Страхование в СРО — массовый продукт, он не решает всех проблем
Рынок страхования ответственности в СРО (строительных саморегулируемых организациях) оценивается экспертами в достаточно скромную сумму — около 1,5 млрд руб., это менее 10% всего рынка страхования
Рынок страхования ответственности в СРО (строительных саморегулируемых организациях) оценивается экспертами в достаточно скромную сумму — около 1,5 млрд руб., это менее 10% всего рынка страхования в строительстве. Тем не менее вокруг него кипят нешуточные страсти, конкурируют страховщики, спорят строители.
«Так и должно быть, ведь именно этот небольшой новый рынок будет формировать массовое отношение строителей к страхованию», — считает Владимир Карюкин, первый заместитель генерального директора Страхового общества «ГЕФЕСТ», компании‑лидера в страховании СМР (строительно‑монтажных рисков) в России.
Владимир Сергеевич, насколько успешно продвигается вступление строителей в СРО?
— Сейчас в России зарегистрировано 5 СРО. Практически во всех регионах России ведется активная работа по созданию некоммерческих партнерств, которые потом будут регистрироваться в качестве СРО. По оценкам Российского союза строителей, строительных СРО по всей стране будет около 50. Причем необходимость страхования не вызывает сомнения у большинства руководителей будущих СРО.
В одном из зарегистрированных строительных СРО — крупнейшем Межрегиональном объединении строителей, созданном на базе Российского союза строителей, — САО «ГЕФЕСТ» недавно возглавило рабочую группу по вопросам страхования, в которую входят «Военно‑страховая компания», «Ренессанс», «Югория» и «РОСНО». Выбор нашей компании в этом качестве не случаен, поскольку именно наши методические материалы по страхованию ответственности в СРО взяты за основу многими федеральными и региональными строительными союзами и объединениями.
Сколько договоров страхования с членами СРО вы уже заключили? И эти показатели больше или меньше ваших прогнозов?
— «ГЕФЕСТ» заключил уже несколько десятков договоров страхования ответственности членов будущих СРО, значительно раньше, чем прогнозировалось.
Какие вы рекомендуете параметры страхования членов СРО по размеру страховых лимитов и тарифам?
— С учетом накопленной в САО «ГЕФЕСТ» статистики и исходя из размера наиболее часто происходящих ущербов был рассчитан рекомендуемый размер страховых сумм, который составил в зависимости от исходных параметров от 700 тыс. до 25 млн руб. Размер страховой суммы определяется на основе количества видов работ, на которые член СРО получает допуск, и объема работ, выполненных членом СРО в прошедшем году.
На страховой тариф также влияют виды и количество видов работ, по которым член СРО получает допуск, объем и опыт работы этой строительной организации, а также многие другие факторы. Могу сказать, что по уже заключенным договорам страхования членов будущих СРО суммы страховой ответственности САО «ГЕФЕСТ» составляют от 10 млн до 40 млн руб., а стоимость полиса — от 26 тыс. до 80 тыс. руб.
Как будет происходить урегулирование убытков по этому виду страхования?
— Технология хорошо отработана, ведь страхование гражданской ответственности строителей перед третьими лицами существует на рынке уже более 10 лет. Член СРО, нанесший вред имуществу или здоровью третьего лица, сообщает пострадавшим контактные данные своего страховщика. Страховая компания собирает все необходимые сведения, проводит осмотр поврежденного имущества, запрашивает документы. В течение 10 дней после признания случая страховым потерпевшая сторона получает возмещение. Если страховой суммы по договору не хватает на возмещение ущерба, то оставшуюся часть доплачивает член СРО — виновник аварии. Если по каким‑то причинам и его средств не хватает, используются средства компенсационного фонда СРО. Так страхование помогает по максимуму сохранить компенсационный фонд нетронутым, а значит, добросовестным членам СРО не придется возмещать ущерб за виновников аварии.
Несмотря на кризис, «ГЕФЕСТ» дает умеренно оптимистичные прогнозы по развитию страхования в строительстве. С чем это связано?
— Мы работаем со строителями уже более 15 лет, полностью специализируемся на страховании строительных рисков. Страховали большинство крупнейших инфраструктурных проектов в Москве и в Питере, поэтому хорошо знаем ситуацию изнутри. Мы прогнозируем, что строительный рынок ожидает незначительный рост до 3%, который будет обеспечен за счет усилий Правительства РФ, планирующего использовать реализацию инфраструктурных проектов как антикризисную и стабилизационную меру. Несмотря на то что ряд проектов, основанных на частных инвестициях, замораживается, государственное финансирование будет сохранено, хотя и в сокращенном (до 25%) объеме. Соответственно, и рынок страхования строительных рисков тоже имеет шанс сохранить небольшой рост, поскольку большая его часть приходится на страховую защиту бюджетных инфраструктурных проектов.
