Самарские ритейлеры занимают оборону у дома
Федеральные компании активно осваивают самарский продовольственный рынок. Местные ритейлеры работают в собственной нише, позиционируя свои торговые точки как «магазины у дома». Главные особенности
эксперты
Людмила Бродская
ведущий менеджер розничной сети ООО «Меркурий»
Дмитрий Брытков
руководитель проекта консалтинговой группы «МАРКС»
Светлана Вагнер
генеральный директор ООО «Любимый магазин»
Виктор Манадышев
генеральный директор сети магазинов «Главпродукт»
Ольга Митекина
начальник отдела кадров ООО «Роза»
Владимир Пасечник
генеральный директор сети магазинов «Остап»
Елена Скальская
пиар-менеджер ООО «Раменка»
Светлана Суханова
аналитик компании BRUNSWICK UBS
В чем их главные преимущества?
Как самарские продуктовые сети конкурируют с «федералами»?
Что ожидает «магазины у дома» в ближайшем будущем?
Ларьки, павильоны и магазины прилавочного типа уходят в прошлое. Растущая конкуренция в сфере розничной торговли побуждает игроков осваивать современные форматы самообслуживания.Сегодня рынок продовольственного ритейла развивается в основном за счет федеральных игроков, открывающих супер- и гипермаркеты. Местные «сетевики» размещают свои торговые точки вблизи жилых кварталов, в шаговой доступности для жителей определенного микрорайона. Пока рынок «магазинов у дома» развивается медленно ввиду высокого уровня конкуренции, недостатка финансовых средств и дефицита компактных торговых площадей.
Как отмечают эксперты, сети самарских «домашних» магазинов стали появляться задолго до активного начала федеральной экспансии в 90-х годах прошлого века. По словам начальника отдела кадров ООО «Роза» (сеть магазинов «Атлант») Ольги Митекиной, их компания 14 лет назад начала создавать первую в Самаре сеть продовольственных магазинов. А первый магазин сети «Остап» появился в 1996 г. Сегодня на самарском рынке работает несколько местных сетей, самые крупные из которых «Остап» (15 магазинов), «Любимый магазин» (12 магазинов) и «Меркурий» (10 магазинов).
По мнению руководителя проекта консалтинговой группы «МАРКС» Дмитрия Брыткова, «магазины у дома» не являются прямыми конкурентами супер- и гипермаркетам: «Это совершенно разные ниши на продуктовом рынке, рассчитанные на разные модели поведения потребителей. В гипермаркеты люди обычно приезжают раз в неделю, всей семьей и закупают сразу много продуктов. В «магазины у дома» приходят, когда нужно срочно пополнить запасы. Товарооборот одного гипермаркета равен обороту 10-20 «магазинов у дома».
В компании «Патэрсон» также заявили, что «ни о какой конкурентной борьбе на рынке Самары речи не идет все ключевые торговые места заняты федеральными операторами. Местные же четко позиционируют себя как «магазины у дома».
По оценкам экспертов, главная особенность формата удобство расположения торговых точек, обеспечивающее максимальную доступность для потребителей. «Такие магазины находятся в шаговой доступности для жителей определенного микрорайона», утверждает аналитик компании BRUNSWICK UBS Светлана Суханова. По ее словам, в России низкие показатели обеспеченности населения машинами менее 200 автомобилей на 1000 человек, поэтому важно, чтобы потенциальный покупатель мог дойти до торговой точки пешком. «Потребность в таких магазинах у населения высока, заявила пиар-менеджер ООО «Раменка» (сеть магазинов «Рамстор») Елена Скальская. Их предпочитают потребители, не имеющие возможности добраться до отдаленного супермаркета, и люди, совершающие покупки по дороге с работы домой». По оценке генерального директора ООО «Любимый магазин» Светланы Вагнер, радиус доступности для покупателей «магазина у дома» составляет 500-1000 м.
