Сергей Кудрин: «2017 год стал временем «размораживания» инвестпроектов»
В условиях стабилизации экономики бизнес «размораживает» инвестпроекты и рефинансирует кредиты. Если один банк не готов идти компании навстречу, другой обязательно сделает ей лучшее предложение.
Глава регионального центра корпоративного бизнеса, заместитель управляющего Екатеринбургским филиалом АО ЮниКредит Банка Сергей Кудрин – о перераспределении компаний на рынке, «сложносочиненных» продуктах, которые есть не у многих, и ситуациях, когда приходилось «спасать» клиентов.
Этот год был непростым для банковского сектора страны. С какими итогами Екатеринбургский филиал ЮниКредит Банка подходит к его завершению?
– Если говорить о секторе в целом, ситуация была несколько напряженной из-за событий, происходивших в ряде банков. Однако к серьезным негативным последствиям они не привели – механизм санации через платформу ЦБ защитил рынок и клиентов от потрясений. В то же время объем прибыли вырос и, возможно, по итогам года он будет рекордным.
В течение последних пяти лет наш рынок развивается в условиях ужесточения конкуренции. Но ЮниКредит Банк остается крупнейшим банком с иностранным участием в России. Корпоративный бизнес демонстрирует сильные результаты, несмотря на некоторое снижение кредитного портфеля, обусловленного низким спросом со стороны заемщиков и ценовой конкуренцией. Что касается кредитования, думаю, Екатеринбургский филиал покажет прирост по активам (объему корпоративных кредитов) – в основном за счет расширения клиентской базы.
То есть, сегодня идет процесс перераспределения клиентов?
– В сегменте крупного бизнеса перераспределения нет. Зачастую с такими компаниями работают все крупнейшие банки (включая ЮниКредит Банк), и год от года меняется лишь объем нашего присутствия в их портфеле. В Уральском регионе речь идет о 8-10 игроках, на долю которых, по моей оценке, приходится порядка 50% объема кредитов.
Но понятие «корпоративный сегмент» – достаточно обширное. Мы относим к этой категории компании и группы компаний, совокупная выручка которых составляет более 300 млн. руб. в год. Процесс перераспределения клиентов в банковском секторе в большей степени связан со средним бизнесом. В отличие от крупнейших корпораций, обладающих широким выбором источников финансирования, такие игроки рассчитывают только на банковский ресурс и ищут наиболее выгодные условия. Они запускают новые проекты и готовы сотрудничать с новыми банками, впрочем, не разрывая отношений с существующим партнером. Чтобы привлечь их, мы должны предложить лучшие, чем у конкурентов, условия в части сроков, залогового обеспечения и, разумеется, стоимости кредитных денег.
Вы акцентируете внимание на кредитовании, поскольку для бизнеса это главный аргумент в пользу сотрудничества с банком. На какие цели и на каких условиях компании получают финансирование в 2017 г.?
– Во-первых, кредитование – один из основных видов деятельности банка. Во-вторых, корпоративный бизнес обслуживается там, где финансируется. Это правило рынка.
В течение 2017 года весь финансовый сектор находился под влиянием снижения ключевой ставки. На этом фоне сформировались два тренда. Первый – развитие рефинансирования: компании стремились снизить стоимость заемных средств. Если кредиторы не были готовы идти им навстречу, следуя динамике рынка, бизнес обращался за рефинансированием задолженности к другим игрокам. Второй тренд – возобновление инвестиционной деятельности. Когда стоимость финансирования стала двухзначной, а волатильность на валютном рынке слишком высокой, большие компании приостановили инвестиционные программы. Ведь начинать проект, не понимая его конечной стоимости и периода окупаемости, крайне сложно – от этого зависит стоимость финансирования и рентабельность для акционера. В 2017 году экономическая ситуация стабилизировалась, появилось ощущение равновесия. Стоимость фондирования снизилась: мы возвращаемся к привычным для клиентов ставкам – до 10%. ЮниКредит Банк может предложить очень хорошие условия фондирования. У нас один из лучших кредитных рейтингов в стране, что дает возможность привлекать ресурсы по минимальным на рынке ставкам.
