Шесть стартапов, сбежавших в кризис из России на Запад
Объем инвестиций в российские компании в 2015 году сократился втрое по сравнению с 2014-м. Вслед за инвесторами из РФ уходят и стартапы в надежде на валютную выручку и внимание западных фондов.
Forbes выбрал шесть российских компаний, которые в стремлении снизить потери в России развернулись в сторону других стран и зарубежных инвесторов, готовых вложиться в перспективные проекты.
«Юмисофт»
Продажа решений для управления сайтами
Компания «Юмисофт» с 2007 года развивает свой конструктор сайтов. В 2015 году дела компании ухудшились, и летом «Юмисофт» перешла к активной экспансии.
«Если годом ранее с нами за месяц прекращали работать не больше 200-250 пользователей в месяц, то в 2015 году «смертность» выросла в два раза», — говорит генеральный директор «Юмисофт» Сергей Котырев.
Раньше отток клиентов объяснялся их переходом к конкурентам или профессиональным веб-разработчикам, теперь в ответ на звонок бывшие клиенты сообщали, что они закрыли бизнес. В качестве новых рынков компания «Юмисофт» выбрала страны Латинской Америки (за исключением Бразилии) и Испанию. За полгода на новых рынках удалось получить 10,5 тыс. клиентов, доля зарубежной выручки уже составляет 10%, что позволяет сохранить общую выручку на уровне 2014 года.
«Российский рынок для нас перестал расти, так что у нас нет выхода, нужно идти на развитые рынки и увеличивать валютную выручку, чтобы спасти бизнес от обесценивания на фоне ослабления рубля», — говорит Котырев.
Виртуальный планировщик помещений
Компания Planner 5D - стартап Алексея Шереметьева и Cергея Носырева по продаже веб-платформы и мобильного приложения для виртуальной планировки помещений. Изначально предприниматели нацелились на зарубежных клиентов, но начали бизнес в России. В мае 2014 года Planner 5D переехал в Вильнюс. В числе основных причин - желание быстрее нарастить выручку и привлечь инвестиции иностранных фондов.
«Если мы были в России, может быть, нам бы тоже удалось сделать продажи за рубеж, мир бизнеса не так взбудоражен политикой, дела ведутся спокойно. Но, конечно, в Европе бизнес оказался больше готов к нашим предложениям — дело не только в кризисе в России, но и вообще в большем желании европейцев пробовать новое. С бизнес-климатом в России катастрофы не произошло, не надо сгущать краски, но откровенно скажем, что если бы мы остались в Москве развивать проект, нам бы было сложнее», — говорит Шереметьев.
Сегодня у Planner 5D 4 млн пользователей, на Россию приходится только около 25% трафика, а ежемесячную выручку удалось увеличить до $60 тыс. Planner 5D договорился с пятью европейскими компаниями о создании планировщика под их собственным брендом. Сейчас компания разрабатывает приложение «мебельной» виртуальной реальности для Google Cardboard.
JivoSite
Сервис для онлайн-консультаций на сайтах
Создатель сервиса онлайн-консультаций для сайтов JivoSite Тимур Валишев еще в 2013 году перевел интерфейс сервиса на английский, зарегистрировал компанию в США и нашел европейских и американских клиентов. База клиентов JivoSite за два года выросла с 50 тыс. до 120 тыс., а выручка перевалила за $1 млн. На Западе JivoSite столкнулся с еще большей конкуренцией, чем в РФ. Темпы роста аудитории в США оказались в два раза ниже.
«В США продукты конкурентов оказались сильнее и дешевле, потенциальные пользователи — требовательнее, а реклама и маркетинг — дороже, так что «серебряной пули» для раскручивания продаж на американском рынке мы пока не нашли», — признается Валишев.
15% аудитории проекта сегодня — из Бразилии, США и Индии. Валишев планирует увеличить долю зарубежной выручки до половины в ближайший год за счет выхода JivoSite на рынки стран Латинской Америки, Испании, Вьетнама и Малайзии. Западный рынок для JivoSite в десятки раз больше отечественного, считает Валишев. Но и в России Jivosite не рассчитывает снижать обороты.
«Наверное, у малого бизнеса свои законы развития в кризис — ведь бизнес часто открывают те, кто не смог найти высокооплачиваемую работу, так что неудивительно, что рисковать в это время решаются многие», — говорит он.
Eduson.tv
Сервис для корпоративного онлайн-образования
Eduson.tv — библиотека онлайн-курсов в сфере бизнеса, а также платформа, с помощью которой клиент может создать собственный учебный контент и управлять корпоративным обучением. В кризис многие потенциальные клиенты из России заморозили бюджеты на обучение, и в сентябре 2015 года компания открыла офис в Калифорнии.
«В отношении российского рынка у нас не было ощущения катастрофы, но и прорывов здесь, конечно, мы не ждали. Мировая индустрия онлайн-образования оценивается в $146 млрд, $72 млрд из которых приходится именно на американский рынок. Конечно, нам хотелось попробовать побороться за этот кусок пирога», — говорит Елена Масолова, запустившая сервис Eduson.tv, она же - создатель российского Groupon.
В планах Масоловой на 2016 год — получить несколько десятков крупных клиентов, которые будут учить с Eduson.tv более тысячи сотрудников с чеком от $75 тыс. и несколько сотен средних компаний, плата которых составляет $20-40 тыс.
AmoCRM
Онлайн-система для учета продаж
Основатели компании «КьюСофт», продающей систему для отделов продаж AmoCRM, - Михаил Токовинин и его партнеры. Клиенты AmoCRM в России - это небольшие бизнесы, которые в среднем платят сервису в месяц 2,5 тыс. рублей. За 2014 год «КьюСофт» утроил выручку, и ее размеры достигли сотен миллионов рублей в год.
«И тут мы поняли, что такими темпами российский рынок для нас просто закончится. Нужно было либо создавать дополнительные продукты для малого и среднего бизнеса, либо открывать новые рынки», — рассказал Токовинин.
Сегодня у «КьюСофт» около 10% выручки приходится на США и Латинскую Америку. Токовинин ждет роста пользовательской базы на Западе в 4-5 раз в течение 2016 года.
«Пожалуй, разница только в том, что российские бизнесмены куда избалованнее. У нас каждый, например, использует Photoshop, хотя в США это роскошь. Или в России компания нанимает разработчика в штат, хотя могла бы обойтись аутсорсингом, а в США человек на зарплате, если на нем можно сэкономить, — это тоже роскошь», — поясняет Токовинин.
SailPlay
Продажа сервиса для автоматизации онлайн-маркетинга
Стартап SailPlay развивает платформу для автоматизации маркетинга. В прошлом году компания тоже решила выйти на рынок США. В России SailPlay продает крупным клиентам конструктор программ лояльности и CRM-систему для анализа эффективности различных механик поощрения клиентов. В числе клиентов SailPlay — Papa John’s, SELA, «Терволина» и др., они платят за услуги сервиса по несколько миллионов рублей ежемесячно.
«Наша аудитория отреагировала на кризис по-разному: некоторые потенциальные клиенты массово закрывают свои магазины, им стало не до маркетинга. Другие, наоборот, начали искать более эффективные способы увеличения количества покупок, и им как раз наш продукт стал интереснее», - говорит сооснователь сервиса Леонид Шангин.
Предполагается, что по итогам 2016 года 70% выручки компании будут составлять платежи американских клиентов, рассчитывают Шангин и его партнер Яков Филиппенко.