб.
Но все эксперты сходятся в том, что, поскольку на рынке индустрии красоты постоянно появляются новые продукты и услуги, набрать персонал — это полдела, его надо постоянно обучать. Этот процесс можно организовать несколькими способами: можно все средства вкладывать в одного человека, посылать его на семинары, чтобы он затем делился знаниями с коллегами в салоне. Однако Ольга Никольская считает этот вариант опасным, ведь вся работа салона начинает зависеть от одного человека, а удержать его очень сложно, поскольку наше законодательство не позволяет застраховать работодателя. Альтернативный вариант: повышать квалификацию всех сотрудников, кредитуя их на обучение на льготных условиях. Цены на семинары очень разные и зависят от того, где проводится обучение: за рубежом курс стоит около 2-3 тыс. евро, в Москве семинар может обойтись в 15-20 тыс. руб., на территории Самары — в 2-10 тыс. руб.
По опыту Елены Сапоговой, новому салону достаточно сложно привлечь клиентов. «Люди, которые живут в нашем дворе, начали к нам ходить только через год после открытия», — рассказывает она. Идеальный вариант, когда в салон пришли мастера с уже наработанным портфелем клиентов, тогда можно потихоньку обслуживать имеющихся посетителей, медленно набирая новых. Методы продвижения зависят от месторасположения салона: если салон находится в ТЦ, клиенты появятся сами — это будут покупатели ТЦ, говорит Лилия Гальчевская, а дополнительных клиентов можно привлечь, объявляя акции, скидки, распространяя листовки в пределах ТЦ, делая акцент на работу с сотрудниками его отделов. В спальном районе можно организовать доставку листовок по близлежащим домам.
Но самый лучший вид рекламы, считают эксперты, — это сарафанное радио, так что задача администратора и мастера — так обслужить клиента, чтобы ему захотелось вернуться и еще знакомым рассказать о салоне. Для этого нужно организовать теплый прием: можно организовать подачу чая, кофе ожидающим клиентам, запастись полиграфическим оборудованием: визитками, проспектами.
Для первоначального привлечения посетителей эксперты советуют сформировать какое-то уникальное предложение: купить и прорекламировать новый аппарат, которого точно нет в близлежащих салонах, пригласить уникального мастера, предложить новую востребованную услугу.
Ольга Никольская уверяет, что если все сделано и просчитано правильно, новый салон красоты может окупиться в среднем за 1,5-2 года. «В нашем бизнесе высокая рентабельность — 20-24% — и низкие сроки окупаемости. Если новому игроку удалось преодолеть кадровый порог и привлечь достаточное количество клиентов, то в дальнейшем его бизнес будет только расширяться», — поясняет она. Однако инвестиции начинают возвращаться не сразу, придется некоторое время работать практически «на нуле», формируя клиентскую базу. Может быть, именно поэтому считается, что этот бизнес выгоден для тех, кто сам работает в индустрии красоты: чаще всего салоны в Самаре открывают парикмахеры, косметологи, которые таким образом формируют себе рабочее место. Они не только занимаются управленческой работой, но и сами ведут прием клиентов.
bonusНаправления для дальнейшего развития
Как отмечают эксперты, существует несколько вариантов дальнейшего развития салонов красоты.
Если у инвестора есть средства, то он может создать сеть салонов, открывая свои заведения в других частях города, для того чтобы привлечь клиентов со всей Самары. Второй вариант: специализация, выделение одного, главного направления работы — парикмахерского, ногтевого, косметологического — и его постоянное совершенствование, отслеживание модных тенденций, внедрение у себя последних новшеств. И третий вариант: комплексное развитие «вширь», введение новых услуг, поиск новых специалистов. Через несколько лет небольшой салон может превратиться в целую студию красоты со spa-направлением, солярием, курсами йоги, студией коррекции веса, различными массажными направлениями.
Структура спроса
Структура посещаемости салонов красоты
Женщины [70%]
Мужчины [30%]
детали
На чужих ошибках
Ольга Никольская
директор сети салонов красоты «Аркада»:
«Каждый раз, когда открывается новый салон, работать тяжело, пока не нарастет клиентская база. Приходится искать способы привлечения людей. Мастера теряют энтузиазм, разбегаются. Мы шли по пути вкладывания денег в обучение и подготовку одного специалиста, потом он уходил от нас, так как наше законодательство таково, что работодатель никак не застрахован от потери работника, в которого вложены хорошие средства. Поиск нового специалиста — для этого нужно время. Так что наш совет — больше работать над формированием лояльности своих сотрудников и стараться равномерно обучать всех специалистов, чтобы не было незаменимых. Нельзя попадать в зависимость от собственных сотрудников».
Елена Сапогова
директор студии красоты «Аурум»:
«Когда я была просто сотрудником салона, то думала, что, если когда-нибудь стану директором салона, у меня все будет по-другому: я буду создавать дружный коллектив, у нас будет одна большая семья. И действительно, когда мы открылись, у нас была «семья», были очень тесные отношения, мы дружили, вместе ходили в рестораны. Потом вся эта фамильярность обернулась негативом. Когда нужно было что-то переделывать, приходилось делать замечания — все это воспринималось с обидой. Поэтому я изменила свои взгляды на работу, выработала другую тактику общения с сотрудниками. В итоге пришлось для себя многое понять: в любом случае между персоналом и директором должна быть дистанция, только тогда замечания будут восприниматься правильно и будет возможность отслеживать и менять ситуацию в салоне».
итоги
Цена входного билета
Расчет для салона красоты, арендующего помещение в 100 кв. м, — три рабочих парикмахерских кресла, маникюрный кабинет, эстетическая косметология.
Единовременные расходы на открытие
Статья
|
Сумма, руб.
|
Ремонт
|
900 000
|
Оборудование
|
300 000
|
Компьютер, телефон
|
30 000
|
Создание юрлица и оформление документов
|
10 000
|
Итого единовременные расходы
|
1 240 000
|
Сколько приносит салон в месяц
Статья
|
Сумма, руб.
|
Доход
|
600 000
|
Постоянные расходы
|
275 000
|
в том числе:
| |
аренда помещения
|
70 000
|
стационарный телефон
|
500
|
заработная плата мастеров
|
180 000
|
заработная плата администратора, горничных
|
20 000
|
бухгалтерское обслуживание
|
4 000
|
канцтовары
|
500
|
Переменные расходы
|
75 000
|
в том числе:
| |
косметические средства
|
60 000
|
непредвиденные расходы
|
15 000
|
Итого расходы
|
350 000
|
Прибыль
|
|
Рентабельность
|
71%
|
Порог вхождения 1 590 000 руб.
Конкуренция
Количество салонов красоты — 200
Лидеры рынка: «Аркада», «Гарус», «Салон Юрия Тишина», «Салон Алевтины Лутовой», «Золотой век»
Количество салонов красоты класса «люкс» — 10-15
Услуга
|
Салон бизнес‑класса, руб.
|
Салон эконом‑класса, руб.
| ||
стрижка
|
700‑1300
|
300
| ||
маникюр
|
700
|
150‑500
| ||
педикюр
|
900
|
600
| ||
массаж
|
1500
|
нет
| ||
уход за лицом
|
500‑1000
|
400
| ||
spa‑обертывания
|
1500‑3000
|
нет
|
Класс
|
Средний чек, руб.
|
Отличительные характеристики
|
«Эконом»
|
300
|
Малопривлекательное
расположение,
|
«Бизнес»
|
2 тыс.
|
Место для парковки, красивый интерьер, квалифицированные мастера
|
«Люкс»
|
От 3 тыс.
|