«Сетевики» развивают самарскую логистику
Рынок складской недвижимости в Самаре бурно растет. О планах строительства складских терминалов заявили несколько крупных местных игроков и международные логистические операторы. Спрос на услуги ск
Виктор Антипов
генеральный директор «Индэст-Development»
Валерий Безрученко
заместитель генерального директора по логистике ООО «Имплозия»
Александр Зиновьев
заместитель генерального директора по развитию Средневолжской логистической компании
Рустем Мустафин
специалист отдела маркетинга компании «РосТрансТерминал»
Дмитрий Петряшов
аналитик ООО «ЭТМ», член Самар-ского маркетингового клуба
Изяслав Резник
заместитель генерального директора ООО «Современные строительные технологии»
Роман Романов
ипотечный брокер компании «Технология управления»
Андрей Скатин
и.о. директора по логистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
Кто формирует спрос на логистические услуги в Самаре?
Как изменит рынок строительство новых терминалов?
Сегодня рынок складской логистики в Самаре развит недостаточно и не отвечает требованиям крупных компаний, которые заинтересованы в качественных услугах по хранению товаров. В последние год-два на самарский рынок вышло множество сетевых федеральных и иностранных ритейлеров, в числе которых ТД «Копейка», «Рамстор», «Ашан», Castorama и др. Бизнес в области развивался опережающими темпами по сравнению с инфраструктурой. Ситуация осложнялась тем, что кроме качественных складских помещений компаниям-заказчикам требовался полный набор логистических услуг, который операторы далеко не всегда могли предоставить.
Крупные компании развивают собственное складское хозяйствоКак сообщил и.о. директора по логистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Алексей Скатин, у его компании 28 логистических терминалов, 7 из которых относятся к классу А. По его словам, решение о сооружении собственного склада в Самаре было принято уже на этапе строительства завода «Балтика-Самара», который был открыт в 2003 г. Алексей Скатин: «В то время было достаточно сложно найти соответствующий нашим требованиям складской терминал. Он должен быть оборудован автоматической системой вентиляции и отопления, позволяющей обеспечить идеальный температурный режим хранения, не зависящий от погодных условий». Как сообщил г-н Скатин, в связи с расширением производства в Самаре в компании приняли решение увеличить площадь терминала с 8,5 тыс. до 12,5 тыс. кв. м.
Как подчеркивает г-н Петряшов, Самарская область один из самых перспективных регионов для строительства логистических терминалов благодаря развитой инфраструктуре и активности федеральных торговых сетей: «Например, в Ульяновске ситуация совершенно иная нет такого количества торговых сетей и намного хуже развита инфраструктура. Поэтому там после завершения строительства терминала класса А площадью 100 тыс. кв. м будет наблюдаться не дефицит, а переизбыток складских площадей». По мнению Дмитрия Петряшова, главные потребители логистических услуг сегодня крупные сетевые компании, торгующие продуктами питания и бытовой техникой, а также строительные ритейлеры.
Притоку инвестиций способствует и довольно высокая доходность этого бизнеса. По оценкам экспертов, себестоимость строительства складского терминала колеблется от $700 до $1 тыс. за кв. м. По мнению специалиста отдела маркетинга компании «РосТрансТерминал» (входит в ассоциацию «Версиво») Рустема Мустафина, доходность инвестиций напрямую связана с себестоимостью проекта: «При благоприятных условиях строительства терминала его рентабельность может составить 20-30% при сроке окупаемости в 5-7 лет. Однако инвестор может получать прибыль не только от операционной деятельности, но и от удорожания самой недвижимости или роста капитализации бизнеса. Но эта прибыль станет осязаемой лишь при продаже бизнеса или в случае привлечения кредитных средств под залог недвижимости».
Крупнейший игрок рынка Средневолжская логистическая компания (СЛК). По словам заместителя генерального директора по развитию СЛК Александра Зиновьева, сегодня компания располагает 55 тыс. кв. м складской площади класса A и 25 тыс. кв. м класса B. Другие игроки занимают более скромные площади. Например, федеральный логистический оператор «Русская логистическая служба» (РЛС) арендует склад площадью 10 тыс. кв. м у самарской компании «Виктор и Ко. Мегакомплекс на Московском». Порядка 20 тыс. кв. м складских площадей на Заводском шоссе принадлежит компании «Сервис-партнер».