По словам ведущего менеджера розничной сети «Меркурий» Людмилы Бродской, для своих торговых точек компания специально подбирала места вблизи жилых кварталов с многоэтажными домами и удобными транспортными развязками. Причем, как полагает г-жа Бродская, совершенно необязательно это должен быть центр города. «Например, у нас есть магазин в Промышленном районе, и торговля там идет достаточно бойко, сообщила она. В так называемых «элитных» районах мы продаем не только товары повседневного спроса, но и более дорогую продукцию». По мнению генерального директора сети магазинов «Главпродукт» Виктора Манадышева, возле «магазина у дома» обязательно должна быть удобная парковка. Генеральный директор сети магазинов «Остап» Владимир Пасечник: «Все торговые точки нашей сети снабжены небольшими парковками на 15-20 машин».
Как отмечает Ольга Митекина, особой конкуренции магазины самарских компаний не ощущают из-за отсутствия поблизости торговых точек аналогичного формата. «Создавая свою сеть, мы специально выбирали места как можно дальше от торговых точек конкурирующих компаний», заявила Людмила Бродская. Светлана Вагнер: «Сильного давления со стороны конкурентов мы не испытываем. Каждый игрок изначально старается занять свою нишу. У каждого свой подход к покупателям».
Неудивительно, что ввиду своей ориентации на покупателей конкретного микрорайона своими главными конкурентами игроки считают торговые точки, появляющиеся поблизости. Именно они оттягивают покупателей у существующих магазинов. Чаще всего это супермаркеты крупных московских компаний. Так, Людмила Бродская считает главными конкурентами «Перекресток» и «Рамстор» они расположены близко к торговым точкам «Меркурия». «Хотя «Перекресток» открыл свой магазин на Московском шоссе неподалеку от нашего, число покупателей у нас не уменьшилось, заявила г-жа Бродская. Вообще, рентабельность нашего бизнеса из-за экспансии федеральных компаний не падает, а торговые обороты даже растут».
По мнению Виктора Манадышева, если правильно выбрать место для магазина, не столь существенным становится даже факт соседства с более крупным супермаркетом. «Тут нужно учитывать очень много нюансов, сообщил г-н Манадышев. Важно правильно оценить размеры торговых площадей, наличие транспортных путей и другие факторы».
Людмила Бродская сообщила, что компания «Меркурий» предпочитает покупать подходящие площади, а не брать их в аренду. «Аренда стоит довольно дорого, пояснила она. Правда, цены могут сильно разниться в зависимости от срока действия договора». По ее словам, «магазин у дома», взятый в аренду, может окупиться примерно через год, а средний срок окупаемости купленных торговых площадей составит 2-3 года.
Но сейчас, по словам Людмилы Бродской, подобрать подходящее помещение для такого магазина все труднее в Самаре практически не осталось мест, подходящих по всем показателям. Сказывается и характерный для нашего времени дефицит компактных торговых площадей. Владимир Пасечник: «Крупных торговых центров в городе возводится много. А магазины небольшого формата строить никто не хочет».
По мнению Дмитрия Брыткова, торговые площади «прилавочных» магазинов мало подходят для современных торговых форматов «слишком скромны». Поэтому, как полагает г-н Брытков, в будущем «магазины у дома» и супермаркеты станут развиваться за счет покупки площадей у торговых организаций других отраслей и площадей, занятых под другие сферы деятельности.
По мнению Виктора Манадышева, формат «магазина у дома» привлекателен прежде всего тем, что это торговые точки для повседневных покупок, поэтому у них много постоянных покупателей. По словам Ольги Митекиной, большую роль играет сила привычки. «Некоторые люди покупают у нас продукты с самого открытия», утверждает она.
Как отмечает Светлана Суханова, сегодня в России форматы «магазина у дома» и дискаунтера практически не отличаются друг от друга. «На Западе «магазинами у дома» называют небольшие заведения площадью порядка 70 кв. м, в которых продают самые необходимые товары хлеб, сосиски, горячие сэндвичи, пояснила она. А в России в этом формате работают в основном дискаунтеры «Магнит», «Пятерочка» и другие. Они открывают магазины площадью 250-700 кв. м с более широким ассортиментом продукции, чем у западных магазинов».
По мнению Дмитрия Брыткова, в России торговые форматы не выражены так четко, как на Западе. «Магазины у дома» расположены в жилых кварталах и рассчитаны на повседневные покупки, подчеркивает г-н Брытков. Это и есть их главная особенность».
