Сарафанное радио: неуправляемый канал распространения слухов или эффективный способ продвижения?
Большинство руководителей компаний почувствовали, что покупателям уже приелась традиционная реклама и клиенты не воспринимают ее как достоверный источник информации. Поэтому бизнес ищет новые формы
эксперты
генеральный директор «Априори Групп»
Эрнест Старателев
директор «Межотраслевого института персонала»
Михаил Чураков
директор Центра «Социальная Механика»
Елена Яшина
директор Центра корпоративного развития СГЭУ
В России сложилась благоприятная почва для развития сарафанного радио, считает директор Центра «Социальная Механика» Михаил Чураков. «Во-первых, у нас не очень развита миграция, — отметил эксперт. — И в большинстве случаев люди живут в тех регионах, где родились. Во-вторых, общество не склонно доверять государству и любым официальным структурам. Поэтому люди проживают жизнь среди родственников, знакомых, сотрудников, друзей — внутри неких локальных сообществ, где сарафанное радио — основной канал информирования, заслуживающий доверия».
Участники Дискуссионного клуба сошлись во мнении, что наиболее эффективно сарафанное радио работает либо в случаях, когда принимаются наиболее ответственные решения, например при приобретении квартиры, либо в тех сферах, которые носят некий налет интимности: стоматолог, парикмахер, вообще индустрия красоты — здесь для потребителя очень важен личный опыт. Но, как уверены эксперты, продвигать компанию, используя одно только сарафанное радио — невозможно. «Это слишком дорогостоящий процесс», — пояснил генеральный директор «Априори Групп» Сергей Беседин. По его информации, в Москве себестоимость сарафанного радио составляет $25,4 на один контакт, а один показ на областном, не всероссийском, телеканале с охватом 200 тыс. человек обходится в 500 тыс. руб. (стоимость контакта — 1,5-3,5 руб.). «Агентства, которые пытаются себя раскрутить именно как агентства сарафанного радио, берут $8 тыс. за 400 контактов, — сказал г-н Беседин. — Выгодно это вашему бизнесу или нет — считайте сами».
Михаил Чураков подтвердил, что сарафанное радио нельзя назвать доступным каналом продвижения: «Два года назад мы консультировали риэлторское агентство. Выявили, что из 500 их клиентов за 2,5 года 200 пришли через сарафанное радио. При этом агентами влияния были добровольцы, искренние в своих рекомендациях. Они говорили: отличное агентство, быстро делают, берут немного денег за свою работу, но самому агентству приходилось поддерживать такой имидж. На то, чтобы работать по-семейному, по-доброму и по-душевному, они потратили сумму, соотносимую с той, что назвал Сергей. Но каждый клиент, пришедший в агентство, приносил ему $500 чистой прибыли, и в данном случае это было чрезвычайно эффективно».
Елена Яшина, директор корпоративного развития СГЭУ, заострила внимание аудитории на том, что, общаясь с любым клиентом, надо помнить о том, что в его лице вы говорите еще с десятью: «Если у вас есть позитивная информация, то и эффект будет тоже позитивный. До 2/3 наших клиентов приходят по рекомендациям». Но надо понимать, что если опыт негативный, то он будет распространяться еще быстрее, предупреждает г-жа Яшина. При этом она отмечает, что, стремясь расширить число людей, которые понесут информацию о компании в массы, ни в коем случае нельзя пытаться их подкупить или просто платить им за это деньги. «Как только вы начинаете платить за то, что человек потребляет ваш продукт и считает его хорошим, вы блокируете его мотивацию, ему больше не нравится это делать», — поясняет г-жа Яшина.
Среди основных недостатков сарафанного радио эксперты назвали невозможность контролировать весь процесс: после запуска слух обрастает подробностями, начинается «испорченный телефон». Директор «Межотраслевого института развития персонала» Эрнест Старателев: «Допустим, вы запускаете информацию о том, что ваша продукция самая дешевая и самая качественная, а потом появляется «довесок»: она из китайских продуктов, от нее уже умерло 5 детей. Если в имидже компании есть хоть какой-то зазор, несоответствие, то негатив попадет именно туда». Г-н Старателев добавил, что при работе с сарафанным радио нужно четко понимать исходную репутацию компании и анализировать, насколько она целостная.
