Страховщики ориентируются на средний и малый бизнес
По оценке экспертов, основная доля совокупной страховой премии всех российских страховых компаний (СК) приходится на взносы страхователей-юрлиц. Корпоративное страхование рентабельно и способствует
эксперты
Ольга Алексейчук
заместитель директора самарского филиала компании СК «Спасские ворота»
Владимир Золотарев
директор самарского филиала «Росгосстраха»
Евгений Любицкий
генеральный директор СК «Таймрезерв»
Людмила Мордвинова
начальник отдела офисных продаж самарского филиала СК «Московская страховая компания»
Алексей Перфильев
руководитель отдела страхования имущества юридических лиц самарского филиала ОАО «Альфастрахование»
Андрей Раздьяконов
президент ЗАО «СК «Самара-АСКО»
Вадим Чугриенко
директор самарского филиала ОАО «СК «Прогресс-Гарант»
В чем преимущество «коробочного» продукта для клиентов СК?
Какие виды страхования предпочитает средний и малый бизнес?
Есть ли свои особенности в страховании юрлиц?
По мнению президента ЗАО «СК «Самара-АСКО» Андрея Раздьяконова, сегодня для страховщиков работа с юрлицами является одним из наиболее перспективных направлений. «Себестоимость договора страхования для физических и юридических лиц отличается несильно, в то же время страховая премия от юридических лиц значительно выше, прежде всего потому, что их имущество дороже стоит. Поэтому для СК интереснее и выгоднее работать с корпоративным сегментом».
По словам руководителя отдела страхования имущества юридических лиц самарского филиала ОАО «Альфастрахование» Алексея Перфильева, на сегодняшний день спрос на услуги СК со стороны юрлиц стабильно возрастает. Главная причина этого — в более цивилизованном подходе предпринимателей к ведению бизнеса. «Во-первых, многие предприятия развиваются, становятся более финансово устойчивыми, у них появляется возможность выделять средства на обеспечение своей страховой защиты, — подчеркивает г-н Перфильев. — Во-вторых, сейчас огромное распространение получили разнообразные кредитные программы для малого и среднего бизнеса. Как правило, кредиты выдаются под залог, и одно из требований банков — страхование залогового имущества предприятий».
Директор самарского филиала ОАО «СК «Прогресс-Гарант» Вадим Чугриенко согласен с этим мнением: «В настоящий период мы ощущаем рост интереса к нашим страховым продуктам со стороны юридических лиц. Растут объемы производства и сферы услуг, увеличивается парк автотранспорта, у предприятий появляется необходимость страховать собственные имущественные интересы».
По оценке директора самарского филиала «Росгосстраха» Владимира Золотарева, услугами страховщиков в России сегодня пользуется около 80% предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ). Почти половина из них — предприятия, которые страхуют свой автопарк по ОСАГО, еще четверть предприятий страхует свой автотранспорт по КАСКО. Всеми остальными видами страхования интересуется лишь порядка 8% предприятий СМБ. Наиболее важным для этого сегмента рынка является страхование имущества. Но только около 20% предприятий имеет подобный договор страхования. «СМБ особенно привлекателен для страховых компаний, поскольку рынок страхования крупных промышленных и добывающих гигантов уже поделен. Кроме того, страхование СМБ является наиболее стабильной частью страхового портфеля. Борьба за клиента на этом рынке менее шумная, и демпинг тут применяется в гораздо меньшей степени, чем, например, при страховании крупных предприятий», — резюмирует г-н Золотарев.
По мнению всех участников рынка, еще несколько лет назад значительное количество отечественных предпринимателей не полностью осознавало важность страхования своего бизнеса. Кроме того, идея страхования во многом была дискредитирована в среде предпринимателей, которые склонны отождествлять страхование с еще одним налоговым бременем.
«Если сравнивать уровень отечественной страховой культуры и уровень страховой культуры на Западе, то вывод будет явно не в нашу пользу, — считает Андрей Раздьяконов. — Зачастую в нашей стране страхование воспринимается как не самая эффективная трата денег».
Владимир Золотарев добавляет, что основные причины, тормозящие развитие страхования СМБ, заключаются не только в низкой страховой культуре руководителей предприятий: «Большую роль в этом еще играет особенность ведения современного бизнеса: двойная бухгалтерия и нелегальные схемы владения имуществом, нехватка финансовых средств у потенциальных страхователей и недоверие к работающим на рынке СК».
В связи с тем что за последние два года работа в сегменте среднего и малого бизнеса все активнее осваивалась страховыми компаниями, многие страховщики для предприятий СМБ стали создавать «коробочные» продукты — стандартизованные, типовые страховые программы, удовлетворяющие основным требованиям малого и среднего бизнеса к страхованию. Типовой полис нацелен на компенсацию крупных, катастрофических убытков, которые могут привести к серьезным финансовым осложнениям для небольшой фирмы или к ее разорению.