Крупные компании – в фокусе особого внимания всех банков. На что делаете ставку вы, привлекая таких клиентов, помимо условий кредитования?
– ЮниКредит Банк имеет большую экспертизу по работе с документарным бизнесом: гарантии, аккредитивы, все, что связано с торговым финансированием. Мы входим в международную банковскую группу и располагаем широчайшей сетью корреспондентских отношений с банками за рубежом. Это напрямую влияет на стоимость и скорость сделки для клиентов.
Скажу больше, было несколько прецедентов, когда некоторые государственные банки не могли провести платежи из-за санкций или отсутствия корреспондентских отношений со странами, куда клиенты производили поставки, и наш банк спасал положение. Мы выступаем в роли расчетного банка и в очень сложных случаях, например, когда клиент поставляет товар на Ближний Восток по агентскому соглашению, при этом торговый дом, закупающий у него продукцию, находится в Европе.
Документарные лимиты банк предоставляет в рамках одного соглашения. Клиент получает гарантию, отправляет нам извещение о желании использовать свой лимит, и мы в течение трех дней отпускаем необходимые продукты. Если в составе корпорации несколько юридических лиц или это группа связанных заемщиков, мы подписываем соглашение с одним из них. В дальнейшем он может дать распоряжение о предоставлении продукта любому участнику группы.
Ваш банк также участвует в сделках слияний и поглощений. В каком качестве вы выступаете?
– Мы действительно реализуем корпоративно-инвестиционные сделки в регионе. На этом рынке ограниченное количество игроков, и они берутся только за очень крупных клиентов, в то время как региональные компании-лидеры выпадают из их поля зрения. Мы же работаем с компаниями среднего корпоративного сегмента.
Например, в 2016 году ЮниКредит Банк привлек к участию в капитале завода «Уралпластик» международную компанию по производству упаковки и бумажной продукции Mondi Group.
В рамках корпоративно-инвестиционных сделок банк выступает в роли консультанта и помощника. Мы обладаем большим опытом экспертизы. Акционеры же сталкиваются с ситуацией продажи бизнеса раз или два в жизни, и, не располагая достаточной информацией об аналогичных сделках (обычно она носит закрытый характер), могут быть введены в заблуждение. Сначала мы готовим предложение для покупателей: команда изучает бизнес, интервьюирует ключевых сотрудников, описывает стратегию, положение компании на рынке. После чего материалы отправляются потенциальным инвесторам. Заинтересовавшиеся подписывают соглашение о конфиденциальности и получают расширенные данные. Для процедуры дью-дилидженс, как правило, приглашается один из аудиторов «большой четверки». По результатам инвестор делает предложение, и начинается переговорный процесс. Он может занять месяцы, даже годы. Как правило, корпоративно-инвестиционные сделки закрываются в срок от 6 месяцев до 2 лет. Сейчас наш филиал работает над несколькими подобными проектами, но пока они не завершены.
Банк видит состояние конкретных компаний и рынков в целом изнутри. Какие отрасли сегодня пребывают в лучшей форме?
– Отрасли, демонстрирующие опережающий рост, – сельское хозяйство и аграрный сектор в целом, машиностроение в энергетике. Раньше такие компании серьезно конкурировали с крупнейшими мировыми концернами, такими как ABB и Schneider. Когда продукция последних стала в два раза дороже, отечественные игроки получили существенную фору. Хорошие показатели демонстрируют все экспортеры, выигравшие за счет снижение затрат, номинированных в рублях. Могу сказать, что доходы российских корпораций в принципе растут.
Каков ваш взгляд на перспективы отечественного банковского сектора в ближайшие годы? Каковы планы Екатеринбургского филиала по развитию бизнеса в 2018 году.
– Есть устойчивое выражение «сдержанный оптимизм», оно более всего подходит для определения наших ожиданий в отношении перспектив банковского сектора. Мы не видим оснований для ухудшения ситуации и смотрим в будущее с некоторым оптимизмом. Компетенции и возможности позволят банку органически расти на рынке. Рассчитывать на значительное увеличение показателей в корпоративном сегменте не приходится, плюс 10% – наиболее реалистичный сценарий на 2018 год.