«Самара-ТрансТелеКом» начнет развитие розницы с Мехзавода
Магистральный провайдер «ТрансТелеКом» сменил стратегию развития и выходит на массовый рынок. Компания начнет предоставлять физическим лицам услуги доступа в интернет, телефонии и кабельного телеви
Ранее «ТрансТелеКом» действовал только как магистральный (оптовый) поставщик доступа в интернет и из конечных потребителей сотрудничал только с крупными предприятиями. Но, как пояснил гендиректор ЗАО «Самара-Транс- ТелеКом» Андрей Колесник, темпы роста доходов от продажи магистрального трафика сокращаются — в последние годы на рынке появилось 4 новых игрока: Golden Telecom, Synterra, Orange BS, «Старт Телеком», в конкуренции с ними падают цены. Поэтому руководство «ТрансТелеКома» предложило своему акционеру — ОАО «РЖД» — смену стратегии. Этот шаг недавно был одобрен. С выходом в розницу емкость рынков, на которых присутствует оператор, увеличится в 4 раза. Кроме того, компания рассчитывает, что значительно увеличит выручку: по словам г-на Колесника, наценка провайдера, работающего с конечными пользователями, — 40-50%. По плану к 2015 г. по России оборот «Транс- ТелеКома» должен возрасти в 2,5 раза — до 50 млрд руб.
В рамках реализации стратегии выхода на розничный рынок «ТрансТелеКом» обзавелся розничным брендом и теперь называется «Компания ТТК». Оператор будет предлагать потребителям широкополосный доступ в интернет и другие составляющие пакета Triple Play: телефонию, кабельное ТВ. Сети ТТК строятся по популярной сегодня модели «оптика до подъезда» (FTTB), линии связи тянут до домов высотой не менее 5 этажей.
В Самаре освоение рынка начнется с поселка Мехзавод — там «ТрансТелеКом» построит опытную зону. Затем строительство будет вестись в других районах. Кроме того, по словам Андрея Колесника, сейчас рассматривается несколько вариантов приобретения участков сетей других компаний, которые используются недостаточно активно. Если сделки состоятся, купленная оптика будет объединена с сетями, построенными самостоятельно. Всего до конца 2008 г. «ТрансТелеКом» инвестирует в этот проект 40 млн руб.
Наконец, Андрей Колесник рассчитывает существенно расширить внутригородские сети своей компании, приняв участие в тендере на построение сети для городской администрации. Ранее представители муниципалитета заявляли «ДК», что, по его условиям, сумма контракта будет небольшой, но компания-подрядчик получит часть сетей в собственность и будет сдавать их муниципалитету в аренду (см. «ДК» № 9 (44) от 17.03.2008).
Эксперты по-разному оценивают перспективы «ТрансТелеКома» на самарском рынке телекоммуникационных услуг. Заместитель гендиректора АО — директор самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком» Виталий Клишин: «Они смогут рассчитывать на тех клиентов, которых пока не привлекли другие операторы. Рынок сейчас развивается бурно, темпы останутся высокими в ближайшие 2 года, и поэтому место для нового игрока найдется. Если только «ТрансТелеКом» не будет жалеть денег на развитие сетей, клиентские отделы и техподдержку».
Президент компании «Самтелеком» Игорь Бородулин полагает, что в ближайшее время «ТрансТелеКому» не удастся занять на рынке значительную долю. «Громкие заявления прозвучали, и сейчас компания начнет вкладывать деньги в несвойственный ей бизнес. Придется учиться, причем не один год. Тот же Triple Play нужно делать настоящий: цифровое, а не аналоговое телевидение, видео по запросу, все три услуги по одному кабелю, а не по трем разным. К тому времени, как «ТрансТелеКом» научится, может быть уже поздно. Уже сейчас с точки зрения банальной эрудиции рынок поделен: сети протянуты ко всем привлекательным объектам в городе, ценовые войны уронили рентабельность почти до нуля», — подытожил г-н Бородулин.
Эксперты отмечают, что самарскому подразделению «ТрансТелеКома» в ближайшее время придется сформировать инфраструктуру для работы с массовым клиентом: организовать круглосуточную службу технической поддержки и абонентские отделы, способные выдерживать постоянный наплыв жалоб, наладить систему приема платежей у населения, приобрести привлекательный контент для внутренних сетей и т.д. У каждого из крупных провайдеров это заняло около трех лет. Чтобы успеть за развивающимися конкурентами, «ТрансТелеКом» должен будет сделать это намного быстрее.
Тем не менее исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Самаре Сергей Елизаров считает, что «новый игрок сильно повлияет на рыночную ситуацию. Имея магистральный ресурс, «ТрансТелеКом» располагает огромным простором для ценовой конкуренции». Начав развитие на розничном рынке, «ТрансТелеКом-Самара» автоматически превратится в конкурента своих клиентов-дилеров, закупающих магистральный трафик, в частности «ЭР-Телекома». Однако использовать свои возможности для захвата розницы «ТрансТелеКом», скорее всего, не станет. «Огромная часть его доходов — это услуги провайдерам связи, и компания не пойдет на обострение отношений с партнерами. Скорее всего, «Транс- ТелеКом» будет действовать, исходя из существующей конъюнктуры», — полагает г-н Елизаров.
«Рушить рынок ценой мы не собираемся», — заявил Андрей Колесник, добавив, что рассчитывает на вновь подключающихся абонентов, а не на тех, кто уже является клиентом другой компании. Конкурировать «ТрансТелеКом» собирается по принципу «больше скорость за те же деньги». С началом оказания услуг в 2009 г. в Самаре компания предложит безлимитные тарифные планы в 512 кбит/с и 1 Мбит/с (сейчас в городе наиболее востребованы 128 кбит/с и 256 кбит/с) и намеревается ежегодно удваивать скорость.
ЗАО «Самара-ТрансТелеКом»
Зарегистрировано в 2000 г.
Работает на территории Пензенской, Самарской, Ульяновской областей и республик Мордовия и Башкортостан.
Доход за 2007 г. по всем видам деятельности составил 180 млн руб.
Доходы от оказания услуг связи в 2007 г. достигли 80 млн руб., превысив соответствующие показатели прошлого года на 24%.