Как считают сами самарские ритейлеры, «магазины у дома» отличаются от дискаунтеров более широким ассортиментом продукции, лучшим качеством обслуживания и более высокими ценами. «Ассортимент дискаунтера, как правило, составляет порядка трех тыс. наименований, пояснила Людмила Бродская. В наших же магазинах он достигает 15 тыс. наименований». По ее мнению, наиболее прибыльные для «магазина у дома» товары повседневного спроса хлеб, молоко, фрукты: «Эта группа товаров в наших магазинах обновляется каждый день. Наценки здесь небольшие, но высока и оборачиваемость средств». По ее словам, менее приоритетны для «магазина у дома» кондитерские изделия и алкоголь. И, наконец, есть группа сопутствующих, непрофильных для магазинов товаров, которые приобретаются в основном для ассортимента. Владимир Пасечник: «Промышленные и хозтовары мы продаем довольно дорого. Для нас это второстепенный товар на него выше и торговая наценка».
По словам Светланы Вагнер, торговая площадь магазинов их компании составляет от 150 до 600 кв. м, а ассортимент продукции от 4 до 8 тыс. наименований. «Наши магазины не позиционируются как дискаунтеры, сообщила г-жа Вагнер. Главная особенность формата «у дома» не низкие цены, а уютная домашяя обстановка и близость к жилому кварталу». По ее словам, сумма среднего чека в магазине составляет 140 руб. «Кроме того, мы ведем политику формирования лояльного отношения к нам со стороны потребителей, подчеркнула она. Например, у нас действуют 5%-е дисконтные карты и 5%-е пенсионные карты, выдаваемые пенсионерам при предъявлении удостоверения». По словам Владимира Пасечника, цены на продукты в магазинах сети «Остап» примерно на 10% выше, чем у дискаунтеров.
Как отмечает Дмитрий Брытков, дискаунтеры и «магазины у дома» объединяет принцип удобного местоположения в жилом районе, именно поэтому магазины этих форматов напрямую конкурируют друг с другом. Дмитрий Брытков: «Уяснить различие между этими форматами можно на одном простом примере. Когда «Копейка» приобрела «Самара-продукт», ассортимент в магазинах снизился с 10-15 тыс. до 3 тыс. наименований. Это вызвало резко негативную реакцию у потребителей. Покупатели «Самара-продукта» привыкли к более широкому выбору, поэтому с потребительской точки зрения формат «магазина у дома» однозначно предпочтительнее дискаунтера».
«Самара-продукт» был нашим основным конкурентом, заявил Владимир Пасечник. Но теперь самарские магазины «Копейки» предлагают настолько ограниченный ассортимент, что это нельзя даже воспринимать всерьез». По словам г-на Брыткова, дискаунтеры («Магнит», Пятерочка») склонны расширять ассортимент из-за давления со стороны покупателей. «Однако выгодно ли это для получения максимальной прибыли большой вопрос, прокомментировал Дмитрий Брытков. У магазинов с ограниченным ассортиментом намного меньше и издержки. Например, у той же «Копейки» торговые обороты по сравнению с «Самара-продуктом» снизились. А прибыль, возможно, и не уменьшилась. Новые хозяева снизили затраты за счет экономии на сервисе и более низких закупочных цен».
Формат «магазина у дома» дает больше возможностей подстроиться под конкретного покупателя, отслеживать изменения потребительского спроса. Например, по словам Владимира Пасечника, сеть магазинов «Остап» работает с поставщиками напрямую и очень быстро обновляет ассортимент. «У нас все делается гораздо проще, чем в торговых точках крупных федеральных сетей, пояснил г-н Пасечник. Если какой-нибудь товар в магазине заканчивается, мы тут же закупаем новый. А они сначала подают заявку в распределительный центр, а потом ждут поставок». Отлаженная система логистики и прямые поставки дают возможность «магазинам у дома» торговать скоропортящимися продуктами.
Людмила Бродская говорит, что у магазинов их сети много постоянных покупателей, которые уже знают, на каких стеллажах лежат нужные им товары, общаются с продавцами. Поэтому большое значение приобретает качество и свежесть продукции. Человек, единожды купивший заплесневевшую колбасу или тухлую рыбу, второй раз в этот магазин уже не пойдет и всем соседям своим отсоветует. «Мы стараемся своих покупателей не терять, заявила г-жа Бродская. Если есть какие-то претензии, они их всегда высказывают, и директора магазинов принимают меры».