Еще один пример привела Елена Яшина: «Один, скажем так, не очень хороший вуз, который сейчас уже прекратил свою работу, для того чтобы сформировать положительный имидж качественного учебного заведения, распространил информацию о том, что занял 10-е место в каком-то рейтинге по стране. Но негатив пошел со стороны их же выпускников, и все усилия вуза были сведены на нет, потому что имидж хотя и был целостным, но отнюдь не позитивным. Прежде всего важно добиться толерантности к компании, изучая, что о вас думает потребитель».
Говоря о коммерческом эффекте сарафанного радио, Эрнест Старателев уточнил, что с помощью него невозможно раскрутить то, о чем мир просто не знает: с брендом работать проще, хотя бы потому, что у потребителя уже есть к нему какое-то отношение. В пример он привел кампанию Apple по продвижению iPhone: товар раскручивался исключительно при помощи сарафанного радио — на протяжении определенного времени создавался ажиотажный спрос на него. Эксперта поддержала Елена Яшина: «Если бренд достаточно устойчив, вы, конечно, можете запускать про него гадости, но, скорее всего, поверят не вам». Г-жа Яшина отметила, что когда запускается слух, в нем должен присутствовать элемент правдоподобия.
Михаил Чураков, напротив, выразил несогласие с мнением о том, что слух можно создать только на базе сформированного бренда. Эксперт привел пример возникновения необоснованного кредита доверия: «На завод приходит новый директор, которого никто не знает. Первое, что он делает — начинает ремонтировать туалеты, и тут же среди рабочих распространяется слух: «Новый директор сам из рабочих, поэтому о нас заботится. Он площадку расчищает, там будет бассейн для сотрудников». И отлично, имидж руководителя резко подскочил, и когда в этом округе началась избирательная кампания, то он за 20 дней победил всех местных депутатов». Елена Яшина, анализируя этот пример, обратила внимание на то, что информацию о компании могут передавать не только клиенты, но и персонал: «Особенно много примеров распространения негативной информации по продуктам питания. Если вы много рекламируетесь, то, не дай бог, ваш персонал говорит, что в ваших колбасных цехах грязь. Это разносится мгновенно. На моих глазах таким образом был погублен один пельменный бренд». Поэтому, по мнению г-жи Яшиной, необходимо проводить грамотную работу не только с клиентами, но и с сотрудниками. Более того, с помощью сарафанного радио можно поддерживать имидж компании как хорошего работодателя: главное здесь — понимать основные ценности компании и в связи с ними формировать общий целостный имидж, работать с персоналом на глубинном уровне и выбирать правильного коммуникатора. Постоянные позитивные коммуникации на тренингах, в СМИ в соответствии с целостным имиджем — это и есть главная составляющая успеха, считает Елена Яшина.
Однако часто сарафанное радио используется не только для продвижения компании на рынке, но и как средство борьбы с конкурентами. Эксперты отметили, что благодатной почвой для возникновения и формирования негативных слухов, как правило, становится дефицит информации. Чтобы избежать негатива в свой адрес, Елена Яшина рекомендует компаниям и их первым лицам просто увеличивать количество сообщений на единицу времени из достоверного источника информации. Согласен с ней и Михаил Чураков, который среди основных способов противодействия негативным слухам назвал открытость и прозрачность: «Чтобы о руководителе не распускались слухи, нужно создать вал информационных сообщений о нем: когда все известно, спросить нечего. Это может быть не совсем правда, «белый шум» или реальная открытость».
Эрнест Старателев обратил внимание собравшихся еще и на то, что борьба со слухами должна быть асимметричной, нельзя впрямую отвечать на выпады конкурентов. Так, по его словам, один из мясокомбинатов в соседнем регионе подвергся информационной атаке на тему качества продукции. Поднималась тема генетически модифицированных ингредиентов. Руководство начало действовать по принципу открытости: на мясокомбинат привезли журналистов, а потом провели круглый стол, на котором главный технолог предприятия — достоверный источник информации — произнесла следующую фразу: «У нас очень качественная продукция, мы уже много лет не используем генетически модифицированные ингредиенты». Информация о том, что главный технолог признает, что комбинат использовал генетически модифицированные ингредиенты, была быстро растиражирована. В результате оборот предприятия упал на 40%. «Лучше действовать, наращивая позитивные сообщения в плоскости, далекой от той, где возник негатив, — рекомендует г-н Старателев. — А может быть, стоит вообще не шевелиться: пролетят над головой ракеты — и ладно».