Самарским банкам тесно в своем регионе
Банки Самарской области увеличивают сеть филиалов в других регионах. В большинстве случаев кредитная организация следует на новую территорию за развивающимся опорным клиентом. Но в последнее время
В 2007 г. два крупных самарских банка «Солидарность» и Первый Объединенный Банк планируют создать подразделения за пределами домашнего региона. В планах КБ «Солидарность» открытие 10 собственных подразделений, в том числе и за пределами Самарской области: в Ульяновске, Саратове, еще 4-6 регионах Приволжского и Центрального федеральных округов, кроме того в Москве и Санкт-Петербурге. Первобанк планирует вести экспансию, создавая свои филиалы и покупая кредитные организации на Урале, в Сибири и на Юге России. Выбирать банки для поглощения будут исходя из наличия у них устойчивой клиентской базы, расположения в экономически привлекательном регионе и принципов эффективности работы этих кредитных организаций, сообщают в пресс-службе Первобанка. Инвестируя в территориальное развитие, Первобанк и «Солидарность» ставят задачи расширения зоны присутствия по сути, самостоятельно заходят на новые рынки. Как полагают наблюдатели, это позволяет говорить о перемене тренда в территориальном развитии банков Самарской области.
До сих пор самарские банки были ведомыми в территориальной экспансии. Большинство инорегиональных филиалов предназначались для обслуживания дочерних структур опорных клиентов в других областях. Например, у тольяттинского АвтоВАЗбанка почти все действующие сегодня филиалы в Самаре, Сызрани, Москве, Димитровграде, Оренбурге и Чебоксарах созданы в 1989-1994 гг. для поддержки поставщиков и дилеров автозавода. Кроме того, у компании один филиал на Кипре. Банк «Волга-Кредит» развивался вслед за Куйбышевской железной дорогой, обосновавшись помимо Самары и области в Пензе, Набережных Челнах, Волгограде и Оренбурге. ФИА-Банк создал свой единственный филиал за пределами области в Республике Саха (Якутия), когда начал финансировать золотодобывающие компании, учрежденные самарскими бизнесменами. Как заявлял ранее председатель правления Тольяттихимбанка Александр Попов, банк из Автограда, минуя другие города области даже Самару, пойдет сразу в Краснодарский край, где расположена часть активов «Тольяттиазота».
Главный экономист аналитического управления Альфа-Банка Наталья Орлова: «В 90 случаях из 100 филиал банка за пределами родного региона создается из-за развития опорных корпоративных клиентов. Они ведут более быструю экспансию, чем кредитные учреждения, и скоро начинают нуждаться в банковских услугах расчетно-кассовом обслуживании, кредитовании партнеров и прочих в новых регионах присутствия. Не желая делить клиента с конкурентами, банк создает филиал в этой области. А игроки, запаздывающие с территориальным развитием, рискуют потерять клиентов, растущие требования которых уже не в состоянии удовлетворять».
Конкуренты вынуждают выходить на инорегиональные рынки
Новая рыночная тенденция состоит в том, что теперь местные банки выходят на новые рынки самостоятельно, ради повышения конкурентоспособности и расширения бизнеса. Причина этого в конкуренции самарский рынок банковских услуг насыщен, на начало 2007 г., по данным Центробанка, на территории региона работали 22 кредитных организации с центром в Самаре и 51 иногородний банк. Было размещено 246 допофисов, 392 операционные кассы вне кассового узла и 26 кредитно-кассовых офисов. «В целом банковскими услугами охвачены все города и районные центры области», резюмируют в ЦБ.
Сейчас банки нацеливаются на экономически развитые территории, где уровень конкуренции за клиентов не столь высок. Как отмечает аналитик «Финама» Ольга Беленькая, основные критерии привлекательности области для банков наличие там платежеспособного спроса на их услуги, низкое насыщение рынка, слабое развитие отдельных направлений банковского бизнеса, таких как факторинг, лизинг. По словам начальника пресс-службы КБ «Солидарность» Алексея Сорокина, в регионах, где банковские услуги еще не развиты, банкам с проработанными продуктами легче сразу занять крупную долю или нишу, если не развито отдельное направление бизнеса. Вице-президент Первобанка Денис Хадеев считает, что «регионалы» могут изменить свои кредитные продукты под отдельного клиента и выдать займ быстрее «федералов».
По мнению Натальи Орловой, наиболее важный фактор для региональных банков при выборе области для экспансии наличие в ней личных контактов руководителя банка с местными бизнесменами. Они сами и их компании становятся первыми клиентами нового подразделения. «Сроки окупаемости заметно сокращаются, если подразделение открывалось под конкретного клиента или группу клиентов», подтверждает слова аналитика старший зампредправления банка «Волга-Кредит» Алексей Юрченко.
С другой стороны, на инорегиональную экспансию делают ставку лишь некоторые банки. Многие банкиры видят потенциальную выгоду от дальнейшего развития внутри региона. «По оценкам экспертов, лишь порядка 50% населения пользуются услугами банков. В 2007 г. мы продолжим развитие сети: планируем открыть не менее 10 допофисов в регионах присутствия, но дальнейшего расширения географии сети не планируем», заявил заместитель председателя правления НТБ по работе с клиентами Александр Догадкин.