Как развивается страхование в строительном комплексе нашего региона?
— Безусловно, строительный рынок в Поволжье становится все более цивилизованным. Сейчас востребовано страхование ответственности за неисполнение госконтракта. В перспективе, поскольку Самара — регион достаточно инвестиционно активный, — более широкое развитие страхования строительно‑монтажных рисков.
В прошлом году мы открыли представительство в Самаре, и в нашем активе уже есть страховая защита нескольких крупных региональных объектов — таких как строительство Кировского моста, строительство и реконструкция дороги Самара — Волгоград и т. п.
Под нашей защитой сейчас находится около 80 региональных проектов, например, такие как строительство автомобильного обхода г. Сочи, железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск, мостового перехода через р. Дон в Ростове‑на‑Дону, медицинских центров высоких технологий в рамках нацпроекта «Здоровье».
Можно сказать, что везде заказчики строительства становятся все более заинтересованными в финансовой безопасности бюджетных инвестиций. Многие из них начинают предъявлять требования к подрядчикам по обеспечению страховой защиты строительства. Подрядчики тоже на своем опыте сталкиваются со случаями, когда вся финансовая ответственность за повреждение объекта, нанесение ущерба третьим лицам или возникшие расходы по послепусковым гарантиям ложатся в полной мере на них, и начинают осознавать необходимость страхования.
Будет ли дальше развиваться страхование строительно - монтажных рисков, другие страховые услуги для строителей или страхование в рамках СРО их заменит?
— Страхование ответственности для членов СРО разрабатывалось как массовый страховой продукт, который должен быть доступным по цене и поэтому имеет лимиты ответственности, рассчитанные на среднестатистические убытки. Этот вид страхования не может обеспечить компенсацию материальных ущербов непосредственно объектам строительства. Он лишь возмещает материальный ущерб, причиненный третьим лицам, и не может заменить полноценного управления рисками, особенно если речь идет об организации, работающей на строительстве крупного инфраструктурного объекта. Для обеспечения комплексной защиты таких проектов необходимо по прежнему страховать строительно‑монтажные риски, гражданскую ответственность перед третьими лицами (с более крупными лимитами), послепусковые гарантийные обязательства, строительную технику, персонал. Я уверен, что страхование в СРО (если оно будет правильно организовано), наоборот, поможет строителям заинтересоваться другими видами страхования, потому что они поймут, насколько это удобная и стоящая услуга — страхование.
«Так и должно быть, ведь именно этот небольшой новый рынок будет формировать массовое отношение строителей к страхованию», — считает Владимир Карюкин, первый заместитель генерального директора Страхового общества «ГЕФЕСТ», компании‑лидера в страховании СМР (строительно‑монтажных рисков) в России.
Владимир Сергеевич, насколько успешно продвигается вступление строителей в СРО?
— Сейчас в России зарегистрировано 5 СРО. Практически во всех регионах России ведется активная работа по созданию некоммерческих партнерств, которые потом будут регистрироваться в качестве СРО. По оценкам Российского союза строителей, строительных СРО по всей стране будет около 50. Причем необходимость страхования не вызывает сомнения у большинства руководителей будущих СРО.
В одном из зарегистрированных строительных СРО — крупнейшем Межрегиональном объединении строителей, созданном на базе Российского союза строителей, — САО «ГЕФЕСТ» недавно возглавило рабочую группу по вопросам страхования, в которую входят «Военно‑страховая компания», «Ренессанс», «Югория» и «РОСНО». Выбор нашей компании в этом качестве не случаен, поскольку именно наши методические материалы по страхованию ответственности в СРО взяты за основу многими федеральными и региональными строительными союзами и объединениями.
Сколько договоров страхования с членами СРО вы уже заключили? И эти показатели больше или меньше ваших прогнозов?
— «ГЕФЕСТ» заключил уже несколько десятков договоров страхования ответственности членов будущих СРО, значительно раньше, чем прогнозировалось.
Какие вы рекомендуете параметры страхования членов СРО по размеру страховых лимитов и тарифам?
— С учетом накопленной в САО «ГЕФЕСТ» статистики и исходя из размера наиболее часто происходящих ущербов был рассчитан рекомендуемый размер страховых сумм, который составил в зависимости от исходных параметров от 700 тыс. до 25 млн руб. Размер страховой суммы определяется на основе количества видов работ, на которые член СРО получает допуск, и объема работ, выполненных членом СРО в прошедшем году.
