Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Средний класс вне социальной политики

Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», объясняет, почему представители среднего класса оказались самыми социально незащищенными гражданами.

Один из важнейших итогов путинского десятилетия – рост доходов наших граждан. Фактически за 2000-2010 гг. сформировался средний класс в качестве значительной социальной группы. Он составляет от 20 до 30 процентов населения России. Много есть определений среднего класса, но главная его черта – это люди, которые могут выбирать. Работу, обладая для этого достаточным образованием и квалификацией. Стиль потребления, обладая для этого достаточными доходами. Соотношение между текущими расходами и сбережениями. Это люди выбора.

Мы спрашиваем себя: когда наступит демократия в России? Когда основную долю населения будет составлять средний класс – 40-50%. Как минимум, нужно «ходить по пустыне» еще 10-12 лет.

А что делать с уже сложившимся средним классом? Основная его проблема состоит в том, что он уже сейчас требует социальных услуг более высокого уровня, нежели основная группа населения с базовыми доходами и образованием. Но этих услуг государство ему не предоставляет.

Приведу несколько примеров. Первый – пенсии. Для того, чтоб человек сохранил свой образ жизни по достижении пенсионного возраста, а не выпадал в ничтожество, как герои Достоевского, его пенсия должна составлять 40-50% от текущего дохода. А нынешние пенсии предполагают обеспечение бедных работающих с доходом не выше 20 тыс. в месяц. Представители же среднего класса оказываются вне солидарной пенсионной системы: да, пенсию они получают, но их старость не защищена.

Сегодня наиболее распространенная форма сохранения средним классом привычного образа жизни в старости – тезаврация, то есть сбережения. Или рента от сдачи внаем дополнительного жилья (или не дополнительного, когда люди, например, к детям переселяются). То есть мы в XXI веке воспроизводим социальный институт XVII века – тогда старики так жили! Или люди работают, пока физически способны – до 75 лет, что означает, что для их привычного образа жизни просто нет достаточной пенсии, а фактически это означает, что для них пенсии как бы и не существует вообще.

Другой пример – детские пособия. Их размер, также, как и «материнский капитал» может стимулировать появление детей только в бедных семьях. Это не значит, что семьи среднего класса не заводят детей. Но государственная политика стимулирования рождаемости не имеет к этому никакого отношения.

Возьмем сферу образования. Каким образом средний класс может улучшить образование своего ребенка? Наняв репетитора. Домашнего учителя XVIII века!

Таким образом, традиционная социальная политика в России игнорирует средний класс, выбрасывая его в поле «дикого Запада» - полного индивидуализма, или того, что Путин называет «плохим либерализмом». Игнорируя средний класс в социальной политике, мы на глазах воспроизводим совершенно архаические общественные институты, которые развитые, да и не очень  развитые, страны давно миновали.   

Пока что власть «заметила» средний класс специфическим образом – как дойную корову. Только что средний класс получил дополнительную фискальную нагрузку – обложение зарплат свыше 500 тыс. в год - для латания дыр в той самой пенсионной системе «для бедных». А для себя не получил ничего взамен.

Вот почему возникает необходимость в разработке новой социальной политики. Она не вытесняет традиционную. Бедные в России есть, и среди них есть и те, кто стоит на грани физического существования. Но я уверен, что эта проблема будет решена, если продолжать традиционную социальную политику. Речь идет о том, что нужна такая политика, которая включала бы в себя и средний класс.     

Что же можно для этого сделать? Признать, что социальная политика, базирующаяся на перераспределении бюджета, себя исчерпала. Она будет существовать только в сегменте самых бедных или в сегменте минимальных гарантий. Нужно дополнить ее растущим вовлечением в социальную сферу частных ресурсов. Важно понять, что у среднего класса спрос не на бюджетные «социальные» деньги! У него спрос на инструменты и механизмы, использующие его собственные деньги и его собственную активность. Вот ответ на вопрос, какой должна быть социальная политика.  

Ярослав Кузьминов

Текст подготовлен на основе выступления на инвестфоруме «Сочи-2011»

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.