Развитие требует реструктуризации банка
Удаленность подразделений банка, возникающая при выходе на инорегиональные рынки, ставит жесткие требования к его организационной структуре. Эксперты считают, что при больших темпах роста сети 5-7 филиалов в год банк начинает нуждаться в дирекции по развитию. Она создает схему захода в регион, по которой тиражируются инорегиональные филиалы.
По словам Дениса Хадеева, Первобанк создаст такое подразделение в ближайшие месяцы после принятия стратегии развития. Модель управления банка из вертикально-интегрированной планируется сделать матричной и процессной. За бизнес-процессы будут отвечать менеджеры проектов, обладающие широким набором полномочий в пределах вверенных им направлений.
Центральный этап захода банка в новый регион покупка или аренда здания, набор и обучение персонала. В НТБ руководителями филиалов и их заместителями назначаются выходцы из тольяттинских подразделений банка, остальной персонал набирается на месте. Некоторые другие банки набирают на месте всех управленцев.
По словам Александра Догадкина, затраты на открытие банковского подразделения и период start-up составляют порядка $1 тыс. за 1 кв. м площади офиса, без учета стоимости приобретаемого помещения или его аренды. Андрей Борисов, председатель совета директоров ГК «b2b», оценивает средние затраты в зависимости от юридической формы организации подразделения: представительство от $12 до $24 тыс., филиал (без недвижимости) от $100 тыс. С помещением, по оценкам участников рынка, цена возрастает до $300 тыс. в среднем. По традиции для работы с корпоративными клиентами банк должен иметь помещения в деловом квартале, с качественной отделкой интерьера. Окупаются инвестиции по-разному, отмечают участники рынка. В бизнес-планах, к примеру, «Солидарности» на это дается 2 года, но бывает, что реальные сроки оказываются меньшими 9-12 мес.
После создания в новом регионе первого филиала банк получает возможность экономить на новых подразделениях, открывая допофисы. Эта технология уже опробована многими КБ в домашнем регионе. В прошлом году «Волга-Кредит» оптимизировал свою сеть, преобразовав все филиалы на территории Самарской области в дополнительные офисы . По словам Алексея Юрченко, это существенно снизило затраты на содержание подразделений, позволило быстрее внедрить ПО, оптимизировать работу с клиентами и продвигать услуги банка в рамках единой концепции.
Андрей Борисов считает, что ценность имеет не просто развернутая сеть филиалов, а реально наполненная бизнесом, клиентами и имеющая ощутимую долю локальных рынков.
Зачем местные банки открывают филиалы в других регионах
Почему инорегиональные рынки перспективны
Чем рискуют банки, заходя в регионы
Текст: Константин Дранч. dranch@dksamara.apress.ru
эксперты
Ольга Беленькая
аналитик инвестиционного холдинга «Финам»
Денис Хадеев
вице-президент ОАО «Первый Объединенный Банк»
Андрей Борисов
председатель совета директоров ГК «b2b»
Александр Догадкин
зампредправления КБ «НТБ» по работе с клиентами
Наталья Орлова
главный экономист аналитического управления Альфа-Банка
Алексей Сорокин
начальник пресс-службы КБ «Солидарность»
Алексей Юрченко
старший зампредправления КБ «Волга-Кредит»
Дополнительный офис форма организации подразделения банка, присутствует только в регионе, где зарегистрирована управляющая компания. Он не имеет собственного корр.счета, кроме того, набор предлагаемых в допофисе услуг, как правило, более узкий по сравнению с филиалом.
детали
1/3 филиалов местных банков открыты в регионах
Расположение подразделений банков Самарской области
Самарская область* Москва и Санкт-Петербург другие города РФ за пределами РФ
52,94%
(18) 8,82%
(3) 35,29%
(12) 2,94%
(1)
* Без учета допофисов
Источник: управление ЦБ РФ по СО
детали
1/3 филиалов местных банков открыты в регионах
Расположение подразделений банков Самарской области
за пределами РФ [2,94%]
Москва и Санкт-Петербург [8,82%]
другие города РФ [35,29%]
Самарская область [52,94%]
Источник: управление ЦБ РФ по СО;
* Без учета допофисов
детали
Столичный офис улучшает имидж банка
Одним из требований клиентов может быть наличие офисов во всех регионах присутствия партнера в том числе Москве и Санкт-Петербурге, где набирать новых клиентов региональным банкам трудно: федеральные банки и банки с иностранным капиталом, имеющие доступ к более дешевым и более «длинным» финансовым ресурсам, предлагают лучшие условия практически по всем продуктам. В таких случаях, по словам вице-президента Первого Объединенного Банка Дениса Хадеева, представительства открывают с единственной целью сосредоточить денежные потоки внутри банка.
Москва становится стратегически важным городом присутствия, столичный офис позволяет обслуживать централизованные холдинги, говорит главный экономист аналитического управления Альфа-Банка Наталья Орлова. Подразделения в столице имеют еще и представительские функции. Солидный имидж банка увеличивает его капитализацию, позволяет выйти на новый уровень корпоративных клиентов.
Создание филиалов в Москве сейчас в планах «Солидарности» и Первобанка на 2007 г. «Причины стремления в Москву интересы акционеров, потребности опорных корпоративных клиентов в наличии филиала, аккумулирующего финансовые потоки, поднятие рейтинга и имиджа банка, выход на новый уровень в финансово-банковском секторе», комментирует Денис Хадеев.