Одной из первых страховых компаний, кто целенаправленно стал работать с сегментом СМБ, стал «Росгосстрах». В 2005 г. РГС представил свою страховую программу, которая позиционировалась как исключительно предназначенная для предприятий малого и среднего звена. Сегодня такие «коробочные» продукты есть у большинства крупных федеральных и местных страховщиков. «Средний и малый бизнес нуждается в комплексной страховой защите, — уверен Вадим Чугриенко, — комплексные программы могут быть сформированы в любых сочетаниях практически по всем видам страхования. Такой подход при осуществлении страховой защиты позволяет применять целую систему скидок».
Эксперты отмечают, что благодаря внедрению «коробочных» страховых продуктов страховые агенты могут быстро сами освоить процедуру заключения договора и в доступной форме объяснить условия страхования клиенту. Они сокращают время, требующееся на оформление договора страхования, список необходимых документов и сроки их рассмотрения. Таким образом устраняются сложности, которые отталкивают предпринимателей от страхования еще на первых этапах заключения договора: запутанность страховых процедур и долгое составление договора страхования.
Андрей Раздьяконов подчеркивает, что внедрение «коробочных» продуктов делает процедуру страхования более прозрачной: «Клиенту необходимо только поставить галочки в списке страхуемых рисков, и агент сразу же скажет точную сумму, которую придется заплатить».
По оценке Вадима Чугриенко, наиболее популярные виды страхования у представителей СМБ в порядке убывания следующие: страхование автотранспорта, страхование товаров на складе, страхование грузоперевозок, страхование имущества от пожара, добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и болезней. При этом для клиента очень важно правильно выбрать риски, от которых он хочет защититься. Владимир Золотарев вспоминает классический случай, произошедший с одним из московских предпринимателей. Он застраховал имущественные риски собственного ресторана и магазин, причем имущество последнего служило залогом для взятого в банке кредита, но отказался страховать риск перерыва в производстве. После страхового случая в ресторане (пожар) «Росгосстрах» выплатил ему страховое возмещение. Ресторан был восстановлен, но из-за длительного простоя в его работе предприниматель вынужден был продать принадлежащий ему магазин, чтобы расплатиться по кредиту. Такое решение было обусловлено тем, что источником погашения кредита служил именно постоянный доход от ресторана.
«Так называемые «коробочные» продукты — во многом маркетинговый ход, нежели действительно новое предложение на страховом рынке, — считает заместитель директора самарского филиала страховой компании «Спасские ворота» Ольга Алексейчук. — Например, по обязательному страхованию все СК работают по единым правилам и тарифам. «Коробочный» продукт может быть интересен для физических лиц. Работа страховой компании с малым и средним корпоративным сегментом должна строиться не на основе набора унифицированных продуктов, а на основе внимательного отношения и индивидуального подхода к страхованию бизнеса каждого клиента». По оценке г-жи Алексейчук, сейчас активно развивается имущественное страхование юридических лиц, что связано, прежде всего, с развитием кредитных программ банков.
Начальник отдела офисных продаж самарского филиала СК «Московская страховая компания» Людмила Мордвинова тоже невысоко оценивает «коробочные» продукты. «В нашей компании есть программы страхования юридических лиц, — сообщила она, — но мы не опираемся на унифицированные страховые продукты, к каждому страхователю у нас индивидуальный подход».
Г-жа Мордвинова напомнила, что при «коробочном» варианте страховое покрытие является фиксированным (нерасширенным). В связи с этим при наступлении серьезного страхового случая выплата страхового возмещения будет намного ниже реального ущерба.
Вадим Чугриенко отмечает, что постепенно на небольших и средних по численности предприятиях появляется традиция формировать социальный пакет сотрудникам предприятия, куда входит добровольное медицинское страхование (ДМС) или страхование от несчастных случаев (НС).
Генеральный директор СК «Таймрезерв» Евгений Любицкий: «Основное направление деятельности нашей компании в плане работы с корпоративным сегментом — это ДМС. Ранее пакет ДМС для своих сотрудников могли позволить себе только крупные компании. Средний и малый бизнес был здесь не так активен. Однако в последнее время СМБ также стал проявлять интерес к этому виду страхования. Эта тенденция объясняется тем, что усиливается конкуренция на рынке труда квалифицированных кадров, для которых важна не только материальная оплата, но и социальный пакет».
По оценке Владимира Золотарева, в настоящее время федеральные корпоративные клиенты составляют более 80% портфеля страховых компаний по ДМС. Но региональные предприятия среднего и малого бизнеса пока не так активно стремятся включать в социальный пакет для своих сотрудников программы добровольного медицинского страхования.