На страховой тариф также влияют виды и количество видов работ, по которым член СРО получает допуск, объем и опыт работы этой строительной организации, а также многие другие факторы. Могу сказать, что по уже заключенным договорам страхования членов будущих СРО суммы страховой ответственности САО «ГЕФЕСТ» составляют от 10 млн до 40 млн руб., а стоимость полиса — от 26 тыс. до 80 тыс. руб.
Как будет происходить урегулирование убытков по этому виду страхования?
— Технология хорошо отработана, ведь страхование гражданской ответственности строителей перед третьими лицами существует на рынке уже более 10 лет. Член СРО, нанесший вред имуществу или здоровью третьего лица, сообщает пострадавшим контактные данные своего страховщика. Страховая компания собирает все необходимые сведения, проводит осмотр поврежденного имущества, запрашивает документы. В течение 10 дней после признания случая страховым потерпевшая сторона получает возмещение. Если страховой суммы по договору не хватает на возмещение ущерба, то оставшуюся часть доплачивает член СРО — виновник аварии. Если по каким‑то причинам и его средств не хватает, используются средства компенсационного фонда СРО. Так страхование помогает по максимуму сохранить компенсационный фонд нетронутым, а значит, добросовестным членам СРО не придется возмещать ущерб за виновников аварии.
Несмотря на кризис, «ГЕФЕСТ» дает умеренно оптимистичные прогнозы по развитию страхования в строительстве. С чем это связано?
— Мы работаем со строителями уже более 15 лет, полностью специализируемся на страховании строительных рисков. Страховали большинство крупнейших инфраструктурных проектов в Москве и в Питере, поэтому хорошо знаем ситуацию изнутри. Мы прогнозируем, что строительный рынок ожидает незначительный рост до 3%, который будет обеспечен за счет усилий Правительства РФ, планирующего использовать реализацию инфраструктурных проектов как антикризисную и стабилизационную меру. Несмотря на то что ряд проектов, основанных на частных инвестициях, замораживается, государственное финансирование будет сохранено, хотя и в сокращенном (до 25%) объеме. Соответственно, и рынок страхования строительных рисков тоже имеет шанс сохранить небольшой рост, поскольку большая его часть приходится на страховую защиту бюджетных инфраструктурных проектов.
Как развивается страхование в строительном комплексе нашего региона?
— Безусловно, строительный рынок в Поволжье становится все более цивилизованным. Сейчас востребовано страхование ответственности за неисполнение госконтракта. В перспективе, поскольку Самара — регион достаточно инвестиционно активный, — более широкое развитие страхования строительно‑монтажных рисков.
В прошлом году мы открыли представительство в Самаре, и в нашем активе уже есть страховая защита нескольких крупных региональных объектов — таких как строительство Кировского моста, строительство и реконструкция дороги Самара — Волгоград и т. п.
Под нашей защитой сейчас находится около 80 региональных проектов, например, такие как строительство автомобильного обхода г. Сочи, железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск, мостового перехода через р. Дон в Ростове‑на‑Дону, медицинских центров высоких технологий в рамках нацпроекта «Здоровье».
Можно сказать, что везде заказчики строительства становятся все более заинтересованными в финансовой безопасности бюджетных инвестиций. Многие из них начинают предъявлять требования к подрядчикам по обеспечению страховой защиты строительства. Подрядчики тоже на своем опыте сталкиваются со случаями, когда вся финансовая ответственность за повреждение объекта, нанесение ущерба третьим лицам или возникшие расходы по послепусковым гарантиям ложатся в полной мере на них, и начинают осознавать необходимость страхования.
Будет ли дальше развиваться страхование строительно - монтажных рисков, другие страховые услуги для строителей или страхование в рамках СРО их заменит?
— Страхование ответственности для членов СРО разрабатывалось как массовый страховой продукт, который должен быть доступным по цене и поэтому имеет лимиты ответственности, рассчитанные на среднестатистические убытки. Этот вид страхования не может обеспечить компенсацию материальных ущербов непосредственно объектам строительства. Он лишь возмещает материальный ущерб, причиненный третьим лицам, и не может заменить полноценного управления рисками, особенно если речь идет об организации, работающей на строительстве крупного инфраструктурного объекта. Для обеспечения комплексной защиты таких проектов необходимо по прежнему страховать строительно‑монтажные риски, гражданскую ответственность перед третьими лицами (с более крупными лимитами), послепусковые гарантийные обязательства, строительную технику, персонал. Я уверен, что страхование в СРО (если оно будет правильно организовано), наоборот, поможет строителям заинтересоваться другими видами страхования, потому что они поймут, насколько это удобная и стоящая услуга — страхование.