По мнению Светланы Сухановой, наиболее перспективные торговые форматы сегодня дискаунтеры (к которым г-жа Суханова причисляет и «магазины у дома») и гипермаркеты. Последние, по ее мнению, фактически заменяют продовольственные рынки, они привлекательны широким ассортиментом товаров (15-20 тыс. наименований) при относительно низких ценах. На начало года, по ее словам, доля дискаунтеров на продовольственном рынке России составляла 10%, гипермаркетов 5,4%. На начало 2007 г. ожидается изменение этих показателей до 15,3% и 9,4% соответственно.
В Самаре, по оценкам экспертов, рынок «магазинов у дома» развивается довольно медленно. По словам Ольги Митекиной, за последние годы число торговых точек у сети «Атлант» не изменилось у них по-прежнему 6 магазинов. Торговая сеть «Меркурий» открыла свой последний магазин примерно 2 года назад. «Единственная динамично развивающаяся самарская сеть «Любимый магазин», сообщил Дмитрий Брытков. По словам Светланы Вагнер, компания в этом году уже открыла 5 магазинов и готовится открыть еще два.
«В отличие от федеральных сетей, самарские развиваются довольно медленно, заявил Виктор Манадышев. Проблема в том, что мы открываем целевые магазины определенного назначения. Например, у нашей компании специфика чисто гастрономическая, мы даже не торгуем сопутствующими товарами. В нашем ассортименте довольно много скоропортящихся продуктов. А значит, необходимо мощное холодильное оборудование, должна быть четко отлажена система логистики. Все это требует тщательной подготовки и солидных инвестиций».
Владимир Пасечник считает, что в ближайшие годы коренных перемен на самарском рынке «магазинов у дома» ожидать не приходится. «Новых самарских игроков, которые бы стали осваивать этот формат, я не вижу, заявил он. Рынок уже давно сформирован». По словам Ольги Митекиной, в формате «магазинов у дома» появление новых игроков если и возможно, то, скорее всего, это будут московские или питерские компании.
Как отмечают эксперты, в ближайшем будущем не исключена возможность продажи одной или нескольких самарских продуктовых сетей федеральным компаниям. Дмитрий Брытков: «Местным игрокам важно занять как можно больше торговых площадей, чтобы повысить привлекательность своего бизнеса и затем выгодней его продать. Конечно, сами компании вряд ли признаются, что у них есть такие намерения. Но никто и не скажет, что это исключено. По-моему, вопрос только в цене».
Виктор Манадышев считает, что будущее в любом случае за магазинами самообслуживания: «Поэтому мы намерены развивать нашу сеть супермаркетов». По его словам, торговля через прилавок постепенно уходит в прошлое.
По мнению Людмилы Бродской, в будущем «магазины у дома» вытеснят торговые павильоны, киоски и обыкновенные «прилавочные» магазины. «Эту тенденцию можно наблюдать уже и сейчас, утверждает она. Торговые павильоны сейчас вообще отмирают, магазинов, в которых торгуют через прилавок, тоже становится меньше».
Согласно исследованиям, проведенным КГ «Маркс», по данным на 1 апреля 2006 г., доля магазинов самообслуживания по числу торговых точек на самарском продуктовом рынке составляла всего 10%. В то же время они занимали 59% всех торговых площадей. «В ближайшем будущем общее число магазинов сократится за счет того, что станут закрываться торговые точки прилавочного типа, уверен Дмитрий Брытков. Но общий размер торговых площадей снижаться не будет из-за того, что появится больше супермаркетов». По его мнению, более динамично станет развиваться формат «магазинов у дома» открывать их проще, быстрее и дешевле, чем гипермаркеты.
«Магазин у дома» небольшой магазин, расположенный вблизи жилого района, который предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса.
детали
Ассортимент классического «магазина у дома» не превышает 5 тыс. наименований
Основные технические характеристики торговых форматов
Формат | Ассортимент (тыс. наименований) | Торговая площадь (кв. м) |
товары для дома | до 5 | 250500 |
«магазин у дома» | до 5 | 300600 |
дискаунтер | 12,5 | 450800 |
гипермаркет | 2550 | 400010000 |