С ростом страхования юрлиц неизбежные изменения происходят и в агентском корпусе СК. По оценке экспертов, СК постепенно дистанцируются от тех агентов, которые «сидят» только на ОСАГО. Страховщики стараются ориентировать своих агентов на заключение договоров по добровольным видам страхования. Андрей Раздьяконов отмечает, что для работы с корпоративным сегментом нужны не просто агенты, а профессиональные переговорщики. По словам Вадима Чугриенко, страховые агенты или менеджеры, которые работают с сегментом СМБ, должны, безусловно, знать свой страховой продукт, а также, в идеале, — разбираться в многочисленных аспектах производственной деятельности клиента. «Такие агенты — своего рода «риск-менеджеры» для страхователя», — подчеркивает г-н Чугриенко.
По оценке Андрея Раздьяконова, основная масса договоров по страхованию юридических лиц заключается через агентскую сеть: «Но если взять 100 агентов, то из них только 10-15 работают на таком уровне, что могут провести переговоры с руководителями предприятий. В этих агентах мы заинтересованы и стараемся оказать им всемерную поддержку». Г-н Раздьяконов оценивает общий объем заключенных своей страховой компанией договоров с корпоративным сектором через агентский корпус и офисные продажи как 70% и 30% соответственно.
Алексей Перфильев высказывает мнение, что в страховании юридических лиц все большую роль начинают играть страховые брокеры, которые выбирают предложения нескольких страховых компаний и советуют своему клиенту наиболее оптимальный вариант.
По словам г-на Любицкого, сложность конкуренции с федеральными страховщиками и местными кэптивными СК подтолкнула «Таймрезерв» развить дополнительное направление деятельности и начать работу в качестве страхового брокера. Уже в ближайшие месяцы под брендом «Тайм- резерв» откроется новое юридическое лицо. Евгений Любицкий: «Компания будет работать в формате страхового магазина. Мы будем предлагать полисы различных страховщиков, в том числе и по страхованию юридических лиц». За первые три месяца работы страховой магазин должен собрать страховых премий на сумму от 1,5 до 2 млн руб. «Открытие страхового магазина не означает прекращения деятельности СК «Таймрезерв», — подчеркивает г-н Любицкий, — напротив, недавно наша компания получила новые лицензии на некоторые виды страхования».
В ближайшем будущем количество договоров страхования имущества и ответственности юрлиц будет увеличиваться. Об этом свидетельствуют прогнозы Центра стратегических исследований РГС. Темп роста страховой премии в 2008-2009 гг. составит 25-30%. К концу 2008 г. сборы страховщиков превысят 1 трлн руб., в 2009 г. составят 1,3 трлн руб. Доля добровольного страхования в общем объеме поступлений превысит 50% и составит 526 млрд руб. в 2008 г. и 678 млрд руб. — в 2009-м.
О росте количества договоров в корпоративном сегменте говорят и местные эксперты. Алексей Перфильев считает, что эта тенденция связана с продолжающимся развитием кредитных программ для СМБ. Большими темпами будет развиваться страхование залогового имущества, корпоративного автотранспорта, ДМС, страхование ответственности.
мнение
К добровольному страхованию до поры до времени руководители малых предприятий относятся как к лишним тратам
Владимир Золотарев
директор самарского филиала «Росгосстраха»:
— Ведь в первую очередь деньги компании идут на закупку сырья и товара, арендные платежи, выплату налогов и зарплаты. После решения всех насущных проблем до страхования дело уже не доходит. Но, столкнувшись хотя бы один раз с форс-мажорными обстоятельствами, предприниматели начинают думать по-другому. Ведь борьба с последствиями чрезвычайных происшествий — это очень затратное мероприятие, а страховые выплаты позволят компенсировать понесенные убытки.
По статистике, около 37% предприятий в России уже встречалось с претензиями потребителей по качеству товаров и услуг. Это страхуемый риск. Чаще всего с претензиями по качеству продукции сталкиваются предприятия общепита и производственного сектора — текстильное, швейное производство, бумажная промышленность, деревообработка, полиграфия, производство машин и механизмов.
В наш техногенный век страхование ответственности приобретает все большую актуальность. Сегодня в обязательном порядке должны страховать свою ответственность предприятия — источники повышенной опасности, а также свою профессиональную ответственность — аудиторы, оценщики, риэлторы и некоторые другие специалисты.
Недооцененным является пока и такой вид страхования, как страхование грузоперевозок. В отличие от экспортно-импортных операций, при которых требованиями делового оборота преду- сматривается необходимость такого страхования вне зависимости от того, куда направляется груз, внутри России перевозки страхуют лишь крупные компании.