По мнению Александра Зиновьева, в услугах складской логистики заинтересованы и крупные производственные предприятия, которые по мере увеличения объемов производства все чаще сталкиваются с проблемами дефицита складских мощностей. Например, компания Nestle несколько лет назад построила в Самаре собственный склад площадью 18 тыс. кв. м. Но потом его стало не хватать, и компания решила воспользоваться услугами логистических операторов.
Первыми на усиление спроса со стороны федеральных сетей отреагировали крупные местные игроки ассоциация «Версиво» и «Виктор и Ко. Мегакомплекс на Московском». Как сообщили в пресс-службе «Виктор и Ко», компания ведет строительство логистического парка, состоящего из нескольких складских комплексов класса А общей площадью 140 тыс. кв. м. Первая очередь объекта (35 тыс. кв. м) уже сдана, во втором квартале этого года планируется завершить строительство второй (два комплекса по 30 тыс. кв. м). Парк расположится рядом с торгово-развлекательным комплексом «Мегакомплекс на Московском». Сумма инвестиций, необходимых для реализации проекта, порядка $46 млн. По словам Рустема Мустафина, после завершения строительства все площади комплекса предположительно будут сдаваться в аренду по очередям всем заинтересованным компаниям. По оценке Романа Романова, сегодня расценки за аренду складской недвижимости составляют в среднем 500-600 руб. за кв. м.
Реализация описанных проектов, по оценкам экспертов, будет иметь два важных последствия. Во-первых, перераспределятся доли основных игроков. По мнению Дмитрия Петряшова, передел рынка может начаться уже летом или осенью этого года, когда компания «Виктор и Ко» достроит свой логистический комплекс площадью 140 тыс. кв. м. В этом случае она автоматически станет лидером по объему площадей. Соответственно, уменьшится доля главного игрока Средневолжской логистической компании. Рустем Мустафин уточнил, что складской комплекс, принадлежащий компании «Виктор и Ко», трудно воспринимать как единое целое, поскольку площади будут сдаваться в аренду не одному, а нескольким логистическим операторам. «Поэтому в дальнейшем можно будет говорить о рыночных долях именно этих компаний на самарском рынке складских услуг», пояснил г-н Мустафин. В результате, по мнению экспертов, значительная часть рынка может быть распылена между несколькими операторами. Тогда у СЛК есть шансы сохранить лидерство.
Сегодня рынок логистических терминалов находится еще в стадии становления, поэтому он развивается в основном экстенсивно преимущественно за счет ввода новых объектов и расширения площадей. Интенсивное, качественное развитие начнется через 2-3 года, когда емкость рынка будет заполнена. Крупные федеральные компании заинтересованы не только в наличии складских помещений, но и в комплексных логистических услугах, таких как ответственное хранение грузов, таможенный склад, кросс-докинг, электронные уведомления о приемке и др.
Около половины опрошенных «ДК» экспертов скептически оценивают шансы этих компаний на успешный выход на самарский рынок складской недвижимости. По словам Изяслава Резника, у них может возникнуть одна общая проблема трудности с оформлением земельного участка. По мнению Романа Романова, развитие рынка складской недвижимости сдерживает дефицит свободных участков земли в Самаре: «По закону все сделки купли-продажи земли в городе осуществляются только с разрешения областного правительства. К объекту должны быть подведены все коммуникации. Сделать это подчас дороже, чем построить «коробку» здания».
Из-за ограниченности объема таких заказов площадь терминалов вряд ли превысит 30 тыс. кв. м, и перенасыщение по площадям рынку складской недвижимости в ближайшие 5-6 лет не грозит. Емкость самого рынка логистических услуг постоянно растет за счет прихода новых федеральных сетей и расширения действующих, и все построенные логистические комплексы найдут своего потребителя.
В 2007-2008 гг. в Самаре будет построено 125 тыс. кв. м складских терминалов
Площадь действующих и строящихся логистических терминалов класса А, тыс. кв. м
Компания | Площадь действующих терминалов класса А | Площадь терминалов, которые будут введены в 2007-2008 гг. |
«Виктор и Ко» | 35 | 105 |
СЛК | 55 | |
«Версиво» | 20 |
Источник: данные